ПОИСК
Події

Взяток гаишникам киевские водители больше не дают, ведь наказать их могут лишь… Десятиминутной проволочкой на оформление протокола

0:00 13 травня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
Поработав всего день в форме сержанта столичной госавтоинспекции, журналист «ФАКТОВ» был шокирован бесправием ее сотрудников

Водители представляют гаишную жизнь как нечто райское — порхание от нарушителя к нарушителю и неторопливое пощипывание деньжат. Все это, конечно, не более чем светлая детская мечта. Недавно мне довелось прожить день в форме инспектора ГАИ. Волшебную возможность перевоплотиться в сержанта ДПС предоставило новое руководство УГАИ Киева. Задачу нашей группе из трех человек поставили самую боевую — ездить по столице и вскрывать злостные нарушения правил дорожного движения. В первый момент я даже немного запаниковал: сколько же времени пройдет, пока мы случайно наткнемся на нарушителя? Эдак много не навскрываешь! Но мои молодые напарники Виталик и Ярослав были невозмутимы — мол, дай только выехать за ворота полка ГАИ. В самом деле, куда мы ни напрявляли свой патрульный «жигуль», нарушители буквально путались и кишели под ногами.

«Если водитель не признает своей вины, инспекторам приходится писать рапорт к протоколу»

Не прошло и пары минут, как на скоростной трассе, где народ носится как сумасшедший, какой-то дедуля на «Шкоде Фабии» бойко развернулся через двойную осевую линию. Дедуля оказался единственным простаком за целый день, которого хоть немного напугал вид протокола. «Ребята, зачем протокол, давайте так», — начал было ныть дед, но Виталий уже заканчивал заполнять бланк. Поздно опомнился, дед! Кстати, ветеран был единственным нарушителем за весь день, хотя бы сделавшим попытку нам что-то предложить. Остальные — и крутые, и простые — не желали давать ничего! Пиши, мол, начальник, протокол — все равно нам ничего не будет! Сколько там у тебя штраф — восемь гривен? Миф о взятках рушился на глазах. Я, каюсь, грешным делом думал в ГАИ подзаработать. Представлял, как водилы застенчиво тычут мне книжечки с правами, где между страничек прячутся хрустящие новенькие десятки и двадцатки гривен. Куда там! Народ обнаглел окончательно и взяток не дает из принципа. Полное разочарование пришло после того, как Виталик предложил съездить на Житомирскую трассу «пострелять машинки», а если быть точным, проверить при помощи спецприбора «Сокол», с какой скоростью двигаются автомобили при подъезде к столице. На участке трассы, где мы «залегли», стоял знак «60». Правда, меньше восьмидесяти не ехал никто. Но мы работали «честно» — стопорили в основном тех, кто шел 110-120. Цели штрафовать всех подряд не было — хотелось просто заставить людей снизить скорость. Но вот невезение! В первом же пойманном «мерсе» оказался нардеп.

- Культурно поговорил, — удовлетворенно сказал Виталий, — а мог бы и накричать, мол, чего, сержант, погоны жмут? Сейчас вообще народ поспокойнее стал. А раньше: открывается окошко, а оттуда… такого наслушаешься!

В следующем крутом «мерсе» ехал милый дядечка — по документам сотрудник службы экономической безопасности. Короче, с «мерсами» нам не везло, и мы переключились на джипы. Хозяин первого из них каялся и предлагал «при нас перезвонить своему другу — замначальника областного ГАИ». Но, как мужик ни старался, дозвониться не получилось. От обиды он чуть не расплакался — пришлось сжалиться. Еще один хозяин джипа вынул удостоверение дружинника ГАИ, куда Ярослав записал предупреждение и отпустил. Наконец нам удалось «оформить» хоть одного крутого «пацана» на дорогущем джипе «БМВ Х5» с номерами Верховной Рады. Измывался он над нами минут пятнадцать. Задирался с Виталием, доказывая, будто тот поцарапал портупеей дверцу машины. В конце «пацан» начирикал в протоколе, что не согласен с решением инспектора.

РЕКЛАМА

- Виталик, — говорю, — дай мне пистолет, я ему хоть шину прострелю!

- Спокойствие! — заулыбались ребята.  — Мы тоже такие горячие были, когда только пришли в ГАИ работать…

РЕКЛАМА

Напарники держались, но на душе было невесело: к каждому протоколу, когда водитель не признает свою вину, инспектору приходится писать рапорт. И командир за такие протоколы по головке не погладит…

- Скажет, непрофессионально работали, не смогли убедить водителя, — вздохнул Ярослав.  — А что нам, на колени перед водителями становиться?

РЕКЛАМА

Мы оформили еще парочку протоколов — народ спорил, отказывался узнавать свою скорость на «фаре», наконец просто давил на жалость, но вот денег не предлагали! Что за народ?! Готовы унижаться, прощения просить, лишь бы десятку на штрафе сэкономить! Почти все нарушители ехали то ли в больницу, то ли с похорон, то ли в гости к начальнику ГАИ. Большую часть мы (а что делать?) предупреждали и отпускали. У каждого были свои предпочтения. Уважающий старость Ярослав отдавал права водителям преклонного возраста, сердобольный Виталик прощал тех, кто сегодня кого-то похоронил.

- Знаешь, — признался Виталик, — я даже одного пьяного как-то отпустил. Мужик-афганец. Инвалид. Приехал хоронить родителей. Признался, что выпил.

- А ты уверен, — говорю, — что он не наврал?

- Нет, — ответил Виталик, — это ж видно…

С легковушек Виталик переключился на автобусы, проверяя у них техосмотр, который те должны проходить каждый квартал. Хотел было наказать водителя ЛАЗа, но на улицу из салона выползла старушка, показала билет и прошамкала, мол, опаздывает на поезд. Ну что с ней будешь делать!

«Мы можем только просить убрать машину из-под знака или вызвать для этого эвакуатор»

Вторым местом нашего «патрулирования» была парковка у торгового центра «Мандарин-плаза». Место это печально известно тем, что крутые машины паркуются здесь в два ряда, почти полностью перекрывая движение. Обычно стоишь в пробке на бульваре Шевченко и мысленно материшь этих парней на джипах, которым наплевать на всех остальных водителей.

Внутри «Мандарина» есть парковка, но народу в «мерсах» тысяч за сто, видно, жалко пары гривен — вот и выстраиваются перед входом. У торгового центра уже дежурил молодой сержантик. Но крутые, похоже, не обращали на него никакого внимания.

- А вы попробуйте сами с ними справиться, — ухмыльнулся сержантик.

Что ж, стучим в окошко тонированной «Тойоты Камри». Сонный хозяин машины приехал из Донецка и очень удивлен, с какой стати его беспокоят. «А где ж мне стоять?» — цедит он сквозь зубы. Машина оказалась не его — донецкий полез в багажник за доверенностью, долго там рылся. Казалось, он сейчас достанет обрез и застрелит нас под аплодисменты других «крутелыков».

- Документы в порядке, — сказал с облегчением в голосе Ярослав, — но стоять здесь нельзя…

Донецкий что-то хмыкнул, залез в машину и… не сдвинулся с места!

- Сами мы можем уговаривать, просить, а заставить убрать машину — нет! — сказал Ярослав.  — Парковка — «мелкое» админнарушение. Штраф максимум 8,5 гривни. Правда, сейчас можно вызвать погрузчик.

В последнее время у инспекторов появилось сильное оружие против злостных нарушителей правил парковки — эвакуаторы, принадлежащие мэрии. С их появлением инспекторам стало легче работать «по стоячему», то есть бороться с водителями, бросившими свои машины под знаком «остановка запрещена». Обычно, заметив инспектора, такие водители не садятся в автомобиль, а прогуливаются поблизости, ожидая, пока милиционер уйдет…

- Хозяина машины от обычных прохожих я легко отличу, — говорит Ярослав, — для этого достаточно подойти к машине, а потом обернуться и посмотреть вокруг. В этот момент владелец автомобиля стоит, пристально глядя на тебя.

- А как заставить его подойти?

- Вызвать эвакуатор! — смеется Ярослав.  — Тогда он быстро объявится. С угрозами на тебя бросается.

«За пьянство сейчас даже права не забирают»

Мы собираемся отъезжать от «Мандарина». Вдруг на центр дороги задом, едва не угодив в автобус, вылетает черный джипчик. За рулем дамочка, перепуганная до смерти. Начинаем выяснять — оказывается, права она получила три недели назад. От страха дамочка полностью забыла, как управлять машиной.

- Вот нонсенс, — говорит Виталик, — права у человека в порядке, но ехать она не может. И что с ней делать? А вообще разные женщины бывают. Одна в наш патрульный «жигуль» врезалась. Передок весь снесла. Говорит, я денег больше заплачу, но вы и свою, и мою машину ремонтировать будете…

Радиостанция в кармане у Ярослава передала сообщение о разбойном нападении. Разыскивался черный «Дэу Ланос».

- Вот бы, — говорю, — поймать! Чем нас тогда наградят?

- Премию дадут, — сказал Ярослав, — сто пятьдесят гривен. Я вот угонщика один раз задержал, мне дали.

- А зарплата у вас какая?

- У меня 550 гривен, — сказал Ярослав, — а у Виталика 400. Его на год «оштрафовали» — премию сняли. Нас очень серьезно проверяют — и свои, и СБУ.

Ни одного пьяного за весь день мы так и не выловили. Но ребята успокоили: пойдем в ночную смену — наловим. Народ расслабился, у пьяного даже права не забирают. Могут лишь отвезти машину на штрафплощадку. Забираешь ее и ездишь снова. А суд, если состоится, назначит тебе штраф 250 гривен…

Начальник УГАИ Киева Анатолий Павловский: «Что может сделать милиция, когда люди убивают сами себя?»

Страшно, что водители-нарушители не просто не подтверждают, но и не осознают свою вину. Ну нарушил, мол, а что такое? Проехал на красный, но ведь машин рядом не было! Но любое нарушение может привести к страшному ДТП. Для примера, девятого мая из пяти ДТП в трех случаях водители сами себя убили. Одна машина врезалась в отбойник, другая налетела на препятствие. Погибло несколько человек. А ведь все, кто нарушает, уверены, что с ними ничего подобного не случится…

243

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів