«я потеряла дочь за несколько секунд», — говорит мама погибшей 26-летней женщины, отправившейся покататься на безобидном аттракционе чешского луна-парка в тернополе
Третьего мая тернопольчане, посетившие чешский луна-парк, стали свидетелями страшной сцены. С крутящегося в воздухе аттракциона «Скамейка» вдруг, как из стручка, посыпались люди. Упав, кто на железный постамент аттракциона, кто на асфальт, они продолжали неподвижно лежать. Когда паника закончилась и пострадавшим оказали первую помощь, на земле осталось распластанное тело молодой женщины. Она была жива, но двигаться не могла. По жестокой иронии судьбы, несчастная рухнула неподалеку от комнаты смеха, разукрашенной чудовищными монстрами и черепами
«Если бы страховочная труба открылась во время набора скорости, разбились бы все»
- В тот день мы c друзьями гуляли в парке Шевченко, — рассказал корреспонденту «ФАКТОВ» студент Тернопольского университета народного хозяйства 19-летний Виталий Яворивский, который еще продолжает лечение в больнице. — Как раз приехал чешский луна-парк, и мы пошли на аттракцион «Скамейка». Он действует так: люди усаживаются на длинную скамейку с сиденьями. На уровне груди их закрепляют страховочной трубой, которая тянется через всю скамейку, чтобы они не выпали. Оператор включает аттракцион, и скамейка начинает наматывать круги. Сначала она минуты две очень быстро крутится в одну сторону. На самом верху останавливается и, постояв секунды три-четыре, начинает вращаться в другую.
Высота аттракциона где-то метра четыре, а то и больше. В верхней точке, когда центробежная сила как будто вырывает тебя из сиденья, просто пот прошибает, настолько острое ощущение. Моя девушка, к счастью, побоялась кататься, и я сел на аттракцион без нее Скамейка рассчитана на 18 человек, но уже было поздно, девять часов вечера, и людей насобиралось немного, человек 13-15. Мы сели на скамейку и поехали.
Когда скамейка, сделав несколько оборотов, замедлила свой ход, чтобы начать движение в другую сторону, случилось непоправимое. Открылся блокировочный механизм и поднялась страховочная труба. Оставшиеся без страховки люди посыпались на землю. Но несколько участников аттракциона смогли удержаться в креслах.
- В момент аварии они откинулись назад, согнули руки в локтях, вжались в сиденья и таким образом уцелели, — продолжает рассказ тоже студент университета народного хозяйства 20-летний Виталий Прокопенко. — Как это им удалось, не знаю. Кресла мелкие, схватиться не за что. Никаких ручек и приспособлений на экстренный случай. Это счастье, что труба открылась, когда аттракцион уже замедлил движение. Если бы она сорвалась во время набора скорости, поубивались бы все.
- Как действовал в момент аварии оператор аттракциона?
- Судя по всему, он начал тормозить, но при таких оборотах остановить аттракцион сразу было нелегко. «Скамейка» остановилась лишь внизу, вернувшись в исходное положение. Когда после падения я пришел в себя, мне сказали, что упали пять человек. А остальные, человек восемь, спаслись, в том числе моя подруга и еще одна девушка, сидевшие со мной рядом. Больше всего, конечно, не повезло девушке, которая сидела в крайнем кресле слева. Я ее потом видел — она лежала на асфальте. Люди скрутили какой-то валик, положили ей под шею. А она не плакала, не кричала. Просто лежала с открытыми глазами и молчала.
«Мне приснилось, как мама-покойница построила хату без окон и дверей»
- В тот день в 21 час 40 минут к нам доставили пятерых пострадавших, трех мужчин и двух женщин, все в возрасте до 26 лет, — вспоминает главный врач тернопольской городской больницы скорой помощи Николай Кравчук. — Повреждения были типичные для падения с высоты: ушибленная рана головы, закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб грудного отдела позвоночника. Всех пострадавших мужчин мы обслужили амбулаторно и отправили долечиваться по месту жительства. Одну женщину с подозрением на травму живота переправили в дежурную больницу. Но, конечно, самым тяжелым был диагноз 26-летней девушки, которая получила закрытую травму позвоночника и закрытый перелом шейного отдела позвоночника
- Поздно вечером в дверь позвонили, я открыла и увидела родственников с опущенными глазами, — рассказывает мама пострадавшей Ирины Стефания Ивановна. — Первая мысль была, что дочка разбилась на машине. Мне и в голову не могло прийти, что можно попасть в аварию на качелях! Приехали в больницу. Дочка лежала бледненькая, на шее какой-то корсет. Она меня успокаивала: «Все будет хорошо! Не плачь, мамочка, держись Если не за кого держаться, держись за меня » Я ведь Иру воспитывала без мужа. Он умер, когда дочке исполнилось шесть лет.
А перед тем, как Ира пошла на качели, мне приснился сон, будто моя покойная мама построила хату — без окон, без дверей. Смотрю, а хата неоштукатуренная и сверху цементом закрыта. Такой дом во сне означает гроб. Я рассказала дочке об этом. Ира отмахнулась: «Это, наверное, к болезни» — и через две минуты все забыла.
Она легкий была человек, светлый и добрый. Всем улыбалась, старалась помочь. Везде — и в школе, и в институте — училась на отлично, в бизнесе (она торговала на рынке) у нее тоже все получалось. Она спешила жить. И сына рано родила. Владику уже три с половиной годика. Я сидела дома с малышом, а она зарабатывала нам троим на хлеб.
А в тот вечер ее как будто тянуло на тот аттракцион. Дочь очень на него хотела. Очень. Созвала друзей с рынка, и всей компанией они пошли
Страховочную жердь открыли неизвестные злоумышленники?
После травмы позвоночника молодой женщине парализовало руки и ноги, и она все спрашивала у врачей и у мамы, сможет ли ходить.
- Говорила ей: «Сможешь, доченька, сможешь. Тебе будет делать операцию очень хороший врач » — продолжает мать. — Она отвечала: «Я знаю. Меня вылечат. А вы идите все в церковь и молитесь за меня».
На третий день после падения больную прооперировали. Операция длилась более шести часов. Мать предупредили, что травма позвоночника — случай невероятно сложный. И первые десять дней после операции — это борьба между жизнью и смертью. Ира прожила после операции всего сутки, скончавшись от отека мозга
- Вы пытались узнать, почему сломался аттракцион? — спрашиваю у матери.
- Было не до этого. Не могу сейчас ни ходить, ни говорить. Дочки нет. И в моем сердце ничего нет. Только страшная боль, которая не проходит. Слышала, что чехи уже свернули аттракцион и вот-вот уедут. С кого тогда спрашивать?
- Действительно, аттракционы уже не работают, — сообщил корреспонденту «ФАКТОВ» прокурор города Тернополя старший советник юстиции Василий Шаравара. — Контракт у чешской стороны был до 10 мая, они запломбировали все аттракционы, кроме аттракциона «Скамейка». Мы не разрешаем уезжать, пока не будет проведена экспертиза и дано заключение. И они выразили готовность ждать, сколько нужно.
- Уголовное дело уже возбуждено?
- Да, уголовное дело было возбуждено относительно должностных лиц по статье 272 часть 2. То есть нарушение правил безопасности во время исполнения работ с повышенной опасностью, повлекшее гибель людей.
- Круг должностных лиц уже очерчен?
- Пока нет. Здесь две причины. С минуты на минуту ждем заключения специалистов госохрантруда. Кроме того, прежде, чем выдвинуть обвинения конкретным лицам, мы обязаны проверить версию представителей луна-парка. Они утверждают, что на аттракционе были трое нетрезвых посетителей, которым якобы не понравилось, что аттракцион длился на несколько секунд меньше положенного. Эти люди вступили в полемику, просили вернуть деньги.
Деньги им возвратили. Тем не менее они остались недовольны и, снова сев на аттракцион, нажали на механизм, который открыл эту страховочную трубу
Мы обратились через средства массовой информации к очевидцам событий с просьбой дать показания, видел ли кто-то этих пьяных молодчиков. Пока свидетели, которые могли бы подтвердить эту версию, не объявились.
«Ты не видела мою маму?» — спрашивает трехлетний сынишка Иры
- До окончания следствия и выводов экспертизы я не буду давать никаких интервью! — сказала мне по телефону представитель чешской стороны, частный предприниматель из Львова Светлана, организовавшая гастроли луна-парка в Тернополе. — Скажу лишь, что вины оператора и дирекции луна-парка здесь нет. Вмешались посторонние лица — пьяные хулиганы. Без такого вмешательства эту страховочную жердь просто невозможно открыть. Мне известно, что есть свидетели. Может, они боятся подтвердить увиденное? С нашей стороны мы сделали все, чтобы помочь этой женщине, перечислили деньги на ее лечение. Мне очень жаль и ее, и ее ребенка, у меня самой трехлетний сын. Но давайте не будем поддаваться эмоциям и подождем окончательных выводов расследования.
- Входила ли в стоимость билета (7 гривен) страховка? Пока не определены виновные, этот вопрос особенно актуален для матери погибшей Ирины, которой предстоит растить внука на одну пенсию.
- Затрудняюсь ответить. По-моему, в нашей стране такого нет.
В день отъезда корреспондента «ФАКТОВ» из Тернополя стали известны выводы специальной комиссии горисполкома, расследовавшей несчастный случай. Специалисты не нашли механического износа и других технических неисправностей, которые могли бы привести к самовольному поднятию защитной ограды. Они назвали вероятные причины случившегося. Либо кто-то из посетителей, сидевший рядом с замком, умышленно нажал кнопку механического блокирования замка ограды, либо оператор перед пуском аттракциона не полностью закрыл тот же злополучный замок.
Однако свидетели событий отрицают «версию о злоумышленниках». «Три места рядом с замком были пустыми, — утверждают пострадавшие Виталий Прокопенко и Виталий Яворивский. — Да и вряд ли нашлись бы такие самоубийцы, которые захотели бы открыть блокирующий механизм. Ведь тогда они выпали бы вместе со всеми».
- Я был в Ялте, где точно такой же аттракцион, — говорит приятель пострадавших тернопольчанин Юрий Пидцерковный. — Там хозяева усовершенствовали заводской механизм. С обеих сторон страховочной жерди установили ремни с замками. По типу тех, которые на велосипед ставят, чтобы не украли. Если, не дай Бог, жердь срывается или ее кто-то срывает, ремни не дают ей открыться. Были бы такие ремни здесь, Ира осталась бы жива
Я не стала говорить это маме Ирины. Она еще находится в оцепенении от обрушившегося на нее горя. Тяжелую атмосферу тоски и отчаяния в квартире разряжает только маленький сын Иры, который беззаботно гоняет на велосипеде по дому.
- Ты не знаешь, где моя мама? — спрашивает Владик и, не ведая, что стал сиротой, смеется: — Она в больнице!
Лицо бабушки искажает гримаса боли.
- Хорошо, что Ира не взяла на аттракцион сына. Вам хоть внук остался, — неловко пытаюсь я утешить Стефанию Ивановну.
- А могла остаться и дочка, не пойди она на эти качели — сглотнув комок в горле, говорит мать. — Я растила ее всю жизнь, а потеряла за несколько секунд.
851Читайте нас у Facebook