«стояла жара, а гидронавтам, погрузившимся на «лангусте» на полукилометровую глубину, пришлось надевать свитера и меховые куртки»
Узнав, что никого из журналистов не возьмут на глубину, я попросился осмотреть кабину обитаемого глубоководного аппарата «Лангуст», пока его готовили к выходу в море. Разрешение дали с условием, что я поступлю так, как мусульмане при входе в мечеть, — сниму обувь. Требование разумное: в кабине, которая представляет собой шар с иллюминаторами, есть много полезных вещей, но стульев нет. Гидронавты сидят, как это принято на Востоке, — на полу, устланном чем-то наподобие ковра, только без узоров. Сопровождавший меня офицер стал читать малопонятную лекцию о назначении несчетного количества приборов, но я никак не мог отделаться от примитивной мысли: днем раньше «Лангуст» с экипажем проработал безвылазно под водой 9 часов! Неужто мужики так долго не справляли нужду? «Имеется ли на «Лангусте» гальюн? — решился я прервать рассказчика и заодно блеснуть знанием морской терминологии. — В смысле — уборная?» «Ноу проблем!» — усмехаясь, отрапортовал военный, указывая на три (по одной на каждого члена экипажа) пластмассовые канистры, прикрепленные защелками к стене. В это время раздался стук в иллюминатор — коллега с телевидения требовал выбираться: мол, через 10 минут отплываем, а ему еще нужно отснять кабину
«Наш гидролокатор может отыскать на большой глубине даже табуретку»
Примерно в 10 утра, взяв «Лангуст» на буксир и приняв на борт ученых-археологов и журналистов, водолазный корабль «Почаев» направился к предполагаемому месту гибели теплохода «Армения». Напомним, это случилось в ноябре 1941 года в 24 километрах от Ялты. Чтобы не потерять по дороге «Лангуст», мы ползли с черепашьей скоростью — всего 6,3 километра в час.
Оказалось, что один из археологов прихватил с собой антенну с длиннющими «усами» и аппарат, напоминающий переносной телевизор. «Это японский эхолот, — объяснил мне ученый. — С помощью именно таких аппаратов удалось разыскать флот монголо-татар, которые в 1281 году снарядили целую армаду, чтобы поработить Японию. Страну восходящего солнца тогда спас ураган, уничтоживший почти весь флот врага. Японцы назвали стихию хорошо известным нам словом «камикадзе», что переводится как «ветер богов».
- А гидролокатор, которым оснащен «Почаев», на глубине до 200 метров может «рассмотреть» даже табуретку, — вступает в разговор капитан третьего ранга Валерий Колесник. — В случае с «Арменией» глубина значительно больше — полкилометра, но «увидеть» крупный предмет эхолот может и там.
Валерий Колесник рассказал, что, по его мнению, вокруг затонувших кораблей, на которых погибло много людей, есть некая отрицательная энергетика. Он неоднократно убеждался в этом, но подробностей сообщить не захотел, мол, не буди лихо, пока тихо.
Однако при поисках затонувших кораблей без спуска людей на дно не обойтись. Часа через четыре мы пришли в нужную точку, откуда были видны лишь вершины гор, окаймляющих Ялту. С сумкой с припасами и теплыми вещами в руках появились члены экипажа «Лангуста». Их одежда была похожа на ту, которую носят рабочие: хлопчатобумажные штаны и куртки синего цвета с желтой полосой и эмблемой центра «Государственный океанариум при Генштабе Вооруженных сил Украины». Присев на дорожку, мужчины отправились на моторной лодке на посадку в глубоководный аппарат.
- Мы с коллегами должны с борта корабля руководить погружением, — сообщил нам одетый в такую же робу гидронавт первого класса Олег Донец. — Связь будем поддерживать по рации. Обычно радиоволны плохо проходят через воду, поэтому общаться приходится ограниченным набором фраз, причем произносим их медленно, по слогам. Чтобы экипаж не потерялся под водой, мы спустили ориентир: поплавок, от которого на дно сброшен линь (веревка) с якорем. Глядя на него в иллюминаторы, экипаж будет направлять «Лангуст» вертикально вниз. На большой глубине, где стоит кромешная тьма, включат прожекторы.
«Гидронавтам поручали найти остатки южнокорейского пассажирского самолета, сбитого советским истребителем в 1983 году»
- Бывало ли в вашей практике, что при погружении к затонувшим кораблям вы обнаруживали останки погибших людей?
- В моей жизни такого кошмара, слава Богу, не было. А вот у ребят, с которыми я работал, подобное случалось. Помните, в 1983 году советский летчик сбил южнокорейский пассажирский самолет? Так вот, нашим гидронавтам из черноморского океанариума поручили разыскать на дне остатки лайнера. С задачей они справились. Оказалось, что обломки образуют своего рода шлейф размером в несколько километров. Ребята видели там останки людей, а также личные вещи пассажиров.
В это время раздался голос из громкоговорителя: «Дос-тиг-ли глу-би-ны че-ты-ре-ста шесть-де-сят во-семь мет-ров. Как слы-ши-те? При-ем». Обычно так говорят глухонемые, научившиеся произносить слова.
- Это еще хорошая слышимость, — рассказал Олег Донец после сеанса связи с гидронавтами. — Бывает, простейшие фразы приходится произносить по нескольку раз. Сейчас «Лангуст» достигнет дна, и сеансы связи у нас будут через каждые
15-20 минут.
Через четыре с половиной часа после погружения глубоководный аппарат благополучно всплыл. Первое, что я услышал от членов экипажа, когда они вернулись на борт «Почаева», был рассказ гидронавта Геннадия Бельникова: «Мы уж было подумали, что нашли «Армению» — шли вдоль отвесной стены, которую можно принять за борт большого теплохода. Командир еще сказал: «Гляди, мол, повнимательнее, может, иллюминаторы увидишь». Но оказалось, это была гигантская отвесная стена из глины высотой 35 метров (примерно как 12-этажный дом!). Мы ходим под воду уже не один десяток лет, но подобного еще ни разу не встречали».
Отужинав и, похоже, приняв «фронтовые»
100 граммов, гидронавты согласились пообщаться с журналистами. «Командир, а ты домой позвонил? — поинтересовался гидронавт Геннадий Бельников у командира экипажа Игоря Аврашова. — Беги звонить, а то тебе снова устроят разнос».
- Не замерзли на глубине в батискафе? — спрашиваю у Геннадия Бельникова, когда командир скрылся за дверью рубки.
- Батискафы опускают на дно на тросах, а «Лангуст» плавает автономно, как подводная лодка, ведь это просто глубоководный аппарат, — поправил меня собеседник. — Он не отапливается, поэтому на полукилометровой глубине температура в «Лангусте» опускается до 4-5 градусов тепла. Сегодня мы надевали только свитера, а вчера погружение длилось вдвое дольше — девять часов, так что пришлось облачиться в меховые куртки. У нас и штаны на меху припасены, и зимняя обувь.
- Какое давление внутри кабины «Лангуста»?
- Атмосферное, он ведь герметичный. От колоссального давления воды на больших глубинах спасает толстый — в разных местах от 2,7 до 3,2 сантиметра — корпус из специальной корабельной стали, устойчивый к разрушительному воздействию морской воды. Иллюминаторы сделаны из синтетического стекла толщиной 20 сантиметров, а фары — из чистого кварца. «Лангуст» предназначен для погружения на глубину до 550 метров. Он оснащен манипулятором, позволяющим доставать со дна моря различные предметы.
- Вы берете с собой еду?
- Высококалорийные шоколад и печенье. Кроме того, на случай аварийной ситуации на борту есть неприкосновенный запас продуктов. Если произойдет серьезное ЧП, люди смогут прожить в аппарате трое суток.
- В кабине «Лангуста» кислорода для дыхания экипажа должно недоставать уже через
20-30 минут после того, как закупорят люк
- Это верно. Чтобы люди не задохнулись, предусмотрены особые пластины, которые разлагают углекислый газ на составляющие. Таким образом кислород вновь высвобождается.
- На какой глубине вы попадаете в зону кромешной тьмы?
- В Черном море — на 250 метрах. В океанах, где мне доводилось работать, свет проникает вглубь до 400-450 метров. В Черном море вода бывает очень мутной (одна из причин этого — бурное развитие планктона и мельчайших водорослей), и прожекторы приходится включать даже на 50 метрах.
- Что чувствует человек, опускаясь на огромную глубину? Приходилось слышать, что утонуть там невозможно: первая же струя, которая ворвется в кабину, будет иметь столь колоссальное давление, что прошьет человека, словно пуля.
- Страшновато мне было только во время первого погружения, много лет назад. Сейчас ни малейшего волнения не испытываю. Уверенности придает вера в надежность техники, которую мы готовим к погружению своими руками.
«За погружение в подводную бездну платят лишь по 15 гривен»
Поговорив по телефону с супругой, вернулся командир экипажа Игорь Аврашов.
- Сегодня вы пытались найти большую братскую могилу под водой, которой стал теплоход «Армения», — обращаюсь к нему.
- Такой огромной — 7 тысяч погибших — могилы я до этого ни разу не искал. Потому и хотел повидаться с отцом Алексеем, чтобы священник дал благословение, укрепил мой дух. Но я был так занят, что зайти к батюшке не смог. Однако под воду шел, подавив в себе все эмоции. Это очень важно, ведь малейшая ошибка может обернуться бедой. Оказалось, что «Армении» в этом месте нет. А вот десять дней назад сумели найти погибший в мае 1944 года немецкий корабль «Татила». Когда его потопила советская авиация, Севастополь был уже освобожден, но на полуострове Херсонес войска вермахта еще держали оборону. Немецкое командование пыталось эвакуировать уцелевших солдат по морю. Но тем, кто был на «Татиле», спастись было не суждено. Теплоход затонул на глубине 250 метров невдалеке от Севастополя. В архивах сохранились противоречивые сведения о количестве погибших: по одним данным, 200 солдат, по другим — 3900. Я полагаю, последняя цифра более правдоподобна: не мог в тех драматических для немцев условиях корабль уйти полупустым. К сожалению, приходилось слышать высказывания некоторых крымчан о том, что незачем увековечивать память погибших на «Татиле», но я категорически не согласен — не по-христиански это.
- Есть ли у вас талисман, который вы берете
в погружения?
- Вот эта тельняшка, — капитан, расстегивая куртку, показывает старенький «тельник». — В ней в далеком 1967 году я ходил в свое первое плавание. Сейчас надеваю ее только в погружения. Еще один талисман — небольшой приборчик (уже давно сломанный) размером с портсигар. Я всегда кладу его в карман. Некоторые гидронавты перед походом на глубину не бреются, стараются не погружаться по понедельникам и 13-м числам. А еще мы считаем, что всех нас хранит святой Николай — если вы заметили, иконка висит в кабине «Лангуста».
- Сколько вам платят за погружения?
- Смешную сумму — 15 гривен. Это половина дневного заработка.
- Гидронавты исследовали первый предполагаемый район гибели «Армении», — рассказал руководитель экспедиции, начальник департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергей Воронов. — Теперь мы приступаем к сканированию следующего места — напротив лагеря «Артек» и Медведь-горы — на глубине 250 метров. Для этого «Лангуст» не понадобится — достаточно гидролокаторов. Третий район, в котором могла погибнуть «Армения», находится в месте, где глубина достигает 1200 метров. «Лангуст» туда спуститься не сможет. Поэтому мы связались с американским исследователем Баллардом, который руководил экспедицией, нашедшей «Титаник». Кстати, на те поиски ушло три года. Ученый пообещал привезти глубоководные аппараты.
Сведения о гибели «Армении» и других советских кораблей во времена СССР были засекречены. На теплоходе везли раненых из госпиталей Севастополя и Ялты, а также сотрудников ялтинской поликлиники — всего около 7 тысяч человек. На борту был и отряд НКВД с каким-то таинственным грузом. Капитану запретили выходить в море до наступления темноты, но он ослушался. Решил отчалить в 9 утра, рассчитывая то, что нелетная погода спасет от немецкой авиации. Но это не сработало: два самолета-торпедоносца «Хенкель-111» утопили теплоход за 4 минуты. Это произошло примерно в то время, когда в Москве проходил вошедший в историю военный парад, посвященный годовщине Октябрьской революции. Подоспевший к месту гибели «Армении» советский военный катер спас лишь восемь человек. А недавно нам удалось установить в архивах имена 172 врачей и медсестер, сопровождавших раненых. Имена погибших красноармейцев можно будет узнать, если удастся добраться до сейфа в каюте начальника санитарной службы «Армении».
478Читайте нас у Facebook