ПОИСК
Події

«если отравляющие наших детей отходы в ближайшее время не уберут из села, мы собственными силами вывезем и выгрузим их под двери областных чиновников»

0:00 2 липня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
Уже три года в селе Великая Бакта в Закарпатье под открытым небом лежат мешки с неизвестным веществом, от которого, как считают местные жители, у них начались проблемы со здоровьем В Закарпатье разгорелся экологический скандал. Причиной его стало то, что на территорию Института агропромышленного производства (с. Великая Бакта) привезли из Венгрии и выгрузили прямо во дворе мешки с порошком, на которых написано «Премикс». Предприятие-импортер утверждает, что это безвредный теплостойкий наполнитель, использующийся в химической промышленности. Но Генпрокуратура располагает результатами экспертизы, проведенной специалистами Института гигиены им. Марзеева, где указано, что так называемый «Премикс» — это высокотоксичные отходы, относящиеся к первому классу опасности. Сейчас эта проблема обсуждается не только украинскими СМИ, но и венгерскими. Поэтому скандал уже принял международные масштабы.

Дети играли порошком, пересыпая его голыми руками

В село Великая Бакта Береговского района так называемый «Премикс» завозили три раза — в 2002, 2003 и 2004 годах. Несколько КамАЗов с прицепами, нанятые частным предприятием «Озон», выгрузили огромные мешки на территории Института агропромышленного производства без каких-либо объяснений. В селе поползли слухи, что это то ли химическая добавка к минеральным удобрениям, то ли произведенный в Венгрии наполнитель, использующийся в строительстве.

Некоторые предприимчивые селяне попробовали применить неизвестный порошок в хозяйстве: кто-то высыпал несколько ведер «удобрений» на свой огород, кто-то просмолил ими крышу, несколько мешков развязали дети, чтобы поиграть с их содержимым, пересыпали его голыми руками. А вскоре у многих жителей села начались проблемы со здоровьем: без какой-либо видимой причины поднималось давление, начали возникать частые головные боли, тошнота… Люди заподозрили, что причина заболеваний — заграничный порошок, и потребовали убрать его из села. Директор «Озона» пообещал вывезти «Премикс», но прошло уже несколько месяцев, а мешки так и лежат в центре села, всего в нескольких десятках метров от скважины и водонапорной башни. Синтетическая материя на многих из них прохудилась, и источающий ядовитый запах порошок (в некоторых мешках он был светлого, в других — лилового, бурого и черного оттенков) стали размывать дожди.

В феврале этого года местные газеты одна за другой стали печатать статьи, в которых утверждалось, что якобы под видом «Премикса» при содействии народного депутата от Береговщины Иштвана Гайдоша в Украину из Венгрии завезли отходы химического производства. Сам депутат свою причастность к «Премиксу» категорически отрицает. Выяснилось, что кроме Великой Бакты токсичный порошок разгрузили еще в семи местах Береговского района, в том числе на территории школы в селе Шом и около Береговского хлебокомбината. Прокуратура возбудила уголовное дело по факту загрязнения окружающей среды.

РЕКЛАМА

Специалисты Института гигиены им. Марзеева, сделав анализ образцов «Премикса», пришли к выводу, что порошок является химическими отходами первого класса опасности, которые следует хранить в специальных герметичных емкостях. Результаты исследования опубликовали практически все областные СМИ.

- До третьего тура президентских выборов «Премиксом» никто не интересовался, — говорит председатель сельсовета Наталья Граб, чей дом находится всего в сотне метров от зловонных мешков.  — Три года лежал этот порошок и никому не мешал, а теперь журналисты подняли шум. Мы созвали сессию сельсовета, пригласили директора «Озона» Иосифа Гала и попросили объяснить, что именно находится в мешках. Он предъявил документы, в которых было написано, что «Премикс» — это вещество, использующееся в производстве тормозных колодок, не опасное для здоровья. Все документы, в том числе таможенные декларации, заключения экологов, санэпидемиологов в порядке, у меня нет оснований не доверять им. Газеты пишут, что «Премиксом» в селе травятся кролики и куры, а на огородах ничего не растет, но это не так. Как видите, даже вокруг мешков вымахали метровые сорняки. Я два года живу рядом с институтом и не могу сказать, что у кого-то в моей семье возникли проблемы со здоровьем. Кстати, Иосиф Гал тоже живет неподалеку, этим воздухом дышат его дети, и я не думаю, что он мог выгрузить рядом со своим домом какие-то опасные химикаты. Единственное неудобство в том, что мешки источают запах, напоминающий запах уксусной кислоты, который особенно сильно ощущается после дождя, когда припекает солнце. Лично у меня нет оснований подозревать директора «Озона» в отравлении села. Единственная вина Иосифа Гала в том, что он неправильно хранит порошок. Однако, если мне предоставят официальные документы (а не газетные вырезки!), что «Премикс» действительно опасен для здоровья, я сразу обращусь в суд с требованием возместить жителям села материальный и моральный ущерб.

РЕКЛАМА

«На кирпичном заводе смесь даже выдавали людям… в счет зарплаты»

02s10 Premix-1.jpg (23395 bytes)Из слов Иосифа Гала следует, что если в Украину через его предприятие и завозились высокотоксичные отходы, то сам он об этом даже не подозревал.

- Сегодня все пишут, что «Премикс» завозился в Украину последние три года, — говорит Иосиф Гал.  — Но это неправда. «Озон» начал завозить эту смесь еще в 1999 году, а до того, начиная с 1996-го, Венгрия поставляла ее украинским и российским предприятиям напрямую. Дебреценская фирма «Eltex» наладила прямые связи с рядом предприятий (в частности, в Тамбове, где на основе «Премикса» изготавливают подрельсовые прокладки), однако, поскольку расстояние между отправителем и получателем слишком велико, возникла необходимость в создании фирмы в Закарпатье, которая занималась бы растаможкой товара непосредственно возле границы с Венгрией. В 1999 году венгерские партнеры назначили директором «Озона» меня, и с тех пор мы завезли в Украину около 1,5 тысячи тонн «Премикса», 500 из которых реализовали предприятиям Белой Церкви, Ивано-Франковска и Запорожья, а тысяча тонн вещества до сих пор находится на территории Береговского района (из них около 300 тонн — в Великой Бакте). Последние два года с продажей «Премикса» возникли проблемы, но в этом году я подписал договор на поставку 1,2 тысячи тонн этой смеси. Весь товар проходил на нашей таможне экологический и санэпидемиологический контроль, у меня есть все необходимые документы. Я был уверен в безопасности «Премикса», хотел использовать его даже при строительстве школы в одном из сел района.

РЕКЛАМА

Тем не менее некоторые подробности доставки «Премикса» в Украину и продажи его отечественным предприятиям не могут не вызывать вопросов. По словам Иосифа Гала, «Озон» покупал порошок всего по 105 гривен за тонну, а продавал в Украине по 160-180 гривен. Эта сумма не покрывает даже расходов на транспортировку. Кроме того, по договоренности с фирмой из Дебрецена все деньги должны были идти на закупку и складирование новых партий товара. Когда я поинтересовался, в чем смысл бизнеса, который не приносит доходов, а причиняет одни лишь убытки, директор «Озона» ответил: «Я наемный рабочий и делал то, что мне велели венгерские работодатели».

Но жители Великой Бакты не очень-то верят в эту версию.

- Я считаю, что бизнес — это легенда, прикрываясь которой, отходы завозили на украинскую территорию, — убежден Николай Сиренко, чей дом находится всего в 150 метрах от места, где лежат мешки с «Премиксом».  — Никуда их отсюда вывозить не собирались, КамАЗы после разгрузки разворачивались прямо на мешках, разрывая их колесами в клочья; так с предназначенным для продажи товаром не поступают. В чем, на мой взгляд, суть этой аферы? После вступления в Евросоюз Венгрии выделили большие деньги на захоронение отходов химического производства, и тут подвернулись украинцы, согласившиеся разместить эти отходы у себя. Не бесплатно, конечно. Чиновникам, по-видимому, было все равно, что завизированный ими «товар» будет травить их соотечественников. После завоза «Премикса» в Великую Бакту многие селяне, не разобравшись, стали брать его для своих нужд. В прошлом году порошком перекрыли крышу в одной из наших пятиэтажек, а мой сосед принес «Премикс» на огород, чтобы подживить рассаду. Говорят, что в селе Боржава на кирпичном заводе смесь даже выдавали рабочим в счет зарплаты! И люди брали ее, а потом у них начали возникать проблемы со здоровьем. У моей жены два года назад на шее воспалились лимфоузлы, появилась сыпь на коже, боль в горле. Уже два месяца у нее не проходит глубокий грудной кашель. Я тоже ощущаю проблемы со здоровьем — появились головные боли, першит в горле, руку начало отнимать. Моя 10-летняя дочь Софийка все время жалуется на боли в горле, а 12-летняя Диана- на частые головные боли. У соседей такие же проблемы со здоровьем. Они начались приблизительно два года назад. Директор Закарпатского центра «Облдержродюччсть» Василий Грига сделал анализ почвы возле места складирования «Премикса» и обнаружил значительное превышение содержания в ней солей тяжелых металлов. В селе создана инициативная группа, которая требует, чтобы злополучные мешки наконец вывезли за пределы Великой Бакты. Если это не будет сделано в ближайшее время, мы вывезем отходы собственными силами и выгрузим их под двери областных чиновников!..

Химикаты по-прежнему лежат под проливными дождями и палящим солнцем

В начале июня Генпрокурор Украины Святослав Пискун распространил заявление, согласно которому завезенные в Украину четыре тысячи тонн теплостойкого наполнителя на самом деле являются отходами химического производства, которые негативно влияют на людей и окружающую среду. Соединения, содержащие в себе оксиды тяжелых металлов, медленно выводятся из организма, а их негативное воздействие может проявиться даже через 5-10 лет. По словам Генпрокурора, Венгрия не производит такого количества отходов — они были собраны на территории всей Европы и переправлены в Украину при преступном содействии государственных служб (в частности, структур при губернаторе, железной дороги, таможни, санслужбы и бывшего Министерства по чрезвычайным ситуациям). Заявление Генпрокуратуры нашло немедленный отклик в венгерских СМИ. Как сообщил будапештскому изданию «Index» исполнительный директор фирмы «Eltex» Золтан Ваш, его предприятие действительно поставляло «Озону» отходы, однако их количество намного меньше, чем об этом говорят украинские ведомства, и они не классифицировались как опасные. Кроме того, «Eltex» не мог завозить отходы со всей Европы, так как не имеет лицензии ни на импорт, ни на транзит. По словам Ваша, недавно суд Будапешта обязал газету «Magyar Nemzet», обвинившую фирму в аналогичных преступлениях, опубликовать опровержение, будто «Eltex» принадлежит к международному консорциуму и поставляет опасные отходы в Украину. Вместе с тем представитель Венгерского комитета по охране окружающей среды Варга Пал заявил, что, если причастность фирмы «Eltex» к поставкам химических отходов в Украину будет доказана, Венгрии следует ожидать многомиллионных судебных исков.

В конце прошлого месяца директор «Озона» попытался вывезти злополучный порошок из Великой Бакты в ангары бывшей военной части возле села Рафайлово, но местные жители преградили КамАЗам дорогу и не позволили разгрузить химикаты возле их села. Тем временем проблема с отходами начинает приобретать явную политическую подоплеку. В местных (и венгерских) газетах в связи с «Премиксом» упоминаются фамилии чиновников уже из нынешней областной администрации (и это не странно, ведь «Озон» начал завозить порошок еще в 1999 году, когда при власти находился нынешний губернатор области). Полторы недели назад на специально созванной в Берегове пресс-конференции заместитель губернатора, начальник управления экологии и районный прокурор стали убеждать журналистов, что никакой опасности «Премикс» не представляет, а официальных выводов Института им. Марзеева, о которых говорил Генпрокурор, у экологов до сих пор нет. Еще через несколько дней областная прокуратура снова подтвердила заявление Пискуна об опасности венгерских отходов. Создается впечатление, что главная задача чиновников разных уровней — не решить проблему с отходами, а выяснить, кто из них главный. Тем временем химикаты по-прежнему остаются под проливными дождями и палящим солнцем в непосредственной близости от жилых домов…

321

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів