ПОИСК
Політика

От бывшего министра внутренних дел николая билоконя налоговая служба ждет объяснений по поводу перевода 11 миллионов гривен на счета фиктивных фирм

0:00 26 липня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
Начальник следственного управления налоговой милиции ГНАУ Александр Сахнацкий рассказал «ФАКТАМ» о резонансных делах, расследуемых в его ведомстве Налоговые преступления раскрывать трудно. Ведь их обычно совершают умные и грамотные люди, разрабатывающие «ювелирные» многозвеньевые схемы. И делают они это либо для того, чтобы не заплатить денег государству, либо (что несколько сложнее) для того, чтобы позаимствовать определенную толику средств из бюджета. Так что уводятся финансовые потоки «в тень» сложными и запутанными путями… О том, как расследуются налоговые преступления и какое наказание ждет тех, кто решит уклониться от своих обязательств перед казной государства, «ФАКТАМ» рассказал начальник следственного управления налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины Александр Сахнацкий.

Отправляя на «экспорт» пустые корпуса от счетчиков электроэнергии и деревянные бруски, фирма пыталась получить из бюджета свыше 11 миллионов гривен

- Александр Анатольевич, я так понимаю, что суммы, для которых «закручиваются» такие сложные схемы, весьма немалые. Исчисляются миллионами?

- И даже миллиардами. Например, сейчас у нас расследуется дело совместного предприятия «Студiя Лева». Следствие еще ведется, но, по предварительным данным, ряд фирм при помощи различных схем нанесли государству убытков на сумму свыше полутора миллиарда гривен. Дело очень сложное: в схеме участвовали структуры из многих регионов. И таких уголовных дел больше десяти.

- Сколько предприятий было задействовано?

РЕКЛАМА

- В данном случае только дочерних фирм больше десятка. А если собрать всю схему, то, думаю, будет больше сотни звеньев. Вот так приблизительно выглядят схемы подобных преступлений. (Тут Александр Сахнацкий показал чертеж, сделанный сотрудниками управления в ходе расследования. Он занимал лист размером метр на метр, который пестрел сотней различных квадратиков-фирм, соединенных тысячей разноцветных линий — пути расчетов и движения товаров.  — Авт. ) Как видите, работа ведется очень кропотливая и объемная. Только у нас — в центральном следственном отделе — находится ряд уголовных дел, объемом более тысячи томов.

- А что за преступление они совершили?

РЕКЛАМА

- Это предприятие незаконно пользовалось льготами при импорте таких товаров, как нефть, сахар-сырец, бумага.

- Какие правонарушения встречаются чаще всего?

РЕКЛАМА

- Пожалуй, самыми распространенными сейчас стали незаконное возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) и схемы уклонения от налогообложения путем минимизации налоговых обязательств. Например, в Волынской области одна фирма практически сделала это своим бизнесом: она торговала документами, позволяющими незаконно получать из бюджета возмещение НДС.

Дело в том, что фактически НДС платит конечный покупатель. То есть все жители Украины. Видели на чеках надпись: «в том числе НДС — 20 процентов»?

- То есть этот налог плачу я, вы, мои коллеги, соседи, друзья…

- Именно так. Предприятия на каждом этапе производства или перепродажи товара выплачивают «свою» долю НДС в бюджет. Потом, реализуя товар, они закладывают в его стоимость 20 процентов этого налога и таким образом возмещают свои расходы. Но если товар отправляется на экспорт, то кто возместит предприятию уплаченный НДС? Ведь в большинстве стран такого налога вообще не существует.

- И кто же?

- Государство. Поэтому многие недобросовестные коммерсанты проводят псевдоэкспортные операции с одной целью — незаконно получить из казны возмещение НДС, фактически разворовывая бюджетные деньги. При этом они обычно предоставляют фальшивые документы, «подтверждающие» экспорт товара и его оплату. Фирмы завышают таможенную стоимость якобы экспортированного товара в тысячи, а то и сотни тысяч раз. А «дорогостоящий» товар мы порой находим брошенным на складах иностранных государств.

- Как интересно…

- Например, определенные коммерческие фирмы вывозили на экспорт некие модули. Это обычный пластмассовый цилиндр, наполненный песком. Его рыночная стоимость — 48 гривен. А в таможенной декларации он был оценен в 11 тысяч гривен.

Еще один популярный экспортный товар — оптическое стекло. Один килограмм на рынке стоит 13 с половиной гривен. А заявленная таможенная стоимость при псевдоэкспортной операции составила уже около 9 тысяч гривен.

А вот еще был случай. Крымское предприятие якобы экспортировало счетчики. Их реальная цена — чуть меньше 3 тысяч гривен. В документах же было указано, что каждый стоит 38 тысяч гривен. При этом из 294 изъятых приборов только четыре были счетчиками электроэнергии. Еще 166 оказались… пустыми корпусами, а в остальных коробках наши сотрудники обнаружили просто деревянные бруски. Самое главное, что таким образом это предприятие пыталось получить из бюджета более 11 миллионов гривен.

Если за время испытательного срока человек не совершит никаких правонарушений, то будет освобожден от уголовного наказания

- Хороший «бизнес». А сколько берут фирмы за предоставление комплекта фальшивых документов?

- По оперативным данным, до 50 процентов заявленной к возмещению суммы.

- Тоже неплохо!

- Сейчас мы расследуем подобные дела в Запорожье и Харькове, где нам удалось отследить всю цепочку. Впечатляет высокий уровень организации и ее поддержка в определенных кругах (в том числе и со стороны правоохранительных органов). Чтобы восстановить схему, мы изъяли компьютерную технику, бухгалтерскую документацию и, главное, более десятка печатей фиктивных предприятий.

Кстати, в этих схемах чаще всего так и бывает: в комнате, условно говоря, размером два на два метра, где работают три-четыре сотрудника, «ютится» несколько десятков фирм с миллиардными оборотами.

- А сколько дел сейчас находится в производстве следственного управления?

- В нынешнем году — более 2 с половиной тысяч уголовных дел. Из них около 900 уже направлены в суд. И по тем делам, которые рассмотрены в суде, не было ни одного оправдательного приговора. Осуждены около 500 человек. При этом 240 лиц приговорены к лишению свободы. Но из них 230 были осуждены с освобождением от наказания с испытательным сроком.

- Что это значит?

- Наше законодательство предусматривает, что если человеку судом определено наказание не более пяти лет лишения свободы, то суд может принять решение об освобождении от отбывания наказания с испытательным сроком от одного до трех лет. Если за это время человек не совершит никаких правонарушений, то по окончании испытательного срока он вообще освобождается от уголовного наказания и судимость погашается.

- То есть получается, что он как бы и не был судим?

- Да. Ведь экономические преступники — интеллигентные, образованные люди. И они на свободе могут принести намного больше пользы, чем за решеткой.

- Ну а десять человек таки отбывают наказание за свое налоговое преступление? За что?

- Учитываются тяжесть преступления и размер нанесенного государству ущерба. Например, в Ивано-Франковской области к пяти годам лишения свободы (с лишением права занимать руководящие должности на три года и конфискацией имущества) был приговорен генеральный директор одного общества с ограниченной ответственностью. Он мошенническим путем завладел деньгами (около 10 тысяч евро) датской фирмы «PR mobelecaport», уклонился от уплаты налогов на сумму более 20 тысяч гривен, не вернул свыше двух тысяч долларов валютной выручки и растратил имущество фирмы. Кроме того, он легализовал 90 тысяч гривен, полученных преступным путем.

- Кстати, о личностях. Первый заместитель председателя ГНАУ Николай Катеринчук отметил, что у налоговой службы возник ряд вопросов к экс-министру внутренних дел Николаю Билоконю. Что это за вопросы?

- Во время проведения оперативных мероприятий налоговая служба обнаружила, что со счетов Министерства внутренних дел в адрес ряда фиктивных фирм были переведены 11 миллионов гривен. В данной схеме участвует конвертационный центр, через который деньги отмывались. Причем это происходило при поддержке высокопоставленных должностных лиц налоговой службы.

- Билоконь сейчас проходит по этому делу как обвиняемый или как свидетель?

- Пока как свидетель.

- Ну, и хочется завершить это интервью на мажорной ноте. Я знаю, что наше законодательство позволяет освобождать от уголовной ответственности людей, уклонившихся от уплаты налогов, но впоследствии возместивших нанесенный государству ущерб.

- Действительно, статья 212 Уголовного кодекса (»Уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей») предусматривает, что если человек совершил данное преступление впервые и сумма укрытых налогов была не особо крупной (менее пяти тысяч налоговых льгот — в 2005 году около 655 тысяч гривен), то он освобождается от уголовной ответственности при условии полного расчета по всем обязательным платежам (налоги, сборы и так далее) вместе с финансовыми санкциями и пеней. Таким образом, благодаря этому положению закона только в нынешнем году казна государства получила дополнительно 10 миллионов гривен. А от уголовной ответственности были освобождены 150 человек.

841

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів