Грузинский путешественник джумбер лежава: «я перенес две сложные операции, клиническую смерть, но после этого стал абсолютным рекордсменом мира и объездил на велосипеде 234 страны! »
В правительственном санатории «умирающий» ловил руками рыбу, стоя в ледяной воде
Гостя из Грузии я застала за вечерней тренировкой в квартире известного нашим читателям донецкого путешественника Леонида Микулы. 66-летний Джумбер Давидович без устали отжимался от пола, а
62-летний Леонид Митрофанович внимательно считал количество отжиманий, поглядывая на часы. «У меня свой, более легкий комплекс упражнений», — на всякий случай сказал он мне.
- Отжимания от пола и качание пресса я пропагандировал по всему миру, — заявил Джумбер Лежава. — Благодаря им встал на ноги после смерти.
Действительно, в 46 лет мой собеседник пережил на операционном столе клиническую смерть. К тому времени на счету грузинского кибернетика, заслуженного сотрудника Тбилисского института прикладной математики уже были 24 изобретения и государственная премия, он работал над созданием информационных сетей. А кроме того, пешком прошел всю Грузию, трижды на мотоцикле и дважды на автомобиле объехал СССР, неоднократно поднимался в горы. И вот однажды зимой, готовясь к покорению очередной вершины, Джумбер Давидович побегал с валунами в руках (одно из его «фирменных» упражнений), а потом искупался в серном источнике, температура воды в котором плюс 80 градусов. Через несколько часов после такой тренировки у Лежавы разболелся живот, его пришлось оперировать. «Внутренние органы не выдержали большой нагрузки, кишечник парализовало», — сказали врачи. Три с половиной метра кишок пришлось удалить.
Доктора считали, пациент протянет от силы две недели: сердце билось еле-еле, кровь была не красной, а розовой. Но как только Лежава пришел в себя, тут же потребовал, чтобы его отвезли домой. А там сразу «отменил» все рекомендации медиков, установил свой режим, подобрал диету и позабыл о печальных прогнозах. Но через год Джумбера Давидовича прооперировали снова — его кишечник стал короче еще на 75 сантиметров
- Врачи запретили мне виноград, лимон, тыкву, орехи кушать. Значит, сациви нельзя, лобио нельзя! А что тогда кушать?! — возмущается гость, выговаривая русские слова с неподражаемым грузинским акцентом. — И все время лежать — как можно?! Понемногу я начал подниматься, через полгода уже встал на ноги. Поехал в горный санаторий в Боржоми. Никто не отдыхал там так, как я.
Да уж, наверняка в правительственном санатории, куда направили Джумбера Давидовича, никто так, как он, не отдыхал: «умирающий» ловил рыбу руками, стоя в ледяной воде горной реки. Видя эту картину, врачи понимающе шептались: «Мучается человек, потому и смерть свою торопит».
- Друзья приходили ко мне прощаться, но я умирать не собирался. Слушай, для нас с женой тогда самое счастливое время настало: внуки появились! Как было умирать?! — объясняет Джумбер Давидович. — А ТАМ мне сказали, что я обрету большую силу и проживу 123 года.
ТАМ — это, по словам моего собеседника, на высокой горе, которую он видел во время клинической смерти. В кромешной тьме карабкался туда, ломая ногти. На вершине горы его встретили три старца в одеждах схимников. Они велели Джумберу Давидовичу спуститься на Землю и служить людям.
«Мой рекорд пока не побил никто»
За три года беспощадных тренировок Лежава доказал врачам, что может жить и с укороченным кишечником.
- Однажды прочел в газете, что кто-то собирается побить рекорд англичанина Педди Дойла, который отжался от пола 37 тысяч раз за сутки, и написал в редакцию Книги рекордов Гиннесса, что тоже хочу попробовать, — рассказывает Джумбер Давидович. — В 1990 году поехал в Москву и отжался
4 тысячи 447 раз за час! А через полгода, когда мне исполнилось 52, увеличил количество жимов до 5 тысяч 11 раз. Этот мировой рекорд пока никто не побил.
В течение трех последующих лет Лежава стал абсолютным рекордсменом мира, отжавшись 19 тысяч 378 раз за шесть часов, 34 тысячи 955 раз — за 12 и 44 тысячи 141 раз — за сутки. А затем установил небывалый рекорд — 1 миллион 700 тысяч отжиманий в течение 100 дней! Но и на этом Джумбер Давидович не остановился, пополнил Книгу Гиннесса новыми достижениями: сделал 4 миллиона 800 тысяч отжиманий от пола в год и прокачал пресс живота 2 тысячи 806 раз за час.
- Вскоре мне надоели бесконечные тренировки и рекорды, — вспоминает Джумбер Лежава. — Думал, что напрасно трачу свою силу, не знаю, где ее применить. И тут Бог послал мне советчика. «Дядя Джумбер, какой ты сильный стал! А можешь проехать на велосипеде по всем странам мира?» — спросил меня 19-летний сын моего друга. Я его обнял: «Молодец, Раты Кикачеишвили! Ты подсказал, что мне делать дальше. Это будет лучшее испытание моих возможностей в экстремальных условиях». И тут же сел разрабатывать программу путешествия.
Через год Лежава представил свой увесистый труд на суд экспертов Книги рекордов Гиннесса, а также Минздрава и парламента Грузии и получил статус посла доброй воли — путешественника-дипломата. Финансировать его миссию популяризации в мире грузинской культуры и здорового образа жизни взялся друг Джумбера Давидовича — председатель Совета министров Абхазии Жиули Шартава.
- Путешествие я посвятил своей единственной жене Лиане, которая незадолго до этого, будучи абсолютно здоровой женщиной, внезапно умерла, — говорит Лежава. — А вскоре началась война между Грузией и Абхазией, в которой погибли мой первый спонсор Шартава и автор идеи — Раты
13 августа 1993 года, прихватив с собой книгу Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», Джумбер сел на велосипед, подаренный харьковским заводом, и отправился из Тбилиси в Турцию.
«С обмороженных ног я снял носки вместе с кожей»
Посол доброй воли должен был объехать 227 стран, читать лекции о пользе своих упражнений и экологически чистого транспортного средства — велосипеда, посетить Гренландию, Антарктиду и вернуться домой в 2001 году. Но Джумбер Лежава этот план перевыполнил.
- Я побывал в 234 странах мира, причем в «летних» — летом, а в «зимних» — зимой, — объясняет он. — Правда, из-за этого обморозился, ночуя под открытым небом в Стокгольме. Тогда было 28 градусов мороза! Утром оседлал велосипед и дальше поехал. Когда остановился в одной гостинице и стал раздеваться, снял носки вместе с кожей.
Из гостиницы путешественник угодил в больницу. Врач предложил ампутировать почерневшие конечности, но Джумбер Лежава попросил дней пять отсрочки: «Хочу съездить в Хельсинки, чтобы встретиться с игроками грузинской гандбольной команды».
Доктор покрутил пальцем возле виска, но отпустил странника. Лежава надел четыре пары носков, огромные теплые ботинки, подаренные шведскими журналистами, и отбыл-таки в Хельсинки на велосипеде. К счастью, врач грузинской команды по гандболу вылечил ноги земляка с помощью чудодейственной мази, которую готовит лишь одна семья в Грузии. Передав на родину свои дневники и фотографии, а также привет родным, которых не видел несколько лет, Джумбер Давидович продолжил путь.
- Дочери и внуки на меня только по телевизору смотрели, я старался почаще давать интервью, — говорит путешественник. — Из джунглей, например, им не позвонишь и не напишешь. Я на всякий случай вожу с собой землю с родины: вдруг не осилю пути
Не раз Джумбер Лежава оказывался на грани гибели. В лесах Зимбабве за ним гналась стая гиен, в Колумбии его задержали автоматчики кокаиновых плантаций, а в Камбодже встал на пути отряд одичавших полпотовцев, который все еще прятался в чаще.
- В джунглях Гвинеи Бисау меня каждые два часа в плен брали, — продолжает Джумбер Давидович. — Как им не надоедало? Постоянно доказывал местным революционерам, что я не шпион. Они о Грузии ничего не знали, но трепетали, когда говорил, что я с родины Сталина. Это мне помогало велосипед «отвоевывать». В Бурунди попал в эпицентр вооруженных столкновений, поэтому сам выбраться не мог: войска ООН освободили. А вот Ирак вообще не предоставил визы.
Зато в песках Сахары, по которым Джумбер Лежава прошел немногим меньше четырех тысяч километров (велосипед частенько приходилось тащить на себе), он был сполна вознагражден за все злоключения: шейхи размещали гостя в своих апартаментах и удостоили чести открыть Азиатские игры. Пилот «Формулы-1» Саади даже катал путешественника на своем болиде — мчался со скоростью 180 километров в час.
- Медленнее нельзя было, иначе машина в песке увязнет, — с восторгом вспоминает Джумбер Давидович. — Я богач: у меня много друзей во всем мире!
Кстати, спонсирует экспедиции Лежавы один из его товарищей — бизнесмен Вичико Сулеашвили.
Джумбер Давидович стал первым путешественником, которому присвоили звание «Гражданин мира». Он уверен, что с миссией посла доброй воли справился, и гордится этим:
- Я читал лекции на английском и испанском в университетах, на площадях, в глухих селах. И везде мне говорили: «Спасибо, Джумбер, ты дал нам надежду. Мы думали, уже в 50 лет жизнь заканчивается, а оказывается, когда человек приобретает большой опыт, начинается новая жизнь!»
Отважный путешественник не собирается останавливаться на достигнутом: «Как же, я еще в Антарктиду с моим другом Леней поеду, хоть и был там уже дважды! Да и в Тибет попасть надо »
2709Читайте нас у Facebook