Не исключено, что заядлым жалобщикам придется возмещать государству средства, потраченные на проверку их заявлений
«Обращения, содержащие клевету и оскорбления, не рассматриваются»
- Какие существуют правила составления жалоб и заявлений?
- В обращении обязательно должны быть указаны фамилия, имя и отчество автора, его место жительства, а также дата написания. Ну и, естественно, нужно внятно изложить суть вопроса, которому оно посвящено.
Всю информацию об авторе необходимо написать четко и разборчиво. В случае, когда ее невозможно прочитать, обращение не рассматривается. Правда, и без ответа оно не должно оставаться. Согласно закону, прошение не позже чем через десять дней со дня подачи возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями о том, почему оно не может быть принято.
Также не рассматриваются обращения граждан, содержащие клевету и оскорбления, дискредитирующие органы власти.
- Система органов власти довольно сложная, и простому человеку иногда трудно разобраться, в компетенцию какого именно учреждения входит его вопрос. И он может обратиться не по адресу. Каковы должны быть действия чиновников в таком случае?
- Органы власти, если им поступает заявление по проблеме, которой они не занимаются, обязаны разъяснить автору, куда ему нужно обратиться. Более того, если жалоба подана в письменном виде, то ее должны перенаправить в соответствующий компетентный орган. Об этом сообщают заявителю, чтоб он знал, откуда ждать ответа.
- Честно говоря, люди довольно часто жалуются на порядок переадресации своих обращений. Ведь иногда выходит так, что граждане пишут бумагу на местное руководство «наверх», а она попадает на рассмотрение как раз к тому местному начальству, на которое, собственно, и жаловались. А уж оно «разбирается» с теми, кто ее писал.
- В законе содержится норма, которая запрещает пересылать заявления граждан на рассмотрение тех органов власти, на которых они жаловались. Однако ответственность за выполнение данной нормы прописана нечетко. И это приводит к тому, что закон очень часто нарушают. Бывает, местный начальник на угрозу обжаловать его действия отвечает людям: «Жалуйтесь куда хотите. Все равно ваша бумага придет ко мне».
Но, возможно, вскоре этому будет положен конец. В проекте изменений к Закону «Об обращениях граждан», который в ближайшее время будет внесен в парламент, предусмотрена конкретная, вплоть до уголовной, ответственность за переадресацию заявлений тем, на кого жаловались.
- Согласно закону, обращение человека может быть подано не только в письменной, но и в устной форме на личном приеме у руководителя органа власти. Существуют ли какие-то правила ответа на такие обращения?
- Если вопрос не решен тут же, на приеме, а требует проверки и подготовки, тогда правила ответа такие же, как и при подаче письменных заявлений. Гражданину должны прислать письмо с результатами рассмотрения его вопроса.
- А если ответа не последовало, то как человек может доказать, что он на приеме был и вопрос задавал? Должен ли вестись какой-то учет личных обращений?
- Инструкциями не предусмотрена выдача справок о том, что человек был на приеме. Однако в организации обязаны вести специальный журнал, прошитый, опечатанный и с пронумерованными страницами. В нем записываются все граждане, побывавшие на приеме, данные о них и вопрос, с которым человек приходил. Запись в таком журнале является документом, подтверждающим факт обращения. Поэтому гражданину желательно знать номер своей записи.
- Часто люди обращаются к власти с достаточно щекотливыми проблемами и не хотят, чтобы их личные дела стали достоянием общественности. Существуют ли нормы, запрещающие чиновникам предавать гласности информацию, содержащуюся в заявлениях?
- Безусловно. Закон прямо запрещает разглашать информацию, содержащуюся в обращениях граждан. За это установлена личная ответственность чиновника, которому бумага была направлена.
- А какая именно ответственность?
- При условии, когда в результате обнародования информации заявитель серьезно пострадал (например, всему городу стало известно, что человек болен СПИДом), он может обратиться за защитой в суд, который установит меру ответственности чиновника и, при необходимости, размер возмещения материального и морального ущерба.
- Какой срок отводится чиновникам для ответа на заявления граждан?
- Если обращение не требует дополнительной проверки, то ответ должен быть готов за 10-15 дней. Но жалобы, как правило, нуждаются в проверке, поэтому на их рассмотрение дается месяц.
Для проверки жалобы необходимо провести значительный объем работы, изучить большое количество документов? Тогда процесс ее рассмотрения может быть продлен до 45 дней. Но не больше.
А в новом законопроекте мы предлагаем увеличить максимальный срок рассмотрения жалоб до двух месяцев, так как проверка, особенно в сельских районах, очень трудоемкий процесс и занимает много времени.
- Имеют ли какие-то категории населения преимущества при рассмотрении обращений?
- Предложения, заявления и жалобы Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и инвалидов Великой Отечественной войны обязательно рассматриваются лично первыми руководителями тех организаций, в которые эти бумаги поданы.
- Есть в списке «льготников» Герои Украины?
- В законе они не упоминаются, но на практике в органах власти сложилась традиция, что обращения Героев Украины рассматриваются в том же порядке, что и Героев Советского Союза.
- Обладатели каких-то других украинских наград имеют преимущество?
- Нет.
«Каждый гражданин Украины может подать иск в Европейский суд по правам человека»
- Существует ли срок давности для подачи обращений? Можно, например, жаловаться на действия чиновников, совершенные десять лет назад?
- Жалоба на решение органа власти подается в вышестоящую инстанцию в течение года с момента, когда оно было принято. Но если человек узнал о решении позже, то он вправе обжаловать его на протяжении месяца после этого.
Например, гражданин дольше года находился в зарубежной командировке. А вернувшись домой, выяснил, что власти, пока он отсутствовал, каким-то образом ущемили его права. В таком случае, пусть даже с момента принятия решения прошло больше года, он вправе обжаловать его в течение месяца после возвращения на родину.
- Как человек может удостовериться в том, что к его жалобе подошли объективно и рассмотрели ее со всей положенной тщательностью?
- Гражданин имеет право лично участвовать в проверке своего заявления. То есть, если он обжалует, например, решение какого-то государственного органа власти, его должны пригласить на заседание этого органа и рассмотреть все законные основания для принятия решения, а также предъявить гражданину правовые акты, на основании которых оно было принято. При этом человек может пользоваться услугами адвоката.
Если при проверке установлено, что решение противоречит закону, чиновники обязаны его отменить. Решено, что жалоба не была подтверждена фактами, серьезными доводами — гражданину должны выдать письменный ответ с обоснованием отказа, а также разъяснить порядок дальнейшего обжалования.
Если же человек сочтет, что его жалоба отклонена неправомерно, он вправе обратиться за защитой в суд.
- Каким образом заявить о своем желании участвовать в рассмотрении жалобы?
- Гражданин должен в самом обращении указать, что хочет присутствовать при рассмотрении. Тогда орган власти обязан письменно пригласить его на заседание.
- Человеку придется платить за рассмотрение обращения?
- При условии, когда действия государственного органа отнесены законодательством к видам услуг (например, услуги нотариальной конторы или загса), они оплачиваются. В противном случае официальную бумагу рассматривают бесплатно.
Хотя за границей довольно часто берут деньги за обращения к государству. В Москве, например, заявления и жалобы необходимо подавать только на специальной гербовой бумаге, за которую нужно платить.
В Европе (в частности, во Франции и Германии) существует такой порядок: если жалоба не подтвердилась, а государство потратило на ее проверку деньги, то их взимают с того, кто писал обращение.
В проекте изменений к Закону «Об обращениях граждан» предлагается ввести подобную норму. Это позволило бы ограничить активность наших граждан, постоянно подающих необоснованные жалобы.
Например, есть люди, которые жалуются в Минюст по одному и тому же вопросу более 20 лет. Их обращения проходят все инстанции, добираются наконец до министра. Он своей рукой пишет, что жалоба не обоснована, переписка по ней закрывается и гражданин может обращаться в суд.
Дальше жалоба проходит все судебные инстанции вплоть до Верховного суда. И там тоже признается необоснованной. Но через пару лет тот же автор снова начинает писать жалобы. Некоторые граждане уже по пять раз с одними и теми же претензиями проходили все инстанции исполнительной и судебной власти. А если бы таких людей заставили возместить издержки государства на рассмотрение их жалоб, может, они бы больше не захотели повторять эти процедуры.
- Но такая система имеет и обратную сторону. Ведь известны случаи, когда различные органы власти, в том числе и суды, принимают неправомерные решения. Выходит, что в этом случае человека не только ущемят в правах, но и обдерут как липку.
- Каждый гражданин Украины, в отношении которого в нашей стране приняты неправомерные решения, имеет возможность обратиться в Европейский суд по правам человека. А для того, чтобы помочь людям, ищущим справедливости за границей, министр юстиции Сергей Головатый недавно издал специальный приказ, которым обязал украинского уполномоченного в Европейском суде поддерживать иски наших граждан. То есть выступать с их позиций, а не с позиций государства Украина.
- Однако может быть и противоположная ситуация: человек подавал жалобу, которая в итоге была признана обоснованной. При этом, чтобы доказать свою правоту, ему пришлось понести материальные затраты. Например, совершать поездки в областной центр или столицу. Должно ли государство возместить ему эти средства?
- Такая норма в законе есть. Но мне не известны случаи, когда она применялась бы на практике. Ведь в бюджетах органов власти не предусмотрены средства на такие цели. Впрочем, местный чиновник, если его решение признано неправильным вышестоящим органом власти, как правило, старается на своем уровне решить все проблемы таким образом, чтобы жалобщик остался доволен и этот вопрос больше не поднимался «наверх».
464Читайте нас у Facebook