ПОИСК
Події

«разыгравшись, львята нередко получают подзатыльники от… Кота. И сразу успокаиваются»

0:00 10 грудня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
Три детеныша крупного хищника живут в одном из обычных частных домов Харькова

Татьяна и Сергей Ефремовы привезли трех полуторамесячных львят из Николаевского зоопарка по заказу одного дрессировщика. Но он почему-то отказался выкупать детенышей, и три маленьких царя природы остались жить в доме посреди большого города.

Евгения ЦИНКЛЕР «ФАКТЫ» (Харьков)

«За три недели львята выросли ровно вдвое — с пяти килограммов до десяти каждый»

Дверь открывается, в комнату вбегают три огромных «котенка» песочного цвета, и сразу же становится тесно. Львята лезут на диван, путаются в телевизионных проводах, грызут плед, прыгают с кресла на подоконник, не долетев, смешно падают на пол и тут же сплетаются в порыкивающий клубок из лап, хвостов и трогательных круглых ушек.

РЕКЛАМА

- Как же вы их различаете? — вырывается у меня.

- Ну что вы, они совершенно разные! — восклицают хозяева Татьяна и Сергей Ефремовы.  — Ники в этой триаде самый крупный, вальяжный, спокойный, с ним никаких проблем не возникает, очень уравновешенное животное. Нафа — более изящная, настоящая львица. Она уже проявляет инстинкты — ведь в дикой природе львицы и охотятся, и охраняют, и детей воспитывают, и за львом еще успевают ухаживать. Наверное, поэтому она самая инициативная, целеустремленная и упрямая. Она первой вышла на улицу, первой начала играть с мячиком, первой пробует новую еду. И в то же время очень нежная, всех вылизывает: и братьев, и нас, и наших собак. Кусается только Найт. Он подвижный, темпераментный, может быть даже агрессивным — словом, лидер. Он, кстати, единственный, кого мы назвали не сразу. Вначале он у нас был Леоном, но это имя не прижилось, а как только назвали Найт, сразу стало ясно — это он. Такому сорванцу нужно короткое, односложное имя. Оно подходит еще и потому, что львенок самый темный (»найт» — по-английски «ночь»), а детские пятнышки на нем крупнее, чем у Ники и Нафы.

РЕКЛАМА

Оказалось, что необычные питомцы в доме Ефремовых не редкость. Вот уже четыре года супруги официально занимаются поставкой экзотических животных в цирки, зоопарки и частные зверинцы Украины. Правда, в основном, это птицы, рептилии или небольшие млекопитающие. С хищниками Татьяна и Сергей столкнулись впервые и ни капли не пожалели: воспитание маленьких царей природы — дело хлопотное, но безумно увлекательное. Нафу, Ники и Найта приобрели в Николаевском зоопарке в обмен на попугаев ара по заказу дрессировщика, мечтавшего поставить уникальный номер сразу с тремя львами. Но потом по каким-то причинам дрессировщик отказался забирать львят, и вот уже три недели они живут у Ефремовых. За это время малыши выросли ровно вдвое — с пяти килограммов до десяти каждый. 25 ноября им исполнилось два месяца.

- Когда мы забирали львят из зоопарка, они были только что «из-под мамы», и я очень боялась переводить их на обычную еду, — рассказывает Татьяна Ефремова.  — Но волнения оказались напрасными, львята прекрасно адаптировались. Вначале мы их тыкали, как котят, мордочками в молоко, кормили с пальца, потом стали маленькими кусочками вкладывать в рот мясо, и уже через пять дней они ели самостоятельно. Наверное, хорошо, что они втроем и могут друг у друга учиться. Сейчас Ники, Найт и Нафа съедают в день около двух с половиной килограммов мяса. В их рацион входят пока яйца и молоко, но это потому, что они еще маленькие, а вообще львы — «узкоспециализированные» хищники. Если попробовать протянуть львенку, например, кусочек печенья, у него на мордочке отразится смесь ужаса и отвращения, мол, как это осмелились предложить царю природы плебейскую еду…

РЕКЛАМА

Большую часть времени львята проводят на просторной 35-метровой кухне. Здесь малыши едят, играют и возятся в кресле, уже изгрызенном в клочья. Второе место обитания сорванцов — вольер во дворе, с бревнами и деревянным помостом, необходимыми для развития природной кошачьей гибкости.

«У льва десять «выкидных ножей» на передних лапах и восемь — на задних»

Справляться с двухмесячными львятами несложно. В принципе, они такие же, как двухмесячные котята, только их укусы и удары лапами гораздо ощутимее (на память от общения со львятами мне осталось несколько синяков и ссадин). А через полтора года они превратятся в огромных величественных зверей, порыжеют, отрастят гривы и кисточки на хвостах, наберут до 200 килограммов веса и станут очень опасными.

- Уже сейчас чувствуется, что это хищники, — говорит Татьяна.  — Они еще маленькие и хорошенькие, но игры у них уже львиные. Например, они ловят друг друга точно так же, как в природе львы ловят копытных: захват туловища, рывок на себя, опрокидывание на бок. Львенок может, забавляясь, просто махнуть лапкой, но не забывайте, что у него десять «выкидных ножей» на передних лапах и восемь — на задних. Когти они выпускают и втягивают буквально за доли секунды, а еще имеют острые зубы… Взрослый же лев — очень крупное и опасное животное.

Люди, желающие завести дома такого хищника, должны понимать, что ему необходим свой вольер, причем обязательно отапливаемый, ведь морозов львы не выносят. В общем, на содержание нужны деньги, и немалые. А сам львенок стоит до полутора тысяч долларов.

Новым домом Ники, Найта и Нафы, скорее всего, станет все-таки зоопарк или цирк. По словам Татьяны Ефремовой, ее питомцами уже заинтересовались европейские зоопарки. Пока же львята проходят так называемый период социализации: получают необходимые прививки, привыкают к поводку и учатся жить среди людей. В дом к Ефремовым часто приходят знакомые с детьми. Ведь где еще ребенок сможет поиграть со львенком?

«Однажды люди просили достать пуму, чтобы спала с ними в постели и ходила на поводке. Таким заказчикам мы отказываем сразу»

За несколько лет семейного увлечения животными в доме Ефремовых побывали попугаи почти всех существующих в мире видов и еще сотни животных, каждое из которых оставило о себе память.

- Как-то мы получили из Никарагуа большой груз — 85 попугаев-амазонов одного вида. Они были все ручные, — вспоминает Татьяна.  — Представляете, заходишь в вольер и все 85 птиц начинают на тебя лезть, ворковать, пытаться накормить или, наоборот, что-то забрать из рук! При этом большая часть из них говорила по-испански. Это было что-то невероятное! Я отобрала полтора десятка птиц и принесла в кухню. И вот все они сидели на столе и болтали по-испански: «Красавец, хороший… »

«Коренные» жители дома Ефремовых — беспородный кот Матроскин и семь собак — к постоянно меняющимся постояльцам относятся спокойно. Семилетний Матроскин считается здесь главным, и, похоже, все животные это понимают. Даже неугомонные львята, которые уже раза в три больше кота, заигравшись, нередко получают от Матроскина подзатыльники и сразу же успокаиваются — спорить с патриархом не решаются. Сам он тоже соблюдает правила общежития и еще ни разу не покусился на разгуливающего по дому попугая. Даже если тот будет лететь прямо на него, кот просто отойдет в сторону. А вот на улице воробьям и скворцам Матроскин спуску не дает — настоящий охотник.

- А еще у нас был забавный случай, характеризующий отношение «наших» животных к «временным», — рассказывает Татьяна.  — Однажды видим: идет по двору наш ризеншнауцер какой-то странной походкой, будто на ходулях. Подошли — оказывается, под ним, между лапами, ползет черепаха, а собака ее сопровождает. Оказалось, черепаха сбежала, а собака обнаружила и, наверное, подумала: «Наше животное ушло. Как вернуть? Зубами брать нельзя. Что делать? Буду сопровождать»…

Самое трудное в работе Ефремовых — расставание с животными. Чтобы не было больно, надо стараться не привыкать к ним, что получается далеко не всегда. Порой зверя просто необходимо приручить, а иногда это происходит само собой. Татьяна до сих пор вспоминает самца носухи (разновидность енота), которого привезли из Южной Америки уже прирученным. Он был очень нежный, если это слово вообще можно применить к носухам. Горечь разлуки смягчили тем, что отправили его в Ялтинский зоопарк — самый «душевный» из украинских. Там ему наверняка хорошо.

А иногда животные, которых отдали в чужие руки, узнают своих бывших хозяев.

- Был такой случай, когда обезьяна узнала меня через полтора года. Она прибежала, цеплялась за мою одежду…  — вспоминает Татьяна.  — Была очень трогательная сцена. Вообще, обезьяны оригинально выражают любовь: почти все они пытались меня кормить. Бывало, даже из защечного мешка вытаскивали виноградину и предлагали мне. Приходилось делать вид, что я ее ем и очень благодарна.

Иногда Ефремовы отказывают покупателям.

- Однажды люди просили достать для них пуму, чтобы спала с ними в постели и ходила по улицам на поводке. Это сказки, фэнтези! В таких случаях мы отказываем сразу же, невзирая на то, что предложение коммерчески весьма выгодно, — говорит Сергей.  — Также мы очень внимательно смотрим на фотографов, покупающих у нас обезьян, чтобы работать на улице. Некоторые удаляют животным клыки, а потом эксплуатируют их сутками. Мы же идем навстречу только в том случае, если видим, что есть не только бизнес, но и любовь к животным.

Сейчас в доме Ефремовых, кроме многочисленных птиц, живут несколько кенгуру-валлаби. В закрытом вольере, забившись в угол, настороженно смотрят на нас карикатурно маленькие кенгуру — не выше полуметра.

- Да, эти кенгуру, конечно, не впечатляют, а вот недавно у нас жила пара гигантских рыжих с фермы в Техасе (Австралия запрещает вывоз своих животных) — с ними было очень интересно, — комментируют Ефремовы.

Прощаясь с хозяевами, в освещенном окне кухни вижу, как, опершись лапами о спинку изгрызенного кресла, Ники, Найт и Нафа провожают меня любопытными взглядами круглых желтых глаз…

 

 

В УКРАИНЕ СТАНОВИТСЯ МОДНО ЗАВОДИТЬ ДОМА ВОЛКОВ И МЕДВЕДЕЙ

Однако специалисты предупреждают, что хищники остаются дикими зверями, даже если выросли среди людей

Об опасности содержании в доме крупных хищников рассказана не одна история. Самая известная из них — о трагедии семьи Берберовых, произошедшей в Баку 24 ноября 1980 года. Архитектор Лев Берберов, его жена Нина и дети Ева и Рома взяли домой маленького львенка из зоопарка: у малыша умерла мама. Через год в квартире Берберовых обитал могучий красавец с гордой осанкой и роскошной гривой. Кинга (так звали льва) видели все — именно он снимался в фильмах «Лев и девочка», «Лев ушел из дома» и «Необыкновенные приключения итальянцев в России». Однако царя зверей по ошибке пристрелил милиционер: увидев посреди города огромного льва, он решил, что животное нужно обезвредить.

Погоревав, Берберовы взяли второго льва. И тоже назвали Кингом. Как и его предшественник, Кинг-II снимался в кино (в фильме «У меня есть лев»), но уже на съемках демонстрировал свой непростой характер. А вскоре после того, как умер Лев Берберов, которого зверь, видимо, считал главой прайда, случилось несчастье: хищник насмерть растерзал 14-летнего Рому и серьезно ранил его маму. Приехавшие милиционеры застрелили льва, а вместе с ним и пуму, которая тоже жила в квартире Берберовых.

Этот случай всегда напоминает о том, что нельзя держать дома хищников. Львы и тигры остаются дикими зверями, даже если выросли среди людей. В этом году «ФАКТЫ» писали о трагическом происшествии в Киевском зоопарке: амурская тигрица убила 23-летнюю работницу Татьяну Ларину. А в 2000 году в том же зоопарке тигрица покалечила женщину, не успевшую вовремя выйти из клетки.

Одним из самых громких случаев нападения прирученных львов на человека стало происшествие в Зимбабве в августе этого года. Животное набросилось на 50-летнюю работницу японского посольства, когда она с друзьями и гидом гуляла в национальном парке. От полученных ран женщина скончалась в больнице.

Между тем содержать дома хищников становится модно. Правда, в Украине чаще всего пытаются приручить волков или медведей — они дешевле и за ними легче ухаживать. Но и эти животные ничуть не менее опасны, чем большие кошки, предупреждают специалисты.

512

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів