«когда у меня в карманах находили породу, а не уголь, то охранники шахты думали, что я над ними издеваюсь»
Ученые считают, что глобальные потрясения, обрушивающиеся время от времени на нашу планету, неузнаваемо меняют ее лицо: старые континенты раскалываются на острова и погружаются в пучину, а из-под воды океанов «всплывают» новые. Они дают начало новой жизни, оставляя в недрах целые геологические пласты, наполненные прежними жителями планеты: растениями и животными. По этой теории основателя палеонтологии Жоржа Кювье получается, что Земля, как матрешка, прячет в себе целые миры: каждый геологический слой — отдельная планета.
«Я больше всего люблю морских «монстриков»
- Обычный спуск в шахтной клети на более чем 600-метровую глубину можно представить, как путешествие во времени на 280-350 миллионов лет назад, — говорит Сергей Гризодуб, горняк шахты «Княгининская». — Фактически мы попадаем на другую Землю. Я называю ее Карбон (по названию геологического периода. — Авт. ). Ведь каменноугольный период — это особая планета со своими обитателями и растительностью.
Поскольку море наступало и отступало несколько сотен раз, окаменелости располагаются слоями, словно торт «Наполеон». Обычно уголь воспринимается как полезное ископаемое в виде камня, а на самом деле это спрессованный слой древесных стволов, густо пропитанный маслами и жидкими древесными смолами.
В то время колоссальные древовидные папоротники, плауны и хвощи высотой до пятидесяти метров и в диаметре до трех метров, образовывали густые леса. За годы своих изысканий Сергей научился разбираться в этой тайге не хуже легендарного Дерсу Узала.
- Я знаю, где под землей было озеро, река, в каком месте росли деревья, а где хвощи, — увлеченно рассказывает Сергей. — Окаменевшие стволы деревьев можно определить сразу: из-за больших размеров и очень заметной рифленой, как подошва кроссовок, коры. Мне приходилось бывать в недействующих уже выработках, которые по всей длине были укреплены частями стволов окаменевших деревьев диаметром до полутора метров! При виде этих гигантов мелкие растения частенько выпадают из поля зрения. Но они сохранились. Иногда в каменной пластине толщиной всего в один-два сантиметра бывает десять, а то и двадцать слоев с отпечатками листьев травы, насекомых и животных. А вскрыть можно лишь один, максимум два слоя! Если пожадничаешь, камень разлетится на куски. Обидно — все-таки вещица возрастом в сотни миллионов лет!
Но, как выяснилось, найти доисторическую диковинку — это полдела. Надо ее еще и сохранить. После смены Сергей приносит находки домой, просушивает на сквозняке, чтобы рисунок не разрушался, а затем аккуратно раскладывает в ящиках. Растения с «планеты Карбон» очень боятся холода, влаги, прямых солнечных лучей. Но больше всего сложностей, как признался Сергей, доставили люди.
- Поначалу охранники считали, что я пытаюсь украсть уголь с шахты. Затем, обнаружив в моих карманах куски породы (ведь только на породе, а не на угле, можно найти отпечатки), посчитали, что я издеваюсь или так экстравагантно шучу. А теперь уже привыкли и не обращают на меня внимания. Больше всего из ископаемых чудес я люблю морских мелководных животных — «монстриков». Миллионы лет назад они обитали на коралловом рифе неподалеку от места, где теперь расположен мой дом. Самое интересное, что такие кораллы и животные сохранили свою форму — они объемные! У «монстриков» даже внутренние органы не сгнили, а из-за густого минерального «сиропа», в котором они находились, окаменели.
«Мы уже живем в период глобальных катаклизмов»
Первый свой камень Сергей нашел еще в детстве, на терриконе, куда сбрасывается порода. Ну а под землей их ищет уже пятнадцать лет с первого рабочего дня на шахте.
Постепенно Сергей заразил своими походами на планету Карбон и несколько человек в своей бригаде.
- Поначалу энтузиастов было больше, — смеется Сергей. — Они, видимо, решили, что я ищу камни с целью заработать. А тут еще по телевидению показали сюжет о том, как на одном из аукционов скелет динозавра Рекса пошел с молотка за девять с половиной миллионов долларов. Народ и бросился собирать камни, даже мало представляя себе, что они вообще ищут. Правда, может, и мои сокровища стоят определенных денег, но я их раздаю бесплатно в школы, музеи, друзьям и знакомым. Ведь под землю могут спуститься далеко не все. Вот и недавно передал очередную партию своих находок в областной краеведческий музей.
- По предварительному анализу, этим окаменелостям около 300 миллионов лет, — говорит заведующая отделом природы Луганского областного краеведческого музея Валентина Попова. — Такие экспонаты очень важны и для ученых, и для музейных работников. К большому сожалению, у нас нет возможности организовать экспедицию под землю. А такой энтузиаст, как Сергей Гризодуб, изо дня в день используя, в хорошем понимании этого слова, свое служебное положение, помогает нам подтвердить знания о том, что было на территории современной Украины сотни миллионов лет назад, а иногда и сделать открытие в палеоботанике Донбасса.
- В последнее время ученые предрекают нам глобальное потепление, но серьезных последствий от него, говорят, не будет, — рассказывает палеонтолог-любитель. — Возможно, мы уже сейчас живем в эпоху глобальных катаклизмов. И с потеплением все вернется на круги своя. К примеру, сейчас Гренландия во льдах, а когда ее впервые увидели викинги, она была покрыта бурной растительностью. Отсюда и название: в переводе Гренландия — Зеленая страна. Ну а я продолжаю искать на «планете Карбон» свой цветок, несмотря на то, что ученые утверждают: цветов в каменноугольный период земли не было. По шахтерскому поверью, такая находка равноценна обнаружению цветущего папоротника на поверхности земли. Он принесет счастье. Отпечатки, очень похожие на цветы, мне попадались. А счастье Надеюсь, на подходе.
372Читайте нас у Facebook