ПОИСК
Події

«в войну моего отца, оглушенного взрывом и засыпанного землей, спасла лошадь, вытащив его зубами из-под завала»

0:00 13 січня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
Потомок династии коневодов Борис Басс вывел новую породу тяжеловозов, которая по своим качествам намного превосходит известные в бывшем Союзе породы — владимирскую и першеронскую

Заняться любимым делом Борис Басс смог только на пенсии. Он взял в аренду бывшие склады, приспособил их под конюшни и за пять лет создал, по сути, племенной репродуктор. На его базе при поддержке Института животноводства Украинской академии аграрных наук два года назад открылся первый и единственный в Украине племконезавод по разведению породы тяжеловозов.

«Если бы древний человек не оседлал коня, не было бы, наверное… автомобиля»

В династии Бассов от деда-прадеда все имели отношение к лошадям. Да еще традиционно чередовались в поколениях библейские имена Борис и Исаак. Когда строился Екатеринослав, по его крутым улицам с утра до ночи волокли тяжелые телеги с кирпичами мощные владимирские тяжеловозы. Этим извозом занимался Борис Басс, унаследовав дело от отца Исаака. Сын Бориса Исааковича тоже не изменил традиции — всю войну прослужил в конном обозе, под артиллерийским огнем провозя на передовую тяжелые ящики со снарядами.

- Однажды моего отца взрывом отбросило от телеги и, оглушенного, засыпало грудой земли, — рассказывает Борис Исаакович.  — Сверху виднелась только сумка с овсом, висевшая через плечо. Разыскивая хозяина, лошадь стала тянуть зубами за холстину и вытащила его — отец был спасен.

Много удивительных историй, связанных с лошадьми, слышал в детстве Борис Исаакович от отца. Борька все знал о лошадиных повадках, характерах, вкусах. Известному в городе вознице было чем поделиться с мальчонкой. На восстановлении разрушенного фашистами Днепропетровска лошади несли на себе основной груз строительных работ. Там, где по разбитым, засыпанным обломками улицам не проедет грузовик, лошадка резво тащила телегу с досками и кирпичом. Борис Басс уже не помнит кличку своей любимицы, но готов был часами ходить за отцовской телегой ради того, чтобы каурая кобылка взяла у него с ладошки кусочек рафинада.

РЕКЛАМА

- С тех пор лошадь для меня — существо поистине священное, — улыбается Борис Исаакович.  — Сами судите: не будь лошадей, возможно, вся история цивилизации сложилась бы по-другому. Если бы древний человек не догадался оседлать лошадку, не было бы, наверное, и автомобиля. Не зря же до сих пор его мощность измеряют лошадиными силами.

Кстати, Борис Исаакович выяснил, что предки нынешних лошадей жили в степях между Доном и Днепром еще во 2-3 тысячелетии до нашей эры. И именно сюда стремились отовсюду кочевники, чтобы приручить этих сильных животных. Не арабских скакунов, а низкорослых выносливых лошадок, от которых и пошла рабочая, ломовая порода.

РЕКЛАМА

Борис Басс всю жизнь жалел, что не стал продолжателем семейного дела. В потреб-

кооперации он прослужил до самой пенсии, но все эти годы мечтал иметь лошадку. Не породистого скакуна, как это стало модным у новых украинцев, а коренастую кобылку-труженицу. Когда после распада Союза развалилась и потребкооперация, где он работал, в пригородном поселке Самаровка опустели старые склады. Тогда и решил Борис Басс осуществить мечту своей жизни. Взяв в аренду одно из помещений, он соорудил там стойла и стал искать для конюшни первого постояльца.

РЕКЛАМА

Распавшиеся колхозы продавали немало добра, в том числе и лошадей. Почему он выбрал именно этого заморыша, Борис Исаакович объяснить не может, но хилый вороной жеребенок Мартын, списанный на убой, перекочевал в Самаровку.

Было это больше пяти лет назад. Как оказалось, интуиция Бориса Исааковича не подвела. Из захудалой лошаденки вырос настоящий красавец с мощной шеей и густой черной гривой. Весит он почти тонну и имеет больше десятка наследников. Причем, как считают специалисты, Мартын стал родоначальником новой местной породы тяжеловозов, которая по своим качествам намного превосходит известные в бывшем Союзе породы — владимирскую и першеронскую. Если, к примеру, владимирский тяжеловоз имеет максимальную силу тяги 851 килограмм, то самаровские лошадки могут запросто тащить 15-20 километров до трех тонн груза!

- Существует даже своеобразная конкуренция между коневодами разных стран: кто выведет более сильную, выносливую породу. Есть французские, немецкие, британские тяжеловозы, — перечисляет Борис

Исаакович.  — В Украине наибольшее распространение получили владимирские ломовые лошади. Прижилась здесь и выведенная в СССР советская порода. А вот своей, украинской, не существовало. Теперь, надеюсь, будет. Новую породу, раз уж она появилась в Самаровке, мы назвали самаровским тяжеловозом.

Когда я брал в аренду эту базу, просто хотел для души держать пару лошадок, мечтал смастерить фаэтон и катать в нем друзей по проспекту. Но лошади — это такой азарт! И не только на скачках. Я начал искать на выставках, в хозяйствах лучшие экземпляры. Если увижу хорошего коня, заснуть не могу. Одни люди деньги пропивают, другие — проигрывают, а я все тратил на лошадей. Собирал их, как султан свой гарем. Чтобы были разных пород, мастей, темперамента.

В Институте животноводства Украинской академии аграрных наук заинтересовались наработками селекционера-любителя. Старший научный сотрудник отдела разведения и генетики Марина Козловская несколько лет работала над улучшением новой породной группы, выведенной Борисом Бассом.

- В этих лошадях преобладает кровь немецких арденов, — объясняет она, — они очень сильные и выносливые, но несколько флегматичные. Мы добавили к самаровскому типу горячую кровь верхово-упряжной торийской породы — и получились очень темпераментные лошади, сохранившие все тяговые качества.

«Мои лошадки неприхотливы, экономны, выносливы»

Именно Марина Витальевна подала Борису Бассу идею создания на базе его любительского хозяйства настоящего племрепродуктора, объединила этой идеей еще двух частных заводчиков, специализировавшихся на спортивных лошадях, помогла оформить документы. Конечно, назвать племзаводом две небольшие приспособленные конюшни — это некоторое преувеличение. Но на то ведь и государство, чтобы поддерживать такое полезное начинание.

- Ломовые лошади нужны сегодня, как никогда, каждому фермерскому хозяйству, сельским предпринимателям, — рассказывает Борис Исаакович.  — Они неприхотливы, экономны, выносливы, пройдут там, где даже трактор застрянет, без ремонта и запчастей могут трудиться с утра до вечера. А нужно им всего-то лишь шесть килограммов овса да пять килограммов сена в день. По сравнению с затратами на бензин и солярку — огромная экономия. Особенно, если перевезти надо пару бидонов молока или стожок сена. На Западе это хорошо понимают: сильная породистая рабочая лошадь — в какой-то степени показатель престижа фермерского хозяйства.

Кстати, в пользу развития подобных конезаводов, считает Марина Витальевна, говорит и опыт создания предприятий по производству кумыса — ценнейшего молочного продукта, эффективного даже при лечении туберкулеза, — и создание на базе конезаводов реабилитационных центров для лечения детей, больных ДЦП. Благотворное влияние конной езды на нервную систему малышей доказано.

Но, чтобы все это могло стать для Украины реальностью, нужна серьезная племенная работа. А она, как известно, дело неприбыльное. Конечно, Борис Исаакович, отбирая для продолжения рода лучшее поголовье, пару жеребят в год может и продать. Но этого едва хватает на оплату конюхов, ветеринара, лекарств для животных. С появлением же официально узаконенного племрепродуктора проблем только прибавилось: налоги, отчисления, бухгалтерская отчетность зачастую ставили Басса в тупик.

После того как государство выделило для молодого предприятия аж… 15 тысяч гривен на год и недавние компаньоны Бориса Исааковича вышли из состава предприятия, он отправил деньги обратно в Киев.

- На содержание моих 96 лошадей нужно как минимум в десять раз больше, — с обидой рассказывает Борис Басс.  — Но я не требую больше, просто хочу нормально работать. Поэтому оставляю только тех 25 питомцев, которых мне удалось собрать и вырастить. И сам о них позабочусь.

995

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів