«мы подписали у нотариуса разрешение на поездку веры в ирак, думая, что хотя бы так поможем ей заработать на квартиру», -
Позавчера в селе Боневичи Старосамборского района Львовской области хоронили санитарного инструктора 1-й механизированной роты старшего сержанта 37-летнюю Веру Петрик. Находясь в составе украинских миротворческих сил в Ираке, недалеко от города Эс-Сувейра, 9 января Вера и еще семь украинских миротворцев погибли во время обезвреживания боеприпасов.
«Вера была у меня самой младшей »
От областного центра к Боневичам — родному селу Веры, расположенному в Прикарпатье, — пришлось добираться из Львова более трех часов по «пересеченной местности»: автомобиль то преодолевал очередной крутой холм, то петлял по невероятным изгибам так называемой дороги. Cело появилось из-за горы внезапно — распахнутое, как добрая человеческая душа. Дворов здесь немного — всего 170, да десятка три совсем заброшенных хат. Лучшие времена Боневичей остались в прошлом, когда большинство местных жителей работало на деревообрабатывающем комбинате. Лет десять назад там начались проблемы, и теперь сельчане живут «с огорода», а молодежь уезжает на заработки.
Небольшой дом родителей Веры Петрик искать не пришлось — рядом стояли машины войск Западного оперативного командования, областной и районной госадминистраций, а во дворе — сотни людей с венками, пришедших проводить в последний путь односельчанку. С близкими и друзьями Веры в такие минуты говорить было крайне тяжело, но, когда они услышали, что это не праздное журналистское любопытство, а стремление сделать страничку памяти, немного оттаяли, превозмогая душевную боль.
- Я еще в седьмом классе решила: если у меня родятся дочери, назову их Вера, Надежда, Любовь, — говорит Евгения Дмитриевна, мама погибшей. — Так и случилось, вот только последовательность изменила — Вера была у меня самой младшей — Сидящая за большим семейным столом, устеленным фотографиями и письмами, пожилая женщина, отвернувшись, тихонько плачет. Иван Васильевич, отец Веры, обнимает ее и что-то шепчет.
Вера родилась не совсем здоровым ребенком — одна нога у нее была короче другой. Несколько лет родители возили ее по врачам, больницам, курортам, но медики только сочувствующе разводили руками. Возможно, девочка так бы и выросла инвалидом, но ее характер оказался сильнее болезни. Она разрабатывала ногу, не позволяя себя жалеть. В родном селе Вера закончила на одни пятерки восьмилетку, затем Самборское медицинское училище, получив диплом с отличием. Практически сразу после этого пошла служить медицинским работником в Вооруженные силы, вышла замуж за сослуживца. После нескольких служебных переездов осели с мужем в Житомире. Личная жизнь у Веры не сложилась. С мужем развелась и осталась с двумя детками — Виталиком и Христинкой. Дальше — cлужба в десантной бригаде, с утра и часто до позднего вечера, небольшой оклад, из которого бЧльшая часть тратилась на детей. Да и родителям-пенсионерам нужно было помочь.
Но самой большой проблемой для Веры было жилье. Дети быстро подрастали. Виталию уже 17, Христине — 14, а семья продолжала жить в маленькой комнате военного общежития. Единственным выходом для Веры, как ей казалось, была поездка в Ирак в составе миротворческих сил Украины, чтобы заработать на квартиру.
- Мы думали, что поможем ей хоть так, и подписали у нотариуса разрешение на эту поездку, а получается, помогли ей погибнуть, — то ли спрашивает себя, то ли делает горький вывод Евгения Дмитриевна.
Во время прохождения обязательной военной медицинской комиссии Вера собрала всю свою волю в кулак, и никто из строгих врачей так и не заметил ее хромоты. Более того, она совершила несколько десятков прыжков с парашютом (!).
«Не успеете оглянуться, как я вернусь»
- В нашем батальоне Вера Петрик стала первой женщиной, прыгнувшей с парашютом, а после нее решились и остальные женщины-военнослужащие, которые раньше ужасно трусили, — рассказывает сослуживица Веры Оксана Кушниренко. — С боевой задачей — шесть прыжков в год — она справлялась мастерски. На земле Веру всегда встречал сын Виталий.
- Мы к ней относились не просто как к соседке, а как к родной сестре, — говорят соседи Веры по общежитию.
Назвать нормальным жильем комнатушку Веры сложно. В лачуге с общими душем, кухней и туалетом бегают огромные тараканы, а зимой с потолка свисают сосульки. Вера с детьми прожила здесь 10 лет
Незадолго до ротации украинского иракского миротворческого контингента в 95-й аэромобильной бригаде, которая дислоцируется в Житомире, проводился конкурс на лучшего командира роты. Условие было таким: офицера, который выиграет конкурс, направят в Ирак вместе с его подчиненными. Победителем стал капитан Валерий Бражевский. Вместе с ним в Эль-Кут отправились старший сержант Вера Петрик и старший прапорщик Владимир Седой. Из-за маленького роста сослуживцы ласково называли Веру малышкой, замечая при этом: «Росточек маленький, зато душа огромная».
Отправляясь в Ирак, Вера Петрик говорила сослуживцам: «Не надо долгих прощаний! Не успеете оглянуться, как я вернусь!»
- Накануне своей гибели Вера звонила нам, поздравляла детей и всех родных с Рождеством, — вспоминает ее сестра Люба. — Радостно сообщила, что за отличную службу командование наградило ее медалью, говорила, что службой очень довольна. Передала поздравления и приветы всем друзьям, знакомым. Это был ее последний звонок. А когда я возвращалась от родителей домой, они мне позвонили: «По телевидению передали, что в Ираке погибли украинские военнослужащие, среди них и Вера».
Между тем к дому, возле которого военный оркестр негромко играет траурный марш, выстроился почетный караул, подходят все новые и новые люди не только из Боневичей, а и жители близлежащих сел. Уже заполнены все комнаты, двор около дома и соседские дворы, переулок, а венки продолжают нести. В этой огромной толпе с трудом находим одноклассников и друзей Веры.
- Вера была моей самой близкой подругой, — говорит Анна Винорович. — Я совсем маленькой приходила к ним в дом играться. Помню, тогда все переживала, что подружка болеет, но, к счастью, Бог дал ей здоровье. Наверное, потому, что Вера была очень добрая и отзывчивая. Мне казалось, что для моей подруги в жизни не существует никаких препятствий, которые она не смогла бы преодолеть. Их семья имела средний достаток. Мама Веры работала мастером на швейной фабрике, отец — на деревообрабатывающем комбинате. Родители всегда на работе, сестры учились, а Вера оставалась на хозяйстве. Наверное, тогда и выработалась ее самостоятельность. Медицину она полюбила благодаря старшим сестрам, но мечтала служить в армии. Может, сказалось влияние одного из родственников — военного. А может, любовь к порядку и самодисциплина. Ко мне в гости Вера приходила на все праздники, если получалось вырваться со службы и приехать с детьми к родителям на каникулы. И, как в детстве, делилась со мной своими уже взрослыми тайнами. Жаловалась на материальные проблемы, на то, как нелегко одной поднимать детей. До слез обидно, что мы не увиделись перед ее отъездом в Ирак — Вера не смогла ко мне дозвониться.
- Вера сумела объединить вокруг себя наших ребят и за всех переживала, — вспоминает ее одноклассник Юрий Швец. — Я на всю жизнь запомнил, как в пятом классе заболел воспалением легких и лежал дома. Была зима, огромные сугробы, сильный мороз, а она с подружкой пришла меня проведать.
Много хорошего рассказали о Вере Наталия Фетешак и Инна Миновская, которые тоже учились с ней в одном классе.
Родные Веры Петрик не останутся наедине со своим горем
Конечно же, всех волновал вопрос, как теперь сложится судьба осиротевших детей Веры, ее родителей-пенсионеров.
- Все выплаты родным Петрик будут сделаны в самое ближайшее время, — заверил «ФАКТЫ» начальник отдела финансового обеспечения Львовского областного комиссариата Александр Стецкив. — Мы тактично объяснили родителям Веры, какие документы они должны подготовить. Начинаем оформлять пенсии по утере кормильца ее отцу, матери, детям. Что касается квартиры, то семья Петрик еще не определилась, где бы хотела получить жилье. Сын Веры, например, хочет жить в Житомире, а отец и мать — во Львове. Как бы там ни было, командующий войсками Западного оперативного командования дал соответствующее указание начальнику квартирно-эксплуатационного управления, когда выбор будет сделан, подобрать квартиру и оформить документы на ее покупку. Родители и сестры Веры еще не решили, кто из них будет опекуном детей. Также не определился с будущим и Виталий — учиться или трудоустраиваться. Он закончил 9 классов, учился в ПТУ. Кстати, командование взяло на себя все расходы по организации похорон. Кроме того, служащие Львовского гарнизона собрали для семьи Петрик деньги.
Не остались в стороне и местные власти.
- О том, что организация похорон -наша святая обязанность, думаю, даже говорить не стоит — помогли всем возможным, — сказал «ФАКТАМ» глава Старосамборской районной госадминистрации Михаил Дмитрук. — Мы также передали семье Петрик материальную помощь от новоизбранного Президента Украины Виктора Ющенко, народных депутатов, районной администрации. Поговорили с родителями — дальнейшая судьба детей Веры Петрик действительно не совсем понятна. Виталий еще ничего не решил, а Христине мы предлагаем очень хорошую школу-интернат, имеющую прекрасное обеспечение. А главное то, что существует соглашение, согласно которому в школу приезжают читать лекции преподаватели Львовского национального университета. В этом году в соответствии с этим соглашением было подготовлено 22 ученика, которые бесплатно поступили на различные факультеты университета, многих приняли в другие вузы. Решаем и бытовые вопросы семьи Петрик. Сейчас срочно подводим к их дому газ. Готовы в любой момент и в первую очередь предоставить им любую посильную помощь.
Старенький священник отпел молитву, застучали молотки, вгоняющие гвозди в крышку гроба. Сверху положили Государственный флаг Украины и синий берет десантника. Начал перестраиваться оркестр, почетный караул, солдаты подняли гроб на плечи. Приехавшие на похороны сослуживцы-десантники отвернулись и беззвучно заплакали. В полной тишине лишь жалобно позвякивал под порывами пронизывающего ветра и ледяного дождя когда-то веселый колокольчик над дверью родительского дома — в суматохе его забыли снять. На кладбище говорили речи, а родители Веры, скорее всего, ждали, когда все разойдутся и они смогут наедине проститься с дочерью.
Над свежей могилой рванул положенный залп армейских карабинов.
1 февраля Вере Петрик исполнилось бы 38 лет. Помяните, люди, ее светлую душу!
Читайте нас у Facebook