Солдат, которого искали два года, как выяснилось, «просто ушел из части», заранее припрятав гражданскую одежду, потому что служба в армии его не привлекала
Доказательств «неуставщины», от которой якобы пострадал солдат, не обнаружено
«Сыночек, я очень прошу тебя: вернись домой! Плохо тебе, горе у тебя — приди! Я с тобой. Хуже не будет. Я обязательно помогу тебе! Даже если боишься, что тебя будут судить, — приди, я помогу тебе постоять за себя!» — обращалась Ярослава Лихач к своему сыну, призванному в армию в мае 2002 года, а в сентябре этого же года исчезнувшему из расположения батальона.
Ярослав не появлялся, никому не звонил и не писал. Только по прошествии двух лет мать увиделась с сыном в следственном изоляторе Луганска. В этом городе Ярослав, как выяснилось, жил и работал все эти два года.
- Почему же ты ушел из части? — спрашиваю у парня, сидящего за решеткой на скамье подсудимых. — Когда пришло к тебе такое решение?
- Я не собирался уходить. Пошел в магазин, а потом взял и ушел.
- У тебя действительно вымогали деньги? Тебя били?
- Вымогали не только у меня. Но меня не били. Правда, ушел я не из-за этого, — тихо говорит Ярослав и честно признается, что армейская служба не привлекала его с самого начала.
Но кто именно вымогал у него деньги, ни судье Военного суда Донецкого гарнизона Владимиру Костенко, председательствовавшему на процессе, ни следователю, ни прокурору солдат не сказал. А правоохранительные органы не нашли никаких доказательств «неуставщины», от которой якобы пострадал солдат.
- Зато сколько человек пострадало из-за его таинственного исчезновения, — рассказал «ФАКТАМ» заместитель командира полка по воспитательной работе воинской части 3023 Анатолий Волошин, который и сообщил нам о том, что солдата будут судить. — Серьезные взыскания по службе получили девять человек, в том числе был понижен в должности майор Василий Мордкович, который последним видел Ярослава Лихача в магазине и довел солдата не до самой казармы, а только до ворот батальона — понадеялся на сознательность взрослого парня
Ярослав рассказал суду, что заранее припрятал гражданскую одежду в заброшенном строении неподалеку от батальона. Зачем солдат купил «гражданку» в первый же год службы? Говорит, что на всякий случай. Купить одежду солдат мог только за деньги, которые ему высылала мама.
«Я пишу, потому что очень нужны деньги. Здесь, если не заплатишь, будет плохо. Только что пришел из караула и попал под горячую руку дедам. Требуют деньги на сигареты, водку, майонез, «Мивину». За что угодно сдирают. Чем ближе к дембелю, тем становятся наглее. Им нужно «гражданку» покупать, вот и дерут с нас деньги. Я это к тому, чтобы ты выслала хоть немного Хоть по нескольку гривен каждую неделю, потому что уже нет сил терпеть», — писал Ярослав матери.
«Документов у меня никто не спрашивал»
- В уголовном деле фигурируют только два перевода — на 30 и 50 гривен, которые Лихач получил из дому, других денежных поступлений на имя Лихача не было, — сообщил судья Военного суда Донецкого гарнизона Владимир Костенко, вынесший приговор. — Никаких доказательств того, что у солдата отняли эти деньги, суд, опиравшийся на материалы следствия, не нашел.
Более того, как выяснили «ФАКТЫ» у прокурора Луганской области, Сергея Рыбака, присутствовавшего на процессе, за последние три года из батальона в Рубежном никто не уходил, да и во всей воинской части 3023, по информации командира части, за последние пять лет не было ни одного побега. Кстати, командир части Юрий Свирщевский продемонстрировал увесистую папку документов о проверках, которым подверглась часть после побега Ярослава Лихача. Проверяющие находили нарушения, но они никоим образом не касались службы Ярослава Лихача.
Задержали Ярослава 2 сен-тября 2004 года в Луганске сотрудники ГАИ, которые были задействованы в операции по выявлению лиц без документов.
- Уйдя из части, я пешком пришел в Луганск, на железнодорожный вокзал, где устроился грузчиком. Потом работал на стройке, снова грузчиком на рынке, документов у меня никто не спрашивал. Снимал комнату у одной бабушки, купил себе мобильный, — рассказал Ярослав корреспонденту «ФАКТОВ» о своем нелегальном житье-бытье.
- А матери не позвонил. Она за два года все слезы выплакала!
- Дозвониться не мог
Военный суд Донецкого гарнизона приговорил 22-летнего Ярослава Лихача к двум годам лишения свободы.
Мать Лихача не смогла прибыть на суд. При встрече с корреспондентом «ФАКТОВ», когда она наконец приехала в Донецк, Ярослава Лихач сказала, что ее не вовремя предупредили о начале процесса, и очень переживала, что не была рядом с сыном в зале суда. Она по-прежнему верит, что Ярослав подвергался вымогательствам. И вряд ее разубедили беседы с командиром части, который всячески помогал матери, приехавшей к осужденному сыну в незнакомый город. Мать по-прежнему верит сыну и после разговора с судьей Костенко, который сразу же встретился с ней, разъяснил законные права на обжалование приговора и без промедления выписал разрешение на встречу с сыном, находившимся в следственном изоляторе.
Однако ни Ярослав, ни его мать приговор не обжаловали.
Читайте нас у Facebook