Украинский ужин в духе агаты кристи
«Кандидата Виктора Ющенко ждали два руководителя Службы безопасности Украины, в том числе ее председатель, генерал Игорь Смешко. Ющенко лидировал в президентской гонке. Он добивался этой встречи, чтобы обсудить наряду с другими проблемами смертельные угрозы в его адрес. Четверо мужчин пили темное пиво и ели раков из одной миски, а также салат из помидоров, огурцов и кукурузы. Затем они перешли на водку и мясо, а закончили коньяком. Когда встреча закончилась, было около 2 часов ночи. Ющенко поехал домой и, по словам его сторонников, начал умирать. Спустя более трех месяцев ужин на даче приобрел черты одновременно детектива Агаты Кристи и шпионского романа времен «холодной войны». Ющенко, утверждают его врачи, отравили. Но как? И кто?
В интервью со следователями, членами избирательного штаба Ющенко, токсикологами, зятем президента Украины и тремя из четырех участников ужина вырисовывается картина смятения и раздражения запутавшимся следствием.
На следующий день после ужина, который одна из российских газет назвала «тайной вечерей», Ющенко тяжело заболел. К моменту, когда он поправился и выступил в украинском парламенте 21 сентября, обвинив правительство президента Леонида Кучмы в попытке его убить (»Не спрашивайте, кто следующий, — заявил он. — Следующим может быть любой из нас!»), его лицо было изуродовано. Он также страдал от боли и слабости в результате действия дозы TCDD, наиболее токсичного органического компонента диоксинов, отравляющего вещества, входящего в «оранжевый агент». Это достоверно известно. Но самая популярная гипотеза — о том, что Ющенко отравили на даче, — отличается настолько серьезными несоответствиями, что ее ставят под сомнение даже его сторонники. А следователи, пытающиеся вникнуть в глубину дела, говорят, что главным препятствием является сам Ющенко, который сделал отравление чуть ли не главной темой своей кампании, но не в полной мере сотрудничает с властями, мешая найти своих вероятных убийц по горячим следам.
Украине предстоят повторные президентские выборы 26 декабря, и на них, скорее всего, будет определено дальнейшее развитие государства с населением в 48 млн. Но с тех пор, как политический кризис, вызванный спорными выборами 21 ноября, был разрешен судебным и парламентским решениями о проведении нового тура, этот ужин затмил все.
В сюжете, которым могла бы гордиться Агата Кристи, в роли подозреваемых оказались многие представители украинского руководства, включая генерала Смешко, который встретился с западным журналистом впервые за свою 32-летнюю карьеру. «Главное в том, что наши спецслужбы не причинили Ющенко никакого вреда и не пытались причинить ему вред, — заявил он. — Это мы знаем наверняка. Все другие версии мы проверим». На вопрос о его реакции на то, что его публично упоминают в качестве подозреваемого, Смешко, у которого два сына, ответил вопросом: «А как бы вам понравилось, если бы ваши дети спросили: «Папа, ты правда это сделал?» Он добавил: «Это болезненно. Мы сделаем все, чтобы узнать правду. По сути, речь идет о чести всей службы».
Чтобы этого добиться, СБУ должна лавировать между требованиями уголовного расследования и опровержением общего мнения о ее причастности к преступлению. Она столкнулась с делом, где много основных версий, ни одну из которых пока нельзя отбросить. И на каждом повороте видна политика.
В зависимости от того, кто говорит, Ющенко отравили либо его враги в правительстве Кучмы, либо люди из его же окружения. Говорят также, что он был отравлен российскими спецслужбами или преступниками, действовавшими по заказу одной из вышеупомянутых структур.
Некоторые называют несостоявшимся убийцей Владимира Сацюка, бывшего первого заместителя Смешко, а ныне члена парламента. Он был хозяином дачи. Еду готовил его личный повар. На прошлой неделе он уволился из СБУ. (Формально это никак не связано одно с другим, Сацюк уволился после того, как суд решил, что он не может одновременно занимать видный пост в правительстве и место в парламенте. ) Сацюк гневно говорит: «Речь идет о моей чести и чести моей семьи. Я готов сотрудничать, чтобы выяснить подлинную причину».
Пока кажется, что найти подлинную причину невозможно. Расследование требует восстановления полной картины встреч, перемещений и трапез Ющенко, но он занят кампанией и не слишком помогает.
Владимир Сивкович, председатель парламентской комиссии, возобновившей расследование болезни Ющенко, пожаловался, что Ющенко отказался даже сделать заявление для комиссии и для следователей.
Украинские следователи также не получили последних результатов анализов Ющенко, которые они называют важной уликой. Давид Жвания, менеджер кампании Ющенко, организовавший встречу на даче и участвовавший в ней, заявил, что они с Ющенко отказались прийти, потому что не доверяют комиссии. Сивкович, по его словам, связан с Кучмой и премьер-министром Януковичем, соперником Ющенко на президентских выборах. Сивкович назвал это утверждение ложью.
Сотрудники правоохранительных органов тоже недовольны, даже после того, как генеральный прокурор, которому Ющенко не доверял, в декабре был уволен. Следствие возобновил новый генеральный прокурор при поддержке СБУ. Но генерал-лейтенант Игорь Дрижчаный, возглавляющий юридический отдел СБУ, заявил, что следователи до сих пор узнают точку зрения медиков из газет. «Все политические цели достигнуты, — сказал он. — Но те, кому больше всего нужны улики, люди, которые должны поймать убийцу, их не имеют». Он добавил: «Я не могу никого упрекать, поскольку я знаю, что идет президентская кампания. Но таковы факты».
Ющенко отказался от интервью на эту тему, но через пресс-секретаря заявил, что полагается на частную медицинскую информацию, поскольку правительству не доверяет. «Я хотел, чтобы первое слово сказали врачи, — говорится в его заявлении. — Только тогда наступит очередь следователей».
Источник в правоохранительных органах сообщил, что после того, как врачи обнаружили в крови Ющенко диоксин, кандидат неофициально встретился с новым прокурором
16 декабря и пообещал сотрудничать, но после выборов. Без его сотрудничества дело обрастает версиями, и в СМИ самой популярной из них стал ужин на даче. Но с появлением новых деталей и понимания эта гипотеза остается открытой для сомнений.
Во-первых, генерал Смешко утверждает, что Ющенко был нездоров и страдал от болей до встречи и что на день отложил поездку на дачу из-за слабости и болей в спине. Жвания подтвердил это, но добавил, что у Ющенко давно проблемы со спиной и боли накануне ужина, возможно, не были связаны с отравлением. Во-вторых, сложность заключается в том, что, как утверждают токсикологи, при отравлении диоксинами до появления симптомов обычно проходит от трех дней до двух недель. У Ющенко начались боли через несколько часов после ужина на даче, и это, естественно, вызывает подозрения. Но эту гипотезу ослабляет то, что его случай — единственный, когда диоксин подействовал так быстро.
Д-р Арнольд Шектер, специалист по отравлению диоксинами из Университета Техаса и один из редакторов медицинского справочника «Диоксины и здоровье», заявил, что отравление Ющенко 5 сентября возможно, но маловероятно. «С точки зрения медицины это бессмыслица, — сказал он. — Это произошло на 14 дней раньше».
Жвания согласился. «Это глупая гипотеза, — заявил он. — Отравление могло произойти в любой момент. Он все время ездит. Он встречается с сотнями людей в сотнях мест. Связывать это с тем вечером — паранойя». По его словам, если Ющенко умышленно отравили, это, вероятно, случилось во время августовской поездки в Крым. Он добавил, что наиболее вероятным подозреваемым является член преступной группировки, возможно, сотрудничающий с Россией и сотрудниками администрации Кучмы. Жвания, член парламента и комиссии по организованной преступности, сказал, что слышал записанный на пленку разговор российского уголовного авторитета, предлагающего помощь администрации Кучмы. «Он не раз предлагал свои услуги», — добавил Жвания. Он отказался предоставить пленку. «После выборов», — сказал он.
Российские спецслужбы отвергают все предположения о причастности. «Я считаю ниже своего достоинства комментировать подобные утверждения», — заявил пресс-секретарь российской Службы внешней разведки Борис Лабусов.
Семья Кучмы, который тоже говорит о своей непричастности, назвала дачную гипотезу глупой. Ход мыслей семьи таков: правительство, желающее убить оппонента, не станет это делать на даче правительственного чиновника. «Я думаю, они не камикадзе», — заявил Виктор Пинчук, зять Кучмы и член парламента.
Некоторые фрагменты дачной гипотезы неубедительны. Среди них предположения, что Ющенко был уязвим, поскольку его телохранители не попробовали пищу, что бесполезно, если речь идет о яде, не имеющем вкуса и запаха, действие которого проявляется через несколько дней. СМИ также писали, основываясь на заявлении одного из врачей Ющенко, что диоксин налили в суп. В тот вечер на даче не подавали супа.
Жвания также отверг заявления жены Ющенко, американской гражданки Катерины Чумаченко, что после возвращения мужа с дачи она почувствовала на его губах вкус какого-то лекарства. «Она нормальная женщина, и слова КГБ и СБУ вызывают у нее понятную реакцию, тем более что она выросла в США», — сказал он.
Внимание, которое приковывает к себе ночная трапеза, раздражает следователей, которые говорят, что необходимо рассмотреть более длительный период, и выводит из себя Сацюка, который потребовал, чтобы лидер оппозиции высказал ему свои обвинения в лицо. «Я готов встретиться с Ющенко в прямом эфире, — заявил он. — Я хочу, чтобы он, глядя мне в глаза, сказал, что его отравили у меня на даче. Я могу сделать это на любой пресс-конференции, в любое время».
Перевод статьи ИноПресса. Ru
Читайте нас у Facebook