ПОИСК
Події

Крепко схватив за руку 6-летнюю дочь наташу, пьяная женщина вниз головой бросилась в прорубь. Следом за ними ушла на дно и 10-летняя анжела

0:00 30 грудня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
Жители Лопатичей уверены, что причина жуткой трагедии одна — водка

«Мы с Анжелкой дошли до поворота — это примерно полкилометра от хаты. Вдруг девочка обернулась и закричала: «Мама с Наташей к реке побежала!» Вырвала свою руку из моей и помчалась к обрыву. Когда я вслед за девочкой добежал до реки, то увидел лишь Анжелкин ранец, брошенный на пожухлой траве. В реке, метрах в семи от берега, барахталась моя мама… » — вспоминает сожитель покончившей жизнь самоубийством женщины.

«Поняв, что утопающая спасена, я вскочила на ноги и бегом, по трескающемуся льду, ринулась к берегу»

Дует холодный пронзительный ветер. Мы стоим на обрывистом берегу реки Уборть. Рассказывает соседка семьи Тимощиков, которых в селе называют почему-то Зайцами:

- Утром в среду, выйдя во двор, я услышала детские крики с реки: «Ой, мама, мамочка!» Грешным делом подумала, может, сосед лупит девчонок за то, что в школу не хотят идти? Выскочила на улицу, глядь — посредине реки, на тоненьком льду, барахтается клубок людских тел. Думаю: Господи, сейчас потонут! Сама закричала: «На помощь!», побежала туда…

- Я успела схватить веревку и крикнуть соседу, одиннадцатикласснику Коле: «Тащи доску!» — учительница украинского языка сельской школы Нина Михайловна из скромности наотрез отказалась называть свою фамилию.  — Подбежав к берегу, увидела в воде только бабку Катю. Над прорубью виднелась лишь ее голова, мокрая одежда тянула старушку на дно. А на середине реки глубина — восемь метров! Вспомнив о правилах спасения утопающих, которые мы без конца рассказываем детям, я по-пластунски поползла по льду. Он трещал, но тогда не думала об опасности. Когда до женщины, из последних сил державшейся за тоненькую ледяную кромку, оставалось около метра, я начала бросать ей веревку, но никак не могла точно попасть. Наконец она ухитрилась схватить конец бечевы. И тут я сообразила: второй конец слишком короткий, тянется за мной полутораметровым хвостом. А до берега — метров семь. Мы с соседкой, ни к чему не привязанные, одни на середине реки! К счастью, тут на помощь подоспел Коля. Он пополз вслед за мной и, удлинив веревку, соединил ее с берегом. Тут у меня сдали нервы. Поняв, что утопающая спасена, я вскочила на ноги и бегом, по трескающемуся льду, ринулась к берегу. Только в тот момент осознала, какой опасности подвергалась.

РЕКЛАМА

Что же произошло в то утро в семье Тимощиков? 37-летний Виктор, от которого несет крепким перегаром, твердит, что сам не понимает, что это на его сожительницу Светку «нашло».

- Я повел Анжелку в школу, мы дошли до поворота. Вдруг Светкина дочка обернулась и как закричит: «Мама с Наташей к реке побежала!» — в четвертый раз, как заезженная пластинка, рассказывает он эту историю.  — А когда я прибежал, их троих уже на льду не было, только моя мама…

РЕКЛАМА

Еще Витя помнит, что накануне вечером они с кумом «выпили по 100 граммов, а Светка откуда-то пришла уже сильно пьяная».

«Отец по дороге с работы домой за один вечер пропивал всю получку»

Зеркало на стареньком трюмо занавешено простыней. В хате, поражающей простотой и скудостью обстановки, на только что сколоченных лавках рядышком стоят три гроба. Два маленьких, детских. Да и третий совсем небольшой — 28-летняя Света была невысокой и худенькой. Измученные лица покойниц бледны и строги. Только меньшая, Наташа, как будто спит…

РЕКЛАМА

- Как же ты, Светочка, таких красивых доченек родила, а вырастить не сумела? — голосят женщины, подходящие прощаться.

- Так ведь какая жизнь у нее тяжелая была, с малых лет мучилась, — причитают другие.

Судя по рассказам людей, близко знавших Свету, судьба ей и в самом деле досталась нелегкая.

- А всему виной водка! — сказал как отрезал старший брат Светланы Владимир Сахнюк.  — Наши родители начали пить, когда мы были совсем маленькими. Нас было четверо детей — трое братьев и младшая сестренка. Потом отец с матерью развелись, тоже по пьяни. Он уехал к себе в село, вскоре от брата матери приходит телеграмма: «Сестра совсем спилась, могут лишить родительских прав! Забери детей!» Он приехал и взял сначала нас, двоих старших братьев, а спустя год и младших. Только сейчас он напрасно строит из себя героя: «Мол, один четверых воспитывал!» Да если бы не бабка, мы бы все сдохли с голоду. Я, старший сын, должен был два раза в месяц встречать отца возле кассы и забирать зарплату. Если опоздал хоть на десять минут — все, пропали денежки! Отец по дороге с работы домой просаживал всю получку. Приятели, заходя с ним в кафе, выпивали по 100 граммов и несли свои деньги в семью. А мой папаша гулял до ночи, угощая выпивкой каждого встречного! Тогда мы вшестером — дети, отец и бабушка — целый месяц жили на ее пенсию в 28 рублей.

Я как старший быстрее всех вырвался из проклятого дома. А у сестренки судьба оказалась самой несчастной. В детстве девчонка испытала на себе все папашкины выверты, потому что к тому времени бабушка стала совсем старенькой и беспомощной. После школы в 16 лет подалась искать счастья на стороне, да все у нее, бедняги, получалось неудачно. Мужики ей попадались сплошь алкоголики — с другими-то она и общаться не умела…

Нынешним летом я после долгих скитаний по свету вернулся в родное село. Не видел сестру много лет. Света тут же приехала, радостно закричала: «Сейчас же ко мне в гости!» Поехали. Но ее муж-тракторист, совершенно пьяный, вооружился кочергой и просто не пустил меня на порог. Сестра с горечью показала мне следы колотушек на теле. А на голове у нее был рубленый шрам — Гришка в приступе ярости ей чуть череп не раскроил. Девчонок бил кнутом, куском хлеба попрекал. А уж про обновки и говорить нечего. Они ходили в лес собирать грибы и ягоды, потом продавали на шоссе — только с этого и могли позволить себе новенькие трусики или маечку. В тот раз я не стал настаивать, убрался восвояси. Уходя, я слышал, как Гришка с поленом гоняет мою бедную сеструху по хате.

- Но и Света была не подарок, — уверяют родственники «изверга» Гришки.  — Могла на пару-тройку дней исчезнуть из дому, не приходила ночевать. Являлась пьяная. А когда ее посадили за кражу из сельмага, Гриша глядел за дочками, и дома были тишина и порядок.  — Из двух с половиной лет срока Света провела за решеткой всего год. Остальное ей как матери двух малолеток скостили по амнистии. Вернулась домой, и опять пошло-поехало…

- Когда месяц назад сестра все-таки ушла от Гриши, я был рад за нее, — подытожил брат.  — Витя, хоть не работает и тоже пьет много, по крайней мере, добрый человек.

«Свету мы два раза ловили возле реки. Просили успокоиться… »

Раньше семейство Тимощиков слыло в Лопатичах одним из самых положительных. Отец с матерью — непьющие, работящие. Детворы — аж шестеро человек! Увы, глава семейства рано умер, и Кате-Зайчихе одной пришлось ох как несладко. Но справилась: в одиночку достроила дом, подняла на ноги сыновей и дочерей. Дети выучились, разъехались кто куда. Осталась Зайчиха вместе с младшим Витей.

Витя нигде не работал, разве что иной раз получал пару десятков гривен за помощь на пилораме. А выпить любил. Жили на бабкину пенсию. Но поскольку питались скромно — борщ да картошка с огорода — на выпивку вполне хватало. Витя пил, и мать спивалась вместе с ним. Иной раз, подмечали соседи, старуха по шесть раз на дню моталась на «точку». (»Таких «точек» у нас полно. Цена «поллитры» — три гривни. Но бабка никогда помногу не брала. Сначала бутылочку, через час — еще одну», — рассказали соседи бабы Кати. )

Света появилась в доме у Виктора неожиданно.

- Пришла под вечер с двумя детьми. Обняла меня, — вспоминает Витя.  — Светлана — давняя моя любовь. Мы познакомились, еще когда она в седьмом классе училась, а я из армии пришел. Два года встречались. Тогда ее родные против меня были — все-таки девять лет разницы в возрасте. Потом я несколько раз встречал ее, знал, какая у нее тяжелая жизнь в семье. И вот приходит: «Примешь?» Я тоже ее обнял…

Витя, никогда не имевший своих детей, встретил Наташу и Анжелу с радостью. Девчонки тут же стали называть его «татком». Это наполняло его гордостью, он даже стал чаще ходить на пилораму и на заработанное покупать конфеты и пряники. «Спрашивал у них, где им лучше: у меня или у Гриши? Они всегда отвечали: «У тебя, тато!»

Хорошенькие, вежливые и воспитанные девочки понравились и бабке Зайчихе. Но невестка! Нет, не такую «бывалую» жену она хотела бы для сыночка. Поэтому отношения между хозяйками не складывались.

- В ту ночь я пришел к ним после ночной смены, — продолжает рассказ брат Светланы Володя.  — Хотел переночевать и поутру отправиться домой. В третьем часу ночи в их избе царило веселье. Только что выгнали самогон. Когда я пришел, все семейство, включая бабку, было навеселе. Дети спали. Впятером мы выпили бутылочку. В хате завязался спор. Светка начала вдруг размышлять, какую летнюю кухоньку надо соорудить во дворе. Бабка взъерепенилась: «Кто тут хозяйка — я или ты?» Светка в слезы: «Я тут никому не нужна!» И давай бежать на улицу, проверять: мол, если муж любит, то за ней помчится.

- Мы два раза ее ловили возле реки, — бормочет Витя.  — Просили успокоиться, она вроде соглашалась… Я ее брата просил остаться подольше. Как чувствовал: беда случится!

- Утром, едва раскрыв глаза, опять увидел на столе бутылку, — вспоминает брат.  — «Надо выпить!» — решила компания. Я не отказался. Светка, еще не протрезвевшая с вечера, выпила и вознамерилась прогуляться. Я ей говорю: «Света, не надо шляться пьяной по селу! Собери в школу деток и ложись отдохни».

Но женщина, выпроводив из дому сожителя со старшей дочерью, все же осуществила замысел самоубийцы.

- Я пошла доить корову, Наташу взяла с собой, — вспоминает бабка Зайчиха.  — Вдруг, откуда ни возьмись, Света. Схватила младшую под мышку и умчалась. Буквально через минуту слышу: по улице бежит Анжела, кричит: «Баба, мама с Наташей топиться побежала!» Я за ними. Когда я, старая, добежала до обрыва, то увидела, что Света и Анжела барахтаются в реке. Анжелочка била руками прямо посредине быстрины, Наташеньки уж не видно было. Я бросилась на лед к Свете, находившейся ближе всех к кромке льда. Она ухватила меня за руку, но тут же разжала ладонь и ушла на дно.

P. S. «Если бы девочки живы остались, я бы никому их не отдал, сам бы воспитал!» — заявил на похоронах приемный отец Витя. Настоящий родитель, худой усатый Гриша, сказал то же самое. От него так же, как и от Виктора, явно попахивало спиртным. (Сестра Григория подтвердила мое наблюдение: «Он сначала вообще не хотел ехать. Потом сказал: «Выпью — полегчает!» И так каждые полчаса по 100 граммов добавляет». ) В момент прощания с покойными Гриша отсутствовал. А со стены с черно-белой фотографии глядели на гробы свежая, как роза, молодая женщина и мужчина в сером костюме. Молодые дедушка и бабушка, родители Светланы. Это с них все началось…

285

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів