«когда начался пожар на складах, мы с детьми побежали в поле. Нас накрывало взрывной волной, мы падали, поднимались и бежали дальше»
Пожар на воинских складах возле села Новобогдановка под Мелитополем, закончившийся взрывом боеприпасов огромной мощности, начался 6 мая около часа дня. По словам очевидцев, солдат срочной службы как раз построили на обед, все офицеры одной части были у себя дома. Этим счастливым обстоятельством, в первую очередь, объясняют отсутствие больших жертв среди личного состава.
В этой воинской части хранилась вся номенклатура артиллерийских боеприпасов сухопутных войск Вооруженных сил Украины, в том числе реактивные системы залпового огня «Град», «Ураган», «Смерч». Снаряды, свозившиеся на протяжении десятков лет, занимали площадь в 36 гектаров. Хранились они в складах и под открытым небом. Общее количество боеприпасов, по оценке военных, достигало 4,5 тысячи вагонов. Расстояние от артиллерийских складов до Мелитополя -- 25 километров, до Запорожья -- 90, до Запорожской АЭС -- 70. Кроме окруженных колючей проволокой снарядов на территории части располагались казарма, здание штаба, двухэтажный жилой дом и четыре коттеджа, где размещались офицерские семьи. Все это взрывной волной почти полностью уничтожено.
Столб дыма и огня поднялся на 300 метров
-- Муж пришел на обед, в это время начали взрываться склады, -- рассказала «ФАКТАМ» жена военнослужащего Наталья Суслова. -- Начальник штаба дал солдатам команду разбегаться, всем остальным веле уходить за территорию части как можно дальше. Мы, несколько женщин, побежали с детьми в поле. Нас накрывало взрывной волной, мы падали, поднимались и бежали дальше. У некоторых дети в это время учились в школе, она в 8 километрах от городка. Там сказали, что всех школьников куда-то эвакуировали. Только вечером родители нашли детей на вокзале, брошенных и напуганных. Ночевали мы в Мелитополе у майора Волгина -- 22 человека в одной квартире. На следующий день всех разместили в одном из городских интернатов, приняли хорошо. Вот только не ясно, что ждет впереди. У нас теперь ни жилья, ни документов, ни денег
А вот что узнали журналисты газеты «Индустриальное Запорожье» от шести военнослужащих срочной службы, составлявших пожарный расчет. Четверо из них мелитопольцы, двое из Донецка. По словам ребят, они находились в 80--100 метрах от места первого взрыва, который прогремел в 12. 35. Сразу после этого, получив разрешение старшего расчета, парни бросились бежать через поле к трассе, где их на попутной машине привезли в Мелитопольский военкомат. Солдаты рассказывают, что боеприпасы на складе хранились в разобранном виде: отдельно «болванки», «начинки» и тротил. Никакого химического и другого оружия, кроме снарядов, на артскладах не было.
По словам очевидцев, людей вывозили в сторону Запорожья на уцелевших КамАЗах и «Уралах». Страшный грохот стоял больше часа, земля буквально содрогалась. Столб дыма и огня поднимался метров на 300.
Сильный пожар сопровождался частыми -- каждые две секунды -- взрывами. Боеприпасы и осколки разлетались на несколько километров. Один из снарядов перебил газопровод, обеспечивающий Мелитополь и райцентр Акимовку, затем были повреждены нефтепровод, железнодорожные пути крымского направления у станции Федоровка. В опасной близости от эпицентра оказались цистерны с аммиачной селитрой. Несколько воронок образовалось на участке трассы Харьков--Симферополь.
В результате взрывов от осколочного ранения погиб охранник складов Панченко. Шестеро военных получили ранения средней тяжести. От инсультов и инфарктов умерло еще четыре пожилых человека, два местных жителя попали в больницу с сотрясением мозга. К счастью, это все жертвы ЧП, которое могло обернуться еще более страшной трагедией.
Никто не знал, как развернутся события, поэтому в Мелитополе объявили чрезвычайную ситуацию: перекрыли пробитый газопровод (сутки город и район оставались без газа), призвали население сдавать кровь, мобилизовали больницы на прием пострадавших. Бог миловал, абсолютно правильные и разумные меры не пригодились.
«На соседнее поле упало 14 снарядов, а в дом, слава Богу, ни один не попал»
Два снаряда улетели от места пожара на 11 километров, в основном же зона разлета не превышала 8 километров. Отселять людей решили в радиусе 10 километров, и уже в 13. 30 началась организованная эвакуация населения. В течение трех часов из 12 населенных пунктов вывезли почти семь тысяч человек (120 жителей отказались покинуть свои дома). Их разместили в интернатах, санаториях и профилакториях близлежащих районов, в областном центре. Везде людей ждали трехразовое горячее питание, медосмотр, необходимая одежда, предметы гигиены. Все дороги, ведущие в опасную зону, перекрыли постами милиции, остановили движение на опасном участке автомобильной трассы, пустили в обход Федоровки железнодорожные поезда. небольшое возгорание на нефтебазе потушили (четыре пожарных машины дежурили на ней до конца тревожных событий).
-- Все руководители предприятий, к которым мы обращались, шли навстречу, -- докладывал на следующий день, 7 мая, журналистам глава районной администрации Игорь Богданов. -- Проблем с эвакуацией не было. Не замечено особой паники и среди беженцев. Некоторые люди растеряли своих близких. Найти их помогает специальный штаб, где собраны списки эвакуированных. В оставленных селах выставлено оцепление. Ночью (с 6 на 7 мая. -- Авт. ) были предотвращены две попытки мародерства. В Мелитополе кровь за сутки сдали 500 доноров, к счастью, ни одного грамма этой крови не понадобилось.
Представителей СМИ повезли в один из населенных пунктов, приютивших часть беженцев, село Терпение Мелитопольского района. У конторы сельхозкооператива «Дружба» стояла толпа «пришлых» и местных, люди возбужденно обсуждали последние новости, делились пережитым.
-- Сели обедать, слышу -- стекла вылетают, двери трясутся. Выбегаем с матерью на улицу, видим -- зарево красное. Соседи орут: «В степь бегите!». Все помчались по полям кто куда. Я с собой не взял ничего, в хату уже было страшно заходить. У нас крышу снесло
-- Когда услышали сильный грохот, подумали, нефтебаза взрывается, зарево в полнеба было. Все начали бежать в сторону Марьяновки, впереди нас падали осколки
-- У нас был шестой урок. Учительница вбежала в класс и закричала со слезами: «Все на улицу!» Мы выскочили, смотрим -- стекла валяются, дым везде. Побежали в сторону Братского, там у одной тети спрятались в погребе. Просидели часа четыре, некоторым было плохо. Хорошо, что дядя упаковку воды принес. Одной девочке камень упал на голову, было очень страшно. Сейчас ищем своих родителей, звоним в разные села, города
-- Ночью был сильный гул. Кругом канонада, взрывы, как на войне. Зашли соседи и сказали, что нужно собираться. Потом приехали автобусы. Первым делом отправили детей. Всю ночь жалели, что покинули дом. С рассветом пошли назад, соскучились по скотине. Переступили через разбросанные кругом снаряды и быстренько подоили коров, напоили собаку. Одна ракета сломала вишню и застряла в земле у хаты. Хотели остаться дома, да милиция опять в Терпение отправила
-- Я живу на окраине села. На поле рядом насчитал 14 снарядов, а в дом, слава Богу, ни один не попал
Слово «Бог» произносилось часто. Наверное, только небесным провидением можно объяснить то, что поля и дороги усеяны снарядами и осколками, а от них не пострадал ни один житель, ни одна машина на оживленной трассе! Село Терпение, кстати, тоже получило пару сюрпризов с воздуха. Один из шальных снарядов разрушил дом, второй разорвался в саду военного пенсионера Александра Вишняка, образовав под черешней воронку диаметром около двух метров и глубиной 70 сантиметров.
Сдавать кровь жители Запорожья шли целыми коллективами
Сразу после аварии с предложением о помощи губернатору Запорожской области Владимиру Березовскому позвонили его коллеги из Донецка, Луганска, Днепропетровска, Харькова. В самом областном центре тоже не сидели сложа руки. Уже в 16. 15 мэрия получила команду подготовиться к приему 6 тысяч эвакуированных, которые прибудут по железной дороге. К 23. 00 город был готов разместить 4 тысячи человек. Сигнала выехать к двум вокзалам ждали 40 автобусов. К утру 7 мая прибыло 112 переселенцев. Их поселили в интернатах и тепличном хозяйстве. В этот же день в гостиницах, профилакториях, детсадах забронировали недостающие 2 тысячи койко-мест.
Заметим: из 6963 эвакуированных из 10-километровой зоны временным пристанищем воспользовались 400 человек. Остальные подались к родственникам. По местным телевизионным каналам и радио объявили о сдаче крови. Уже к утру 7 мая около 300 запорожцев сдали -- безвозмездно -- свою кровь. Студенты, милиционеры, рабочие шли в пункты переливания крови целыми коллективами. По признанию главврача областной станции переливания крови Светланы Богомаз, подобный наплыв доноров наблюдалось только в 1987 году после землетрясения в Армении.
В первый день ЧП мэр Запорожья Карташов поручил руководителям строительных трестов сформировать бригады кровельщиков, стекольщиков, плотников для восстановительных работ в зоне. Через день первые машины с шифером и другими стройматериалами пошли к адресатам.
Вечером 6 мая в Мелитополь позвонил Президент Украины. Леонид Кучма взял под личный контроль расследование чрезвычайного происшествия. К этому времени на месте ЧП уже находились председатель Госкомиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности, вице-министр Украины Андрей Клюев, министр МЧС Григорий Рева, оперативная группа Минобороны. К ликвидации бедствия привлечено 2 тысячи человек (пиротехники, пожарные, медики) и 232 единицы техники. Но приступить к тушению пожара удалось не сразу: подъехать к складам ближе, чем на 2--2,5 километра было нельзя, из эпицентра пожара постоянно вылетали снаряды. Сначала взрывы происходили каждые 4--5 секунд, к утру 7 мая интервал вырос до полутора минут, к обеду -- до двух. Обложной дождь, шедший в пятницу и в ночь на субботу локализовал очаг возгорания. Снаряды уже детонировали по 10--12 штук в час. К этому времени 18 инженерно-саперных групп уже очищали зону от неразорвавшихся снарядов. Специальным авиарейсом из России прибыла лаборатория и 16 ее сотрудников, которые будут обследовать объект на температурный режим.
Вместе с тем пошли слухи об экологической катастрофе, связанной с бедой под Новобогдановкой. Люди говорили о тысячах жертв взрыва, о надвигающемся на Запорожье аммиачном облаке. Анонимные «доброжелатели» рассылали по школам и детсадам телефонограммы с рекомендациями распустить детей по домам. Руководителям области, экологам, медикам пришлось разъяснять через СМИ: на складах не было ничего, что привело бы к химическому или радиоактивному заражению. Распространение слухов и паники мэр Запорожья Евгений Карташов назвал спланированной диверсией.
Возможная причина пожара: искра от сварочных работ
В субботу, 8 мая, в Мелитополь прибыл Виктор Янукович. Премьер-министр облетел на вертолете зону поражения, встретился с эвакуированными, побывал в пострадавших селах. Убедившись, что опасность практически миновала, а повреждения в населенных пунктах незначительны (в домах вылетели стекла, сорвало двери, кое-где проломаны крыши), он лично разрешил возвращать людей на места. В тот же день уже были дома жители 5--10 километровой зоны, 9 мая -- остальные эвакуированные. Взрывы на складах еще звучали, но разлет снарядов был не более 300 метров.
Сейчас 37 бригад медиков обходят населенные пункты, отыскивая жителей (детей в первую очередь), которым нужна реабилитация. В магазины завезены необходимые продукты, товары. Газ в Мелитополь и Мелитопольский район подан в полном объеме. Во вторник возобновились занятия в двух отремонтированных сельских школах. Чтобы селяне не выгоняли своих буренок в посадки и на луга, а военные могли без помех очистить территорию от взрывоопасных предметов, для домашнего скота завезено 114 тонн фуража. Только за воскресенье саперы собрали почти 500 боеприпасов разных типов.
На ликвидацию последствий аварии Кабмин выделил из своего резервного фонда 7 миллионов гривен, нужными стройматериалами Запорожская область полностью обеспечена. Что касается семей военных из в/ч А 2985, то все потерянное ими имущество будет компенсировано.
Причиной пожара на военных складах возле села Новобогдановка, по предварительным официальным данным, стал человеческий фактор.
Между тем, как сообщил «ФАКТАМ» один из охранников КПП воинской части А 2985, в день, когда случился пожар, недалеко от места, где происходила утилизация старых снарядов, работал сварочный аппарат. Возможно, высыпанный из снарядов порох вспыхнул от искры.
По данным Минобороны, сейчас на территории Украины около 2,5 млн. тонн взрывоопасных веществ, 1,5 миллиона которых подлежат утилизации. Проблема эта давняя и очень серьезная. Украине в наследство от бывшего СССР досталось 184 базы боеприпасов. База в Запорожской области перегружена более чем на 100%. По мнению министра обороны Евгения Марчука, для того чтобы восстановить все меры безопасности на складах боеприпасов, сегодня необходимо выделить около 900 миллионов гривен.
«Нужно наводить порядок в Вооруженных силах. Мы сделаем выводы, и эти выводы будут достаточно жесткими», -- заявил в Мелитополе премьер-министр Виктор Янукович. Он поддержал Евгения Марчука в том, что безопасность на военных складах стоит больших денег, получение которых зависит от Верховной Рады, принимающей бюджет.
Ущерб от пожара под Мелитополем, по оценке вице-премьер-министра Андрея Клюева, составляет 3 миллиарда гривен, где 2,5 миллиарда -- стоимость уничтоженных боеприпасов.
P. S. Министерство обороны Украины обращается к населению Мелитопольского района Запорожской области с просьбой: при обнаружении взрывоопасных или подозрительных предметов необходимо срочно сообщать по телефонам:
-- 8-(06192)-6-38-20 -- Мелитопольский районный военный комиссариат;
-- 8-(06192)-6-35-49 -- инженерная служба оперативной группы Минобороны Украины;
-- 8-(048)-29-88-03 -- оперативная группа Южного оперативного командования Сухопутных войск ВС Украины (г. Одесса)
-- 8-(044)-245-42-57 -- управление начальника инженерных войск ВС Украины (г. Киев)
-- 8-(044)-298-04-48 -- Главное командование Сухопутных войск ВС Украины (г. Киев)
-- 8-(044)-245-45-11 --оперативная группа Министерства обороны Украины (г. Киев)
285Читайте нас у Facebook