ПОИСК
Події

Очевидец расстрела крымчан в 1941 году александр сандулов: «мы с братом залезали на чердак и в подзорную трубу наблюдали, как фашисты заставляли наших людей раздеваться догола, садиться на корточки, а затем по одному убивали»

0:00 15 травня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
В Бахчисарае прошел первый этап захоронения останков жертв немецкого произвола, которые лежали непогребенными в овраге со времен войны

10 апреля 2004 года «ФАКТЫ» сообщали о том, что близ Бахчисарая откопали малый Бабий Яр. Там в 1941 году фашисты расстреляли тысячи мирных жителей. Накануне Дня Победы в Бахчисарае на территории Братского воинского кладбища, рядом с Ханским дворцом-музеем, состоялось перезахоронение останков 411 расстрелянных фашистами в годы войны солдат, матросов и мирных жителей. Уже удалось найти 15 родственников погибших. Некоторые из них приехали на траурный митинг. Республиканский комитет по охране культурного наследия Крыма направил соответствующий запрос в Центральный архив Министерства обороны для выяснения имен остальных погибших воинов. Как оказалось, общественность узнала о тех страшных событиях благодаря жительнице села Брянское Бахчисарайского района, депутату райсовета Александре Ефремовне Зощук. Эта женщина более 10 лет потратила на то, чтобы заставить чиновников различных ведомств, руководителей общественных организаций начать раскопки и перезахоронить останки жертв. Она нашла свидетелей ужасов, творившихся в яру под Бахчисараем. А ведь с тех пор прошло более 60 лет, и очевидцев остались единицы.

«Ночью в овраге слышались стоны и крики»

Впервые об этом овраге я услышала, когда еще училась в школе, -- вспоминает Александра Ефремовна Зощук. -- По тропинке через гору мы, сельские дети, ходили в школу, которая находилась в Бахчисарае. Родители нам всегда говорили, чтобы не задерживались допоздна. А то в яру ночью якобы слышались стоны и крики. Легенда такая была.

А в 1988 году я на общественных началах работала в Книге памяти. Мысль об овраге под Бахчисараем не давала мне покоя. И хотя считалось, что там в годы войны расстреляли солдат и матросов, мы с коллегами выяснили, что убивали не только военных, но и мирных жителей. Я обращалась во всевозможные инстанции, объясняя, что останки людей нужно перезахоронить, но там отвечали: «Не морочь голову, все давно водой вынесло, ничего в том овраге не осталось». И тут судьба подарила мне встречу с Василием Рыбкой, председателем республиканского благотворительного фонда «Юг». Его заслуга в том, что раскопки все-таки начали. Он мне прямо жизнь продлил.

-- Масса останков находится в Южной балке, чуть выше от места, которое мы называем Малый овраг, -- рассказывает руководитель экспедиции Василий Рыбка. -- Здесь встречаются солдаты и матросы. Но в основном все люди раздеты и нет никаких предметов, по которым можно было бы их опознать. Полагаем, что часть из них -- евреи. В 1941 году фашисты рапортовали, что с бахчисарайскими евреями покончено. А когда немцы взяли Севастополь, они вывозили семьи членов НКВД, партийных руководителей, командиров регулярной армии. Многие попали в лагерь, который был в Бахчисарае. Людей расстреливали в затылок. На черепах видно, что пуля вошла в затылок, а вышла через лоб. Стреляли из пистолетов системы «Вальтер».

РЕКЛАМА

-- Вижу, что в экспедиции участвуют люди разных национальностей…

-- У нас есть и крымские татары, и украинцы, и русские. Работают те, кто предан этому делу и понимает, что перед Богом все равны. Это нужно всем нам, особенно в такое смутное время. Мы и так опоздали лет на 20! Кости уже замшелые. Когда мох попадает на камень или кость, он прорастает только лет через 20. На поверхности в этой зловещей балке мы собрали останки почти сорока человек. А потом, когда начали копать, увидели, что многие скелеты перевернуты: голова была у ног.

РЕКЛАМА

-- По предварительным данным, здесь лежат не менее пяти тысяч человек. Всех расстреливали из пистолета в затылок?

-- Да. Здесь орудовала зондер-команда СС10А, которой руководил Курт Криссман. Они и в Дубках, что под Симферополем, расстреливали людей, и в Керчи. Это особое подразделение СС, которое осуществляло так называемую зачистку мирного населения. Им было все равно, кого убивать.

РЕКЛАМА

«Днем детям давали игрушки, даже конфеты, а вечером везли в душегубку»

-- Людей забирали в полицейский участок в Бахчисарае, садили в машины, привозили сюда и расстреливали, -- дополняет Александра Ефремовна. -- Еврейских детей они содержали во дворе комендатуры, за проволокой. Днем давали им игрушки, даже конфеты, а вечером отвозили в душегубку и потом в этот ров. Свидетельница тех событий Тамара Чернова рассказывала мне, что была возле самого оврага, когда там расстреливали людей. Местные ребята бегали везде, не понимая, какая опасность им грозит. Услышав выстрелы в районе рва, они подобрались ближе и увидели голых людей. Дети, испугавшись, побежали назад и наткнулись на убитую женщину. Она была с длинной, ниже пояса, косой, а под ней лежал ребеночек. Видно, пыталась убежать, но ее догнали и расстреляли.

-- Александра Ефремовна, правда, что в этом месте находятся останки тысяч людей?

-- Точно никто не знает. Но очевидцы говорят, что фашисты расстреливали не один день. Из пяти тысяч мирных жителей Бахчисарая, погибших в годы войны, мы пофамильно знаем лишь 777, а остальные неизвестны. Когда началась война, много семей офицеров эвакуировали из Севастополя в Бахчисарай. Они нигде не были зарегистрированы. Что с ними случилось, тоже пока не известно.

-- Возможно, и они погибли?

-- Скорее всего, поскольку почти все были расстреляны.

-- Людей каких национальностей тогда убивали?

-- Здесь нашли свою смерть русские и украинцы, татары и евреи. А чуть дальше от оврага расстреляли целый цыганский табор. Но мы уже вряд ли найдем это место. Честно вам скажу, когда я бралась за это дело, очень боялась: а вдруг ошибаюсь?! Поэтому, когда позвонил Василий Рыбка и сообщил, что нашли останки расстрелянных людей, я расплакалась. Я и сейчас плачу, поскольку пережила войну и знаю, что такое смерть.

-- О том, что в этом яру начали расстреливать людей, многие уже знали, ведь такое не утаишь, -- вспоминает Александр Дмитриевич Сандулов, очевидец тех трагических событий. -- Сначала немцы делали это ночью. Потом начали уничтожать узников лагеря и днем. Когда людей вели по дороге, проходившей мимо Белого источника, жители близлежащих домов старались спрятаться. Все боялись, каждый понимал, что может попасть в число этих несчастных. И многие не избежали этой страшной участи. Наш дом был на окраине Бахчисарая. Мимо проходила дорога, по которой вели пленных. Овраг хорошо просматривался даже издалека. Тогда там не росло ни единого деревца, кругом поле. Мы с братом, услышав, что людей ведут на расстрел, залезали на чердак и рассматривали все в подзорную трубу, которую отец привез еще с гражданской войны.

-- Родители знали, чем вы занимались на чердаке?

-- Что вы! Если бы отец с матерью узнали, умерли бы от страха! Ведь они обязаны были принести подзорную трубу в комендатуру. Когда город оккупировали немцы, они первым делом приказали местному населению сдать оружие и оптические приборы. А родители этот приказ не выполнили. Поэтому мы никому не рассказывали о том, что наблюдали за происходящим в подзорную трубу. Не дай Бог, кто-то проговорился бы.

Вот на этом пригорке (Александр Дмитриевич показывает, где именно. -- Авт. ) несчастных заставляли раздеваться, одежду сбрасывать на одну кучу. Потом их сажали в два ряда и почему-то приказывали приседать на корточки. В подзорную трубу было хорошо видно, как они по очереди бежали до конца яра. Там их встречали двое верзил с длинными палками. Один немец стоял в стороне, другой стрелял. А чтобы убитый в обратную сторону не падал, те двое его палками подталкивали, и человек катился прямо в ров. Убивали по одному. Все люди почему-то бежали. Может, их заставляли бежать или они сами хотели, чтобы этот кошмар быстрее закончился, кто знает… А потом по краям рва немцы взрывали фугасы, и трупы засыпало землей. Все было продумано до мелочей.

«Больше месяца каждый день и каждую ночь расстреливали людей»

-- Скажите, когда немцы вели по этой дороге наших людей, они догадывались, что с ними будет?

-- Многие, может быть, и не догадывались. Им наверняка говорили, что переводят в другой лагерь. Ведь большинство пленных местности не знали, поэтому и не представляли, куда их ведут. Когда Севастополь пал, немцы привозили оттуда пленных сюда, в Бахчисарай. Среди них были военные, гражданские, старики, женщины и дети. Люди, как стадо овечек, шли. Впереди фашист с собакой, по бокам немцы, а вокруг оцепление. Сами знаете, какое.

-- Значит, и из местных был кто-то?

-- А я же вам о чем и говорю. Потом они были высланы. А до войны мы все в Бахчисарае жили очень дружно.

-- И сколько дней продолжалась эта трагедия в овраге?

-- Больше месяца. Весь июнь полностью, может быть, и часть июля захватили. Каждый день, каждую ночь расстреливали людей.

-- И никто не пытался спастись?

-- А куда они могли бежать?! Все же видно как на ладони, кругом степь, оцепление везде. Увидев эти ужасы, я и подался в партизаны. Уже не боялся стрелять, мстить. Разве ж можно выдержать такое.

-- После войны о том, что происходило в этом овраге, тоже не очень-то распространялись?

-- Конечно. Сами знаете, какое время было. В Бахчисарае после депортации из местных оставались семей сто, остальные -- приезжие. Сюда переселяли с Брянской, Орловской, Курской областей. Эти люди не знали о том, что здесь творилось во время войны. А мы, кто практически детьми (мне было 14 лет) ушли в партизаны, разъехались кто куда. И сейчас оставшихся в живых свидетелей того ужаса остались единицы. Это благодаря Александре Ефремовне все предано гласности. Слава Богу, уже перезахоронена часть останков ни в чем не повинных людей. И раскопки продолжаются. А ведь сколько убитых, когда ливни были, вынесло отсюда, страшно подумать. По этому оврагу аж до Белого источника кости по всей балке плыли. Особенно черепа… Теперь на месте расстрела установят обелиск, чтобы потомки знали об ужасной трагедии.

698

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів