ПОИСК
Події

Чемпион паралимпийских игр пловец виктор смирнов: «чтобы не ударится о бортик бассейна, я подсчитал гребки: кролем -- 44, брассом -- 20»

0:00 12 жовтня 2004
18-летний спортсмен, девять лет назад потерявший зрение в результате несчастного случая, привез из Афин в Донецк пять (!) золотых медалей

Когда чемпион Паралимпийских игр по плаванию Виктор Смирнов выходил из поезда «Киев--Донецк», перрон взорвался овациями. Половина всех медалей, завоеванных сборной Украины на ХII Паралимпийских играх в Афинах, принадлежит пловцам -- в основном выходцам из Донбасса, и пять золотых наград на счету 18-летнего Виктора Смирнова. «Витя задавал темп всей команде, -- рассказала заслуженный тренер Украины Светлана Казначеева. -- Придет он к финишу первым, и остальные стараются плыть не хуже, все уже верят в победу».

«Теперь тебя на улицах будут узнавать»

-- Мы вчера садились в автобус в центре Донецка, как вдруг какой-то мужчина произнес: «Это же Смирнов!» -- рассказывает мама чемпиона Наталья. -- Витя удивился, услышав незнакомый голос. «Кто это?», -- спрашивает у меня. Я ему объясняю: «Тебя ведь по телевизору показывали, поэтому будут на улице узнавать».

Виктора теперь среди паралимпийцев называют золотой рыбкой. Почти как знаменитую спортсменку Яну Клочкову. Кстати, они оба защищают интересы донецкого спортивного клуба «Индустриальный союз Донбасса».

-- Мы обратились в этот клуб за поддержкой только в мае нынешнего года, -- говорит Наталья Смирнова. -- Отправили письмо, в котором сообщили, что Виктор, неоднократный чемпион мира и Европы, нуждается в спонсоре, и уже через два дня нам позвонили. Буквально на следующий день обеспечили сына всем необходимым для тренировок, вплоть до спортивной формы.

РЕКЛАМА

-- Я так рад, что в августе был перерыв в сборах, и я получил возможность отпраздновать дома свой день рождения, -- вступает в разговор чемпион. -- С друзьями пообщался. С Сашей Сарыниным я подружился, когда уже потерял зрение. Он мне компьютер «по косточкам разложил», помог программу озвученную достать. Многие школьные приятели «отпали» после случившегося со мной несчастья. Я понял: настоящие друзья -- это те, кто остался со мной и теперь. Мои ребята живут здесь, в нашем микрорайоне. А еще есть Саша Мащенко -- сосед по парте в школе и товарищ по сборной.

Кстати, когда Виктор Смирнов и Александр Мащенко, все время державшиеся рядом, появились на вокзале, я подумала: уж не двоюродные ли братья? Оба со стрижками «под ноль» и в черных стильных очках, эти статные юноши, двигающиеся осторожно, как кошки, были похожи на инопланетян. Когда разговариваешь с ребятами, кажется, что они внимательно изучают тебя, глядя через затемненные стекла своих очков. Но увы. Ни Саша (победитель Паралимпийских игр в Сиднее), ни Виктор не могут видеть своего собеседника.

РЕКЛАМА

-- Мы действительно похожи, -- говорит Виктор о своем товарище. -- Во время награждения в Афинах, когда Саша уже стоял на пьедестале, его спросили: «Виктор?», а он ответил: «Нет, Виктор -- мой друг». Хорошо, что поинтересовались, а то бы мы медалями поменялись.

Саша пытался изготовить бенгальские огни, а Витя -- извлечь бертолетову соль из шахтерского самоспасателя

В судьбе юношей много общего. Оба потеряли зрение в девять лет, в результате неудачных детских опытов. Саша вместе с одноклассниками пытался изготовить бенгальские огни. Пластиковую бутылку с гремучей смесью он держал у себя между коленями…

РЕКЛАМА

А Витя задался целью извлечь бертолетову соль из шахтерских самоспасателей, найденных на заброшенном складе закрытой шахты. Отсыревшая соль взорвалась. Хорошо еще, что разнесло только один прибор. Прибежавшие на место ЧП родители Вити нашли в помещении пять самоспасателей. Если бы на влажность отреагировали все приборы, неизвестно, что осталось бы от сына и от шаловливой ватаги мальчишек. К сожалению, сохранить зрение Виктору не удалось…

-- Помню, как в отделение травмы глаза Донецкой областной травматологической больницы, где я лежала с сыном, привезли Сашу Мащенко, -- вспоминает Наталья Смирнова. -- Узнала его и в Славянской школе-интернате для детей с нарушением зрения, хотя прошло три года. А потом, когда Саша стал чемпионом XII Паралимпийских игр в Сиднее, и мы прочитали об этом в газете, я сказала сыну: «Смотри, на кого следует равняться!»

Виктор говорит, что научился хорошо плавать, когда уже не видел. Сначала занимался в секции для слабовидящих спортсменов в Донецке, потом ездил на сборы в Курахово. Там опять встретился с Сашей Мащенко. Затем, как говорит отец чемпиона, «пошло-поехало»: даже не походив в кандидатах в мастера спорта, Виктор получил звание мастера спорта Украины международного класса по плаванию среди спортсменов с нарушением зрения, стал членом сборной Украины. В 2002 году в Аргентине -- он уже шестикратный призер чемпионата мира, а в 2004 в Германии -- четырехкратный чемпион Европы. Но прежде чем пришли спортивные успехи, мальчику нужно было научиться жить заново.

-- Поселковое сообщество -- великая сила, -- вспоминает отец Виктора. -- Когда с сыном случилась беда, друзья сразу деньги принесли. И потом постоянно помогали нам поднимать Витю.

После трагедии мальчику пришлось долго лечиться. А вернувшись из больницы, он заявил родителям: «В интернат не поеду!» Три года парень твердо стоял на своем. И трижды в неделю мать и отец возили Виктора в школу при обществе слепых, а в остальные дни отец брал сына с собой на работу.

-- Витя в офисе отца «автоответчиком» устроился, -- шутит Наталья.

Секретарь восхищалась, когда 11-летний «офис-менеджер» снимал трубку и вежливо и обстоятельно отвечал на вопросы абонента. В благодарность секретарь-машинистка научила мальчика работать на клавиатуре всеми десятью пальцами.

-- Сын все шурупы прикрутил в доме, ездит с младшим братом Женей на велосипеде, -- хвастается мама умением Виктора ориентироваться в пространстве.

-- Ты, небось, и на дискотеки бегаешь? Там с девчонками знакомишься?

-- Я танцевать не умею, -- смущается парень.

-- Умеет-умеет, -- выдают сына родители. -- У нас и фото есть, где он с девушкой танцует, теперь не отвертится.

-- А как удается не ударяться о бортик в бассейне, когда тебя страхует только один тренер?

-- Я посчитал гребки до бортика. Например, кролем -- 44 гребка, брассом -- 20.

«Всем детям с проблемами зрения нужно дать в жизни шанс»

Виктор пока не решил, что будет делать по окончании 12-го класса школы-интерната, хотя ему уже поступили предложения из некоторых вузов. Родители уверены, что он станет не только спортивной гордостью учебного заведения, но и неплохим студентом. По крайней мере, память у Виктора превосходная: помнит не менее 40 номеров из своего телефонного блокнота. Многие учебные программы он мог бы осваивать дома, были бы они только озвучены. Конечно, ездить на занятия ему будет непросто.

-- Собаки-поводыря у сына нет, а бордюры у нас в городе очень высокие, и светофоры для инвалидов не предусмотрены, -- вздыхает Наталья.

Виктор, который уже по миру поездил немало, говорит, что забота о людях с ограниченными возможностями в той или иной стране начинается с сознания людей.

-- В Чехии, например, для удобства инвалидов все бордюры сглажены, -- делится своими впечатлениями Витя. -- Движение транспорта в основном ограничивают накаты, вроде «лежачих полицейских». Светофоры учитывают, что дорогу могут переходить и незрячие без сопровождения, «пищат», когда зажигается зеленый свет. Там есть даже пищащие чашки, чтобы невидящий не перелил воду.

Увы, Афины не оставили таких же добрых воспоминаний, как Чехия. Крутые, скользкие винтовые лестницы в коттеджах, где жили спортсмены, были опасны даже для здоровых. А волонтеры своей неподготовленностью вызывали смех и слезы. Иной раз они забывали спортсменов-инвалидов в раздевалках или говорили незрячим, что впереди тумбочка вместо того, чтобы положить на нее руку невидящего.

А один раз волонтер автоматически подхватил под руку одного из наших тренеров и вел к тумбе, пока тренер не сказал: «Спасибо, я вижу».

-- А вы сына кем в будущем видите: тренером, юристом, историком, исследователем? -- спрашиваю Витиных родителей, зная о его увлечении эзотерическими трудами Блаватской и Рериха.

-- Во-первых, мы не теряем надежду на операцию по восстановлению зрения, а во-вторых, это не так важно, кем он будет, -- ответил отец чемпиона. -- Важно, чтобы сын помогал таким же, как сам. Конечно, помочь жить в темноте должны в первую очередь родители. Мы везде брали Витю с собой. На соревнованиях глаза стараются заменить тренеры, но это еще не все. Знаете, как поначалу незрячему трудно достать грифель для письма? А сколько сил и средств стоит, чтобы послать талантливого ребенка с ограниченными возможностями на какие-нибудь состязания? Я говорил с одной из активисток общества для людей с нарушениями зрения, и она сказала, что довольно много детей с проблемами зрения сидят дома! Они кое-как обучаются и растут с мыслью, что ни на что не годны и никому не нужны, что их мир может быть ограничен только четырьмя стенами. Нужно дать и им шанс!

 


845

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів