Вчера в черкасской области со дна реки подняли американский танк «шерман», участвовавший в 1944 году в корсунь-шевченковской операции
Жители села Побойная Жашковского района Черкасской области узнали, где находится «Шерман», сразу после того, как его подбили немцы в январе 1944 года. Один из членов экипажа танка остался жив. Раненный в бедро, он добрался до ближайшей хаты, но через два дня его там нашли и расстреляли эсэсовцы. Трупы остальных членов экипажа всплыли весной. Их похоронили в братской могиле.
Танк лежал в реке Гнилой Тикич неглубоко, поэтому в первые послевоенные годы с него сняли бак и сделали из него два самогонных аппарата. Куски запасных гусениц по сей день использовали в качестве наковален, а из кожи, срезанной с сиденья, одному из мальчишек пошили сапоги. Когда речушка в конце лета мелела, местная ребятня умудрялась ловить в оторванной взрывом башне танка карасей. Но вытаскивать «Шерман», увязший в иле, прежде никому даже в голову не приходило.
-- Однако в последнее время несколько негосударственных организаций заявили о намерении вытащить танк, чтобы, вероятно, продать его в частную коллекцию. Ведь стоимость таких раритетов может «зашкаливать» за миллион, -- говорит директор департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергей Воронов. -- Мне, например, известно, что сохранившийся на складе в Венгрии «Шерман» времен Второй мировой продали коллекционеру из Германии за два миллиона дойчмарок. Это было накануне введения евро.
Милиции удалось пресечь попытки частников поднять «украинский» «Шерман», однако археологи решили не испытывать судьбу и оперативно организовали работы. Для подъема танка задействовали киевскую фирму «Танаис», которая специализируется на военной археологии, а Уманская бригада Войск противовоздушной обороны выделила мощный тягач, созданный на базе танка Т-62. На подготовку «Шермана» к подъему ушло четыре дня. Сложнее всего пришлось аквалангисту Вячеславу Козленко. Он, уже немолодой человек, в легком водолазном костюме целый день трудился под водой, изредка выбираясь погреться у костра, залить под костюм горячей воды и выпить «фронтовые» 100 граммов.
-- При таком холоде -- температура воды лишь плюс пять -- не чувствуешь даже намека на опьянение, а согреться напиток помогает, -- говорит Вячеслав. -- Работать приходилось на глубине около четырех метров при плохой видимости, но мне удалось надежно укрепить башню танка.
Перед подъемом башни собравшихся зрителей (их было около сотни) попросили отойти от берега метров на 200. Ведь не исключено, что могли рвануть оставшиеся в ней снаряды. Механик завел мотор, и мощный тягач без видимых усилий вытянул башню на берег. Ее сразу же принялись отмывать от грязи с помощью брандспойта пожарной машины. Все были поражены -- донный ил оказался отличным консервантом: за 60 лет металл не поржавел, прекрасно сохранились краска и даже надписи на снарядах.
Вячеслав Козленко вновь спустился в воду, чтобы крепить тросами 30-тонный корпус «Шермана». Первая попытка вытащить его не удалась. Специалисты решили приподнять шасси, чтобы протащить его по дну, словно санки по снегу. Когда верстался этот номер «ФАКТОВ», работы еще продолжались.
-- «Шерманы» поставлялись Советской армии по ленд-лизу, -- продолжает Сергей Воронов. -- Они гораздо хуже советских Т-34, наши солдаты называли их «братскими могилами». Этот «Шерман» участвовал в окружении фашистских войск в ходе Корсунь-Шевченковской операции. Все девять американских машин, брошенных под селом Побойная, были уничтожены противником в первом же бою
Тактико-технические характеристики среднего танка М4 «Шерман»
Экипаж 5 человек
Мощность двигателя 400 лошадиных сил
Боевая масса 30,16 т
Максимальная скорость хода 38 км/час
Габариты (длинахширинахвысота) 5,84х2,68х»697 м
Основное вооружение 75 миллиметров
Толщина брони от 25 мм до 51 мм
801Читайте нас у Facebook