ПОИСК
Події

Заместитель генерального директора «киевгаза» алексей соколов: «в моих антикварных автомобилях все оригинальное, даже пулемет «максим», который я купил за 900 долларов для первого советского джипа газ-67»

0:00 17 вересня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
У киевского коллекционера -- десяток машин и столько же старинных мотоциклов, некоторые из которых остались у нас в стране в единственном экземпляре

Антикварная автоколлекция Алексея Соколова -- в Киеве самая большая и известная. На недавний фестиваль старинных автомобилей директор ассоциации предприятий газового рынка Украины выкатил двух своих любимцев -- огромный представительский ЗИМ и первый советский джип времен Второй мировой ГАЗ-67 с настоящим пулеметом «Максим», автоматом ППШ, военной рацией и антикварным биноклем. Любопытствующие облепили джип, как мухи, но Алексей Михайлович, хоть и большой начальник, держал себя с народом очень демократично.

«На наших складах можно найти удивительные вещи, например, новые покрышки на ЗИМ полувековой давности»

-- На выставке кроме моих практически нет автомобилей возрастом 50 лет и старше, которые сохранились бы в приличном состоянии, -- утверждает Алексей Соколов. -- Все остальные -- с новыми двигателями, мостами или самоделки…

Собирать свою коллекцию Соколов стал всего три года назад.

-- Я вырос на улице Институтской (элитный район Киева. -- Авт. ), -- рассказал «ФАКТАМ» Алексей Михайлович. -- В детстве любовался черными правительственными ЗИМами, ЗИСами. Мечтал стать водителем, чтобы сидеть за рулем одного из таких красавцев. Но судьба распорядилась иначе. А мечта осталась. Правда, возможность ее осуществить появилась лишь после моего возвращения из Египта, где я руководил Торговым представительством Украины.

РЕКЛАМА

Друзья на день рождения подарили Алексею Михайловичу ЗИМ. Купили его где-то в глухой провинции у батюшки, который, кстати, и пригнал машину-доходягу в Киев. Соколову не оставалось ничего иного, как приступить к реставрации авто. Или, как говорят коллекционеры, «воссозданию ее в полном оригинале», то есть оснастить машину всеми исправными, но «родными» деталями. Правда, запчастей не хватало, и Алексей Иванович купил… второй ЗИМ.

-- В конце концов мы нашли все что нужно, -- говорит коллекционер. -- За исключением обивки салона -- такой ткани сейчас не существует. В итоге салон по заказу Соколова оббили белой итальянской кожей . -- Авт. ). Для лампового приемника я сам разыскивал на радиорынке цокольные лампы. Даже резина теперь на ЗИМе хоть и новая, но старинная, «родная». Ее удалось найти на складах. Правда, работу провели громадную. Но я ведь в свое время был начальником республиканского снабженческого главка, поэтому хорошо знал, кому звонить и к кому обращаться.

РЕКЛАМА

«Автомобиль дочери Хрущева последние десять-пятнадцать лет служил… курятником»

-- Как правило, история автомобиля мне не известна, -- продолжает Алексей Михайлович. -- Машины проходят через десятки рук. Люди рассказывали, что один из моих ЗИМов Хрущев в свое время подарил своей дочери от первого брака, которая была замужем за Гонтарем, директором Киевского оперного театра. Потом машина перешла в собственность дочери режиссера театра и ее мужа -- капитана одесской китобойной флотилии «Слава». Но моряк по полгода находился в плавании, и машину выкупил водитель директора оперного театра. А последние десять-пятнадцать лет ЗИМ, похоже, использовался в качестве… летнего курятника.

-- Как же он к вам попал?

РЕКЛАМА

-- Есть специалисты, которые разыскивают антиквариат чуть ли не по свалкам и продают коллекционерам. А иногда на автомобильных выставках ко мне подходят люди и говорят, мол, у нас в селе в кустах что-то стоит, мы и сами не знаем, что это, но, может, оно вам подойдет».

Обычно, ржавый автомобиль «из дедушкиного гаража», в который не заглядывали лет двадцать, обходится коллекционерам в полторы-две тысячи долларов, в более менее пристойном состоянии -- в три-четыре. На его полную реставрацию и восстановление уходит еще девять-десять тысяч долларов.

-- Вы удивитесь, -- улыбается Алексей Михайлович, -- но после реставрации ЗИМ целый год простоял в гараже. Я лишь иногда приходил и вытирал с него пыль. Ездить на ЗИМе приятно, но нелегко. В этом автомобиле, к примеру, не предусмотрены боковые зеркала заднего вида. А как сейчас ездить без зеркал?

После ЗИМа Соколов загорелся идеей восстановить первый советский джип -- ГАЗ-67, который на войне еще называли ХБВ -- «хочу быть «Виллисом». Джип собирали из четырех ржавых ГАЗиков, которые для коллекционера выискивали по всей стране. Теперь в ГАЗ-67 все, вплоть до спидометра, «родное». Кроме тормозов. Раньше ведь тормоза у автомобилей были не гидравлические, а тросовые. Ездить с такими сейчас по городу просто опасно -- того и гляди, не светофоре затормозить не успеешь…

Зато пулемет «Максим», установленный на ГАЗике -- не бутафорский. Алексей Михайлович купил его на складе по государственной цене за девятьсот долларов. Автомат ППШ обошелся дешевле -- всего в несколько сот «зеленых». Хотели еще механику Алексея Михайловича для пущего антуража форму времен Отечественной войны купить, но не нашлось подходящего размера.

Всех своих любимцев коллекционер поставил на учет в ГАИ. Причем заказал для каждого из них модные сейчас индивидуальные номера: «ЗИМ», «КОМБАТ». Кстати, стоимость такого номера -- 350--400 долларов. Но чего не сделаешь ради дорого сердцу детища.

«Автомобиля, равного по эксклюзивности моей «Испане-Сюите» в Украине пока нет»

Около года назад Соколову вдруг захотелось не просто восстановить старинный автомобиль, а создать поражающий воображение шедевр. Ему порекомендовали одно киевское ателье, где по чертежам воссоздают редчайшие старинные машины. Алексей Михайлович подумал и заказал себе там шикарнейший автомобиль «Испана-Сюита» тридцатых годов.

-- Основа машины, крылья, капот были старыми, -- объясняет Соколов. -- А двигатель -- «мерседесовский». Но в процессе изготовления мастера основательно отошли от прообраза автомобиля. Я забрал машину из этого ателье и продолжаю ее доработку сам. Скажу без хвастовства: равной этой машине в Украине нет. Мои мастера сейчас заканчивают ее доработку. Представляете, невозможно было найти выкидывающийся флажок -- указатель поворота, который вмонтирован в стойки бокового стекла. Помните, в самосвалах «Татра», ездивший у нас лет сорок назад, тоже были такие поворотники. Сделать этот флажок исключительно сложно, но мы все-таки сделали.

Следующие в очереди на восстановление у Алексея Михайловича -- грузовик «полуторка» и «Эмка» -- первая советская легковая машина.

-- Работа идет медленно, -- вздыхает Соколов, -- не хватает квалифицированных мастеров..

P. S. Гран-при недавнего киевского фестиваля антикварных автомобилей досталось американскому двухдверному лимузину пятидесятых годов «Меркури Монтекляру», похожему на нашу Чайку», только красивее и роскошнее. Как только жюри объявило свое решение, хозяин шикарного розово-бежевого автомобиля забрал приз, посадил в машину жену с ребенком и уехал в родной Днепропетровск. Перед этим, правда, он все же успел рассказать мне историю «Монтекляра», купленного им четыре года назад.

Машина попала в СССР в конце семидесятых годов. Пригнал ее в Союз бывший эмигрант. Много лет он жил в США, однако ностальгия по родине не давала ему покоя. Эмигрант продал свой бизнес, безвозмездно перечислил газете «Правда» двадцать тысяч инвалютных рублей и получил право вернуться в Днепропетровск. С собой в СССР он взял лишь одну вещь -- любимый «Меркури Монтекляр». Сам ездить на машине пожилой эмигрант по состоянию здоровья уже не мог, поэтому нанял водителя-таксиста и оформил на его имя доверенность. А тот, недолго думая, свез шикарнейший автомобиль на авторынок. Узнав об этом, эмигрант слег с инфарктом и в скорости умер. По иронии судьбы, таксист машину продать так и не смог -- возникли проблемы с документами. Двадцать лет она простояла в гараже.

На вопрос, сколько стоит «Монтекляр» сейчас, днепропетровец отвечать не захотел. Обиделся. Сказал: мол, это все равно, что спрашивать «За сколько продадите своего ребенка».

Фото

Мотоцикл «Киевлянин» Алексей Михайлович купил за сущие копейки -- двести-триста долларов -- на антикварном рынке, куда он приезжает рано утром в последний выходной каждого месяца. Аналогичной машины он нигде (ни у перекупщиков, ни в журналах) больше не видел

Салон ЗИМа Соколов обшил белой итальянской кожей. За похожий автомобиль сейчас в Москве просят около 50 тысяч долларов

СТОИМОСТЬ АНТИКВАРНЫЙ АВТОМОБИЛЕЙ

В отличном и хорошем состоянии с оригинальными деталями и агрегатами

ЗИЛ-41045, 1985 год -- 50 тысяч долларов

ГАЗ-12 ЗИМ, 1956 год -- 45 тысяч долларов

«ЧАЙКА», 1976 год -- 10 тысяч долларов

«Победа» ГАЗ-М20, 1955 год -- 18 тысяч долларов

ГАЗ-21, 1970 -- 5 тысяч долларов

883

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів