ПОИСК

Сделав сложнейшую операцию на мозге, украинские хирурги спасли жизнь 19-летней осетинке, приехавшей в киев из беслана

0:00 23 вересня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
Уже в Киеве она и ее отец узнали, что жертвами террористов стали как минимум трое их родственников

«Когда оказалось, что школу захватили бандиты, я понял: нужно спасать свою дочь»

19-летняя Лена по-русски говорит с легким акцентом -- как большинство людей, живущих на Кавказе. Две недели девушка вместе с отцом провела в Киевском институте нейрохирургии, где мы встречались накануне ее выписки.

-- Домой, в Цхинвали, будем ехать снова через Беслан -- только так туда можно добраться, -- говорит Лена. -- Навестим родственников. В этом городке их у нас много…

-- Врачи предупредили, что дочь еще нужно беречь, для нее опасны любые потрясения и переживания, -- добавляет отец девушки Леонид Михайлович. -- Я сейчас ломаю голову -- как ее оградить от встречи с родными, у которых погибли дети, ставшие заложниками террористов в школе. Насколько я знаю, не удалось спастись трем моим племянникам. Они учились в разных классах -- кто в третьем, кто в седьмом, в той злосчастной школе N 1. Родителей во время захвата с ними рядом не было.

РЕКЛАМА

Совершенно случайно Лена с отцом оказались в Беслане 31 августа. Они должны были выехать в Киев гораздо раньше.

-- О том, что у Лены в голове неправильно разрослись сосуды, мы узнали, когда ей было семь лет, -- объясняет Леонид Михайлович. -- Как-то у нее началась сильнейшая головная боль. Наши врачи не могли определить ее причину и посоветовали обследоваться в Киеве. Сказали: «Сосуды растягиваются, наполняясь кровью. Иногда они могут разрываться, как тогда, когда у Лены началась сильная головная боль. Возможно, со временем это пройдет». Не прошло. Надеялись обследоваться весной, но в наших краях начались вооруженные стычки, и мы не могли выехать. А 13 июля у Лены снова произошло кровоизлияние. Три дня она находилась в реанимации. И врачи сказали, что срочно нужна операция. Причем посоветовали делать ее именно в Киеве.

РЕКЛАМА

Сразу уехать из Цхинвали, одной из горячих точек Кавказа, не удалось. Пришлось ждать колонны миротворцев. С ними Лена и ее отец и добрались до Беслана.

-- Мы хотели несколько дней отдохнуть у родственников, -- продолжает Леонид Михайлович. -- Но на следующий день после нашего приезда бандиты захватили школу. В городке начался хаос -- в первые часы никто ничего не мог понять. Когда выяснилось, что действительно дети и учителя стали заложниками, я понял: нужно спасать свою дочь. Если буду медлить, могу ее потерять. Ведь любое потрясение, стресс могли привести к разрыву сосудов. Осетинские врачи предупредили, что каждое следующее кровоизлияние становится смертельно опасным для моей дочери. Поэтому в тот же день, когда захватили школу, мы с Леной уехали в Минеральные Воды, откуда ходят поезда в столицу Украины.

РЕКЛАМА

«Бомбу» в голове Лены нам удалось обезвредить»

Это только на первый взгляд кажется, что Осетия с ее бедой находится далеко от нас. Но ни один человек, умеющий сопереживать и сочувствующий чужому горю, не остался равнодушным, слушая сводки из маленького города, о котором до первого сентября мало кто знал. А когда в квартире киевского врача-кардиохирурга Владимира Храпунова раздался телефонный звонок, и Леонид Михайлович рассказал о том, что его дочери нужна операция, тут же был решен вопрос.

-- Моя жена -- осетинка, -- говорит сотрудник Института кардиохирургии имени Николая Амосова Владимир Храпунов. -- Поэтому трагедия Беслана стала и нашей трагедией. И возможность помочь девушке, приехавшей оттуда, было делом чести не только для меня и моей семьи, но и для моих коллег-нейрохирургов.

-- Мозг человека получает кислород и необходимое ему питание благодаря сложной системе кровеносных сосудов, -- объясняет оперировавший девушку нейрохирург Михаил Костин. -- Бывает, некоторые участки сосудов начинают разрастаться, в них скапливается кровь. «Пучок», похожий на воздушный шар, называют аневризмой. О таких больных говорят, что у них в голове «бомба». У Лены аневризма находилась в затылочной части. Исследовав все сосуды, которые ее питают, во время операции мы их как бы склеили, то есть перекрыли основные пути кровоснабжения. Причем сделали это без разрезов -- подвели к аневризме катетеры через вену. Уже через несколько часов после операции контрольное обследование показало: аневризма спалась, кровь в нее не поступает, а значит, она не будет разрываться. То есть можно сказать, что эту «бомбу» нам удалось обезвредить.

Лена пока не чувствует, что ее состояние изменилось. Ведь аневризма не давала о себе знать до тех пор, пока не происходило кровоизлияние.

-- Обычно люди, у которых лопнула аневризма, говорят о своих ощущениях: «у меня в голове что-от взорвалось», «почувствовал, как течет что-то горячее», -- рассказывает руководитель клиники сосудистой нейрохирургии Института нейрохирургии доктор медицинских наук заслуженный врач Украины Орест Цимейко. -- Чаще всего именно после такого «взрыва» и обнаруживают аневризму или другую патологию сосудов головного мозга. Крайне редко их находят до кровоизлияния. Уже несколько лет мы применяем малотравматичные операции, которые не требуют длительного наркоза, да и пациенты после них восстанавливаются быстрее. С каждым годом больных, у которых обнаружили аневризму головного мозга, становится все больше. На конференциях, через газеты и телевидение мы объясняем людям, какие симптомы должны насторожить и заставить сразу обратиться к нейрохирургам. Но, к сожалению, мы не можем помочь всем больным. В год нужно выполнять около 10 000 операций по этой патологии, мы же в силах сделать всего 220. Еще столько же могут провести в клинике Днепропетровска. Кроме того, расходные материалы -- катетеры, контрастные вещества, «клеющие» препараты, перекрывающие сосуды клипсы -- стоят достаточно дорого, клиника не в состоянии закупить их необходимое количество и обеспечить ими всех пациентов бесплатно. Над решением этой проблемы мы бьемся уже не первый год. Когда узнали историю Лены, решили сделать ей операцию бесплатно, хотя граждане иностранных государств должны оплачивать свое лечение в клиниках Украины. Это -- наш способ выразить свою поддержку всем людям, которые живут в горячих точках и нуждаются в помощи. Мне кажется, каждый уважающий себя врач поступил бы так же.

-- Какие симптомы должны заставить человека обратиться к специалистам?

-- Внезапная сильная головная боль, какой раньше никогда не было, -- отвечает Орест Цимейко. -- Сопутствующие ей тошнота, рвота, кратковременная потеря сознания. Нужно незамедлительно выяснить причину, вызвавшую такое состояние. Сейчас у нас в отделении, кроме Лены, находятся 5-летняя девочка и 7-летний мальчик, у которых аневризмы головного мозга обнаружили после таких приступов.

Лене предстоит приехать в Киев еще раз. Через полгода нужно пройти еще одно обследование, чтобы удостовериться, что аневризмы больше нет. До этого ей следует постараться избегать возможных стрессовых ситуаций, переживаний. Но ведь эти рекомендации практически невыполнимы. Да и вряд ли Лена захочет и сможет отказаться от встречи в Беслане с родными, у которых погибли дети. Наш мир -- очень хрупкий, и умение быть рядом, поддержать, помогает защитить его, укрепить теплом нашего сочувствия. Хотя, конечно, это, к сожалению, не может вернуть погибших детей.

 


514

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів