Перед смертью николай руденко сказал: «пора додому »
Вчера в Киеве на Байковом кладбище похоронили известного литератора, руководителя Украинской Хельсинкской группы Николая Руденко. Ему было 83 года Как сообщил «ФАКТАМ» другой известный литератор и диссидент Евгений Сверстюк, к смерти Николай Данилович относился стоически-философски, а перед уходом сказал: «Пора додому ».
Николай Руденко родился 19 декабря 1920 года в селе Юрьевка Александровского района Ворошиловоградской области. Как и тысячи других советских людей, по достижении нужного возраста получил партбилет. Во время Великой отечественной войны, в 1941 году, политрук роты Руденко был тяжело ранен немецкой разрывной пулей. Его ставили на ноги в Ленинграде. Там Николай Руденко и пережил блокаду города. Награжден орденом Красной звезды, медалями и впоследствии получил звание майора. Но линию партии молодой майор и начинающий литератор поддерживал не во всем. В 1949 году Николай Руденко заступился за еврейских писателей, которые попали под удар в разгар сталинской борьбы с «безродными космополитами». А спустя почти 25 лет, в середине 70-х, секретарь партийного бюро Союза писателей Украины Николай Руденко был исключен из рядов КПСС и Союза «за серьезные идеологические отклонения в литературной деятельности».
Девятого ноября 1976 года Николай Руденко на квартире академика Сахарова в Москве в присутствии иностранных журналистов объявил о создании Украинской общественной группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которые помимо прочего декларировали соблюдение прав человека. Реакция советских властей на создание Украинской Хельсинкской группы не заставила себя долго ждать. В ночь на 10 ноября 1976 года «неизвестные лица» забросали окна квартиры руководителя группы Николая Руденко в Конче-Заспе (поселок под Киевом. -- Авт. ) камнями. В квартире тогда ночевали жена правозащитника Раиса и мать политзаключенного Александра Сергиенко, узница сталинских лагерей 70-летняя Оксана Мешко. При нападении она была ранена. Прибывшая по вызову милиция отказалась даже составить протокол, не говоря уже о расследовании инцидента. С этого момента и до полного разгрома Украинской Хельсинкской группы в начале 80-х годов правозащитники были объектом интенсивных преследований и репрессий. В декабре 1976 года состоялись первые обыски у членов -- основателей группы, во время которых Николаю Руденко в письменный стол подбросили доллары, у Олеся Бердныка «нашли» порнографические открытки, а у Олексы Тыхого -- старую немецкую винтовку.
Первого июля 1977 года Донецкий областной суд приговорил сына донецкого шахтера, погибшего в пожаре при спасении своих товарищей, мужественного офицера Ленинградского фронта Николая Руденко к семи годам лагерей строгого режима и пятилетней ссылке. «Особо опасный рецидивист» Тыхий «получил» 10 лет лагерей и пять -- ссылки. В целях наказания за «антисоветскую деятельность» из библиотек и книжных магазинов были изъяты все произведения Николая Руденко. Впрочем, управление КГБ в Киеве хотело «помочь оступившемуся товарищу», предложив Руденко осудить деятельность Хельсинкской группы и написать покаяние взамен на освобождение. Поэт отказался. Кроме того, в 1977 году, находясь в заключении, инвалид войны, полуслепой и страдающий другими недугами Николай Данилович объявил голодовку, протестуя против изъятия у него написанных в тюрьме стихов. В результате через три дня голодовки ему таки возвратили часть произведений.
Дело украинских правозащитников насчитывало 47 томов. «Самый гуманный суд в мире» установил, что обвиняемые «систематически изготовляли, хранили и распространяли антисоветскую литературу, содержащую клеветнические вымыслы, порочащие советский общественный строй». Более того, они «передавали материалы на Запад, где вражеская пропаганда использовала их в подрывных целях против СССР». Среди «вражеской» литературы был назван, в частности, и «Реферат по вопросам политэкономии», который Николай Руденко передал в ЦК КПУ. В этом и других произведениях автор, согласно обвинению, «с вражеских позиций делал попытку провести ревизию марксистско-ленинского учения, убеждал в существовании какой-то «духовной коррозии», якобы начавшей разъедать глубокие слои нашего общества». А в своем антисоветском романе «Орлова балка» литератор говорил «о якобы принудительной русификации в Украине». Интересно, что позже письмо Николая Руденко жене будет возвращено администрацией донецкой тюрьмы отправителю по одной простой причине: оно было написано на украинском языке. Прекрасная иллюстрация к теме разговора о правах человека.
Как-то в мордовские лагеря к Николаю Руденко приехала жена и во время свидания поэт горько пошутил, сказав, что здесь прекрасный порядок. Дело в том, что в связи с каким-то очередным юбилеем некоторым участникам Великой Отечественной войны выдали небольшую премию. Причем по два-три рубля «на ларек» к празднику получили бывшие полицаи, доносчики, сотрудничавшие с гестапо. Но комиссару, пережившему ленинградскую блокаду и имевшему боевые награды, премия не полагалась.
После освобождения из лагерей в 1987 году супруги Руденко эмигрировали в Германию, затем в США, где Николай Данилович работал на радиостанциях «Радио Свобода» и «Голос Америки», продолжал активно заниматься правозащитной деятельностью. В 1990 году семья Руденко вернулась в Киев. Через три года, в 1993 году, поэт и диссидент получил Шевченковскую премию. А 26 декабря 2000 года Президент Леонид Кучма за вклад в «строительство независимого украинского государства» присвоил Николаю Руденко звание «Герой Украины».
Читайте нас у Facebook