Александр волков: «еще в 1994 году я приехал работать в администрацию президента на шестисотом «мерседесе», в костюме от кардена и с золотыми часами «роллекс»
Этого политика особо представлять нет необходимости. Его массивную фигуру можно часто видеть за спиной Председателя Верховной Рады Владимира Литвина во время парламентских стычек. Он защищает спикера от посягательств слишком агрессивных народных депутатов, потому что потасовок в Верховной Раде на дух не переносит, хотя отпор может дать любому. Физические данные позволяют. Он тяжеловес -- в прямом и переносном смысле. В свое время его называли «директором парламента». Поэтому об украинской политической кухне знает, что называется, не понаслышке. Будучи некогда в самом близком окружении Президента, в официальной властной иерархии выше советника главы государства не поднимался. И утверждает, что никогда не стремился заполучить звание покруче. Как-то на вопрос журналистов о своей должности сказал: «У меня есть должность -- это Александр Волков». Сегодня он отмечает свое 56-летие.
В первые минуты разговора с Александром Михайловичем я неожиданно почувствовал не характерную для этого, в общем, жесткого политика, мягкость и умиротворенность. Сначала подумалось: час вечерний, человек на отдыхе, поэтому и расслабился. Ошибся. Все стало на свои места, когда начали говорить о его семье. Оказалось, молодая жена Майя ожидает рождения ребенка. Врачи сказали, что будет девочка.
«Я благодарен Богу за встречу с Майей»
-- Александр Михайлович, почему легкая грусть в голосе?
-- У меня уже есть две дочери от первого брака -- Нина и Сашенька. Старшая год назад внука мне подарила. Младшая учится в институте международных отношений, круглая отличница. А мне наследника хочется. Ну что ж, будем и дальше искать внутренние резервы.
А вообще я благодарен Богу за встречу со своей нынешней женой. Майя очень неординарный человек, она окружила меня теплом и заботой. Обычно в таких случаях говорят: «Живешь и жить хочется». Раньше я думал, мол, мне уже за 50, жизнь прошла, лучшее осталось позади. А Майя заставила меня поверить в то, что все еще только начинается.
-- Неужели было так тяжело?
-- Я и моя первая жена не скрываем, что долгое время только числились супругами. Я не хотел травмировать детей своим уходом из семьи. Ждал, пока младшей исполнится 18 лет. А потом мы расстались по обоюдному согласию. Моя первая жена очень порядочный и хороший человек, но ей абсолютно непонятна и чужда моя политическая жизнь, у нее была своя. От моей публичности она скрывалась в нашей квартире на улице Малышко в Киеве, я же с 1986 года жил на даче в Осокорках.
-- Бывшей жене помогаете?
-- Конечно, я бы считал аморальным не помогать ей. Понимаете, Алла вышла замуж за меня в 18 лет и большую часть своей жизни посвятила детям, дому. Она нигде не работала, профессии как таковой получить не успела. И сегодня в это непростое время бросить ее на произвол судьбы я не могу. Хотя старшая дочь замужем, но младшая еще студентка. Я закрываю все ее материальные проблемы. Каждый месяц помогаю своей первой жене, чтобы она могла нормально жить, ни в чем себя не ущемляя.
-- А как вы познакомились с Майей? Ведь у вас немалая разница в возрасте
-- Это было лет пять назад на какой-то вечеринке. Если честно, то подробностей не помню. Просто понравилась эта женщина. Ухаживал больше года. Сначала встречались редко, раза два в месяц, затем чаще. А потом она серьезно заболела. Я договорился, ей прооперировали позвоночник. После больницы забрал Майю домой. Кстати, наша совместная жизнь началась с курьеза. Дело в том, что в это же время я тоже проходил курс лечения. Получилось так, что медовый месяц мы провели в постели. Но представьте себе, после операции она не может даже сидеть, а я не могу ходить. Вот и получилось: у нормальных людей медовый месяц -- один месяц, а мы пролежали два. Есть еще один очень интересный нюанс: у меня день рождение 30 апреля ночью, а у Майи 1 мая -- утром. Опять повезло -- празднуем два дня.
-- Что подарите жене?
-- О, это большая проблема. Я уже не могу придумать, что ей подарить из того, чего у нее нет.
-- Женщины любят драгоценности, автомобили
-- У нее есть машина, «Мерседес-320».
-- Сама ездит за рулем?
-- Нет, я категорически против, хотя у Майи есть права, но я против
-- Но, все-таки, что будете дарить?
-- Себя, в первую очередь. Турпоездки отпадают -- ей сейчас никуда нельзя выезжать, роддом на носу. А что еще подарить? Придумаю, хотя это и трудно. Например, три недели назад мы были в Италии. И Майе страшно понравились бриллиантовые серьги. Я купил с оговоркой: это тебе на день рождения. Но не буду же я их держать в кармане! Сразу и подарил. Она их стала носить, поэтому подарком серьги уже не считаются.
«Мы долго присматривались друг к другу»
-- Майя, а вы помните знакомство с Александром Михайловичем? Чем он привлек ваше внимание?
-- Вы знаете, он очень похож на моего отца: и по характеру, и даже внешне. Может, это привлекло мое внимание? Как-то младшая дочь Александра Михайловича Сашенька спросила меня: «Это была любовь с первого взгляда?». Нет, наверное. Мы долго присматривались друг к другу. Но знаю, что я не ошиблась. Когда мне должны были делать операцию, он звонил буквально каждую минуту. Я уже на операционном столе, а он звонит, делают анестезию -- звонит, уже начинается операция, а он звонит. Так переживал, что даже плакал.
-- Александр Михайлович, ваша жена волнуется по поводу политических перипетий, в которых вы участвуете?
-- Очень, не пропускает ни одного выпуска новостей. Майя -- активная, настойчивая женщина, учится в Национальном торгово- экономическом университете на юридическом факультете. Она о многом меня спрашивает, особенно перед экзаменами не дает жизни. Я ее консультирую, а потом она с преподавателями начинает спорить, довольно неплохо получается.
«На сафари в Африке я за 7 дней убил 15 антилоп и буйволов»
-- Напряженная жизнь требует полноценного отдыха. Насколько я знаю вы неплохой охотник и стрелок
-- Да, в свое время я прошел хорошую школу стендовой стрельбы и люблю охоту. Раньше стрелял пернатую дичь -- уток, гусей. Но лет 10 назад потерял к этому интерес. Как-то мы с друзьями, человек 8, настреляли около 50 уток. Вечером штук 6-7 съели. А утром, когда проснулись, обнаружили, что оставшиеся протухли. Получилась не охота, а какое-то глупое убийство. На меня это так подействовало, и я подумал: «Зачем так много убивать? Если надо, настреляй 5--6 штук, а если хочешь просто пострелять, пойди на стенд и пали по тарелкам». После этого я стал охотиться с карабином на копытную дичь.
Последние два года езжу в Африку, в ЮАР на сафари, провожу свой отпуск там. В прошлом году была серьезная охота. За 7 дней я убил 15 антилоп и буйволов. А мой самый серьезный трофей -- носорог.
-- А голова в качестве трофея у вас есть?
-- Пока нет, но скоро будет. В течение года фирма, которая организовывала сафари, должна сделать бюст животного и прислать мне.
-- Но ведь охота на носорога очень опасна
-- Да, носорог -- самое опасное животное для охотника. Честно говоря, если бы я знал это раньше, то не пошел бы на него. Когда проводник-охотник показал мне носорога, я смотрел, что называется, в оба глаза, но не увидел его. Носорог серый, сливается с окружающей местностью. Только за 40 метров я увидел подергивающиеся уши и заметил зверя. А дальше получилось еще веселее: я спрашиваю человека, который знает русский, он обращается к говорящему по-английски, а тот к местному бушмену. За время, пока длился этот диалог, лежавший носорог успел подняться и пошел на нас. За нами -- ущелье, а впереди животное -- махина под три тонны. Мне говорят: «Стреляй!». Я вскидываю ружье, целюсь под лопатку (носорога можно убить только, попав в это место) и нажимаю на курок. После выстрела у меня все поплыло перед глазами, на лице почувствовал что-то липкое. Оказалось, кровь. Я стрелял навскидку, не приложив приклад к плечу и не сняв очки. Прицел карабина ударил по переносице, разбив очки. А карабин очень мощный -- 416-й «Регби», пуля 32 грамма. На память остался шрам на переносице. Меня спасло то, что я попал носорогу точно под лопатку. Он пробежал еще метров 100 и упал. В противном случае не знаю, чем бы закончилась та охота.
-- А что вы делали с мясом? Тоже пропало?
-- Нет-нет. Там совсем другие правила охоты. Мясо подстреленных животных отправляют в магазины, где местное население покупает его по достаточно низкой цене. Но это все экзотика, а дома я люблю рыбалку. Кроме того, я ведь по специальности инженер-технолог пищевой промышленности, попросту шеф-повар. Нет такого блюда, которое я бы не смог приготовить. Во время службы в армии кормил самого маршала Жукова.
-- Александр Михайлович, на майские праздники многие поедут на природу, будут готовить шашлыки. Посоветуйте, как его правильно сделать. В чем секрет?
-- Секрет один -- не жалейте денег, купите свежее молодое мясо. Никаких маринадов и приправ. Почему-то все считают, что мясо необходимо в чем-то выдержать энное количество часов. Как раз наоборот, мясо нельзя портить маринадами и пряностями. Если хотите пряности, купите пряности и уплетайте за обе щеки. А ели вы хотите вкусного, поджаристого, но мяса -- покупайте и жарьте мясо. Все остальное (пряности, маринады, соусы) добавляйте тогда, когда вкус мяса вас не удовлетворит. Шашлык только посыпают солью, без лука, лаврового листа, других специй -- и на жар. Так делают шашлык и на Кавказе.
«Я думаю, что в Украине гораздо больше «Майбахов». Просто два ездят по Киеву, а остальные стоят в гаражах»
-- Вы состоятельный человек?
-- Еще в 1994 году я приехал работать в Администрацию Президента на шестисотом «Мерседесе», в костюме от Кардена и с золотыми часами «Роллекс». Во избежание слухов и сплетен всех предупредил, что в Администрацию пришел работать не для обогащения. Я уже до этого достаточно заработал. Правда, сейчас у меня нет шестисотого «Мерседеса».
-- А какой есть?
-- Никакого.
-- ???
-- У меня нет личного автомобиля. Это накладно в смысле обслуживания. Машину дают в аренду мои друзья. Так намного проще: за небольшие деньги брать в аренду новые автомобили.
-- Но автомобиль -- это еще и престиж. В Киеве уже появились два «Майбаха» (машина представительского класса стоимостью от 400 тысяч долларов. -- Авт. ).
-- Я думаю, что в Украине гораздо больше «Майбахов». Просто два ездят по Киеву, а остальные стоят в гаражах.
-- Как будете отмечать двойной день рождения, пригласите родных, друзей?
-- В ресторане моего друга детства Габовича Гари Иссаевича, в «Липском особняке». Думаю, будет человек 80, -- близкие, друзья, знакомые, те, с кем работал в разные годы. А в принципе, у меня такой подход: если уважаете, помните, если хотите выпить со мной чарку водки -- приходите, место найдется для всех. Безусловно, будет мой отец, который, слава Богу, жив-здоров. Он у меня Герой Советского Союза, награду получил за штурм Карпат. Ему 82 года, но, думаю, граммов 400 выпьет. Как минимум. Еще и с собой попросит.
-- Ждете поздравлений от Президента?
-- До этого Леонид Данилович меня всегда поздравлял. И я его буду всегда поздравлять. Независимо от того, будет он президентом или нет.
-- Вы сказали «до этого», имея в виду политреформу?
-- Сама идея политреформы великолепная, я поддерживал и буду ее поддерживать не только потому, что ее инициировал Президент. Почему она провалилась в апреле? Ответ напрашивается сам собой. Смысловое наполнение, которое в последнем варианте было предложено депутатами, исказило суть политреформы и все то, о чем говорил Леонид Данилович.
На мой взгляд, основная идея политреформы, предложенной Президентом, заключалась в перераспределении властных полномочий между главой государства, парламентом и Кабинетом министров. В первую очередь он хотел видеть ответственное перед парламентом, а отсюда и перед народом, правительство. Но какое к этому имеет отношение императивный мандат (право лишать парламентария депутатского мандата в случае его выхода из какой-то фракции), или совершенно для меня не понятное увеличение полномочий Генпрокуратуры? Судя по всему, политики, которым он поручил реализацию этого судьбоносного для страны проекта, привнесли в него свои идеи, не посоветовавшись с Президентом. В результате погубили хорошее дело.
-- Неужели безвозвратно?
-- Я неоднократно говорил -- политическую реформу в стране не остановить. Я не знаю, произойдет ли это при Президенте Кучме или другом. Но я абсолютно уверен, что политреформа -- жизненная необходимость для нашего государства.
-- А захочет ли новоизбранный президент пойти на ограничение своих полномочий?
-- Я думаю, у него не будет выбора. Его жизнь заставит. Украина еще довольно молодое государство и демократические преобразования у нее впереди. Я верю, что мы к этому придем.
258Читайте нас у Facebook