ПОИСК
Події

Автомобильная «биржа» -- это часто двухкомнатная квартира с одним компьютером, где средняя стоимость сделки по купле-продаже машины колеблется от 100 до 1000 гривен

0:00 30 квітня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
Продавая автомобиль через такую «биржу», многие пока фактически избегают уплаты 13-процентного налога с реальной продажной стоимости машины

В прошлую субботу на киевском авторынке творилось нечто невообразимое. Уже в восемь утра очередь автомобилей, пытавшихся заехать на торговые поля, растянулась на несколько километров, практически парализовав движение по Столичному шоссе. На самом рынке свободных мест давно не было -- народ пристраивал машины между торговых рядов. Причиной этого вавилонского столпотворения было грядущее повышение ввозных пошлин с 1 июня. Естественно, все, кто планировал купить новую машину, спешат это сделать сейчас. Но чтобы купить что-то новое, нужно для начала продать что-то старое…

Перекупщиков искать не надо -- они найдут вас сами

При таком обилии торгующих продать машину быстро -- дело непростое. На рынке ваш автомобиль осмотрят десятки любопытствующих, но большая их часть -- такие же продавцы, как и вы. А вот реального покупателя (с деньгами и желанием купить) приходится ждать долго, и если вам не терпится избавиться от надоевшего «железа», обратитесь к перекупщикам.

Перекупщиков искать не надо -- они найдут вас сами. Перед заездом на авторынок кочуют «заслоны» из этих ребят. Они показывают на заворачивающие к рынку авто руками, выражая таким образом готовность купить вашу машину, или заглядывают в окна и спрашивают: «Продаете?» В основном перекупщики -- люди из провинции, связанные с местными СТО. Пользуются спросом у них, как правило, недорогие машины -- «жигули», «опели» начала девяностых годов. Эти автомобили легче продать в регионах. Киевляне могут себе позволить новенькую престижную иномарку -- в райцентрах же для их содержания нет ни запчастей, ни подходящих дорог. А вот подержанный «жигуль» или двенадцатилетний «опель» там купят с большой охотой и даже дороже и быстрее, чем в Киеве. Хотя, бывает, машины после предпродажной подготовки вновь возвращаются в столицу.

-- Перекупщики покупают автомобили, подходящие по цене среднему украинцу, -- говорит директор авторынка «Центральный» Александр Бучер. -- Сейчас (в связи с высокими ввозными пошлинами и ограничением возраста ввозимых в страну автомобилей до восьми лет. -- Авт. ) у нас происходят в основном внутренние перепродажи. И процентов пятьдесят из них приходится на долю таких вот перекупщиков.

РЕКЛАМА

Машину перекупщики действительно могут купить мгновенно. И отнюдь не за бесценок. Торгуясь с вами, перекупщик держит в уме свой интерес: от двухсот до пятисот долларов. Однако торговец не просто перепродаст машину, нажившись на вашем нежелании постоять пару уик-эндов на авторынке. Прежде всего он перегонит авто на СТО куда-нибудь в Прилуки и приведет его в товарный вид. Во-первых, отполирует машину, скроет ржавчину, загрунтует и покрасит серебряной краской прогоревший глушитель, почистит салон, поменяет резину (если одно из колес ее «подъедает»), заменит треснувший брызговичок, скрутит пробег, если нужно -- затонирует. При необходимости добавит в движок особое вяжущее средство, пытаясь скрыть его выработку. В подтекающий радиатор зальет герметик. При помощи специальных присадок уберет шумы подшипников или коробки передач. Продержится весь этот «марафет» недолго, но это уже проблема будущего покупателя. Правда, многие перекупщики говорят, что «марафетить» на «три дня» сейчас обходится дороже себе. Ведь еще не известно, как долго будет продаваться автомобиль. По их словам, профессиональные торговцы разделились на тех, кто качественно «доводит» машину (они, как правило, имеют постоянных клиентов), и тех, кто работает, как говорится, «на лоха». В любом случае, попытка самому привести авто в «товарный вид» на киевских фирменных СТО, где оплату берут почасово, может вылиться в те же 200--500 долларов.

-- Неподготовленную машину в Киеве нет смысла выкатывать на базар, -- продолжает Александр Бучер. -- Скрыть какой-то дефект сложно. В столице есть масса СТО, где покупателю дадут по вашей машине полную картину. Поэтому «доводить» машину придется. Однако перекупщики-профессионалы потратят на ремонт в половину меньше, чем вы. У них налаженные контакты по запчастям, автосервису.

РЕКЛАМА

Иными словами, решив отдать машину перекупщикам, прикиньте, во сколько обойдется вам ее ремонт. Вычтите эту сумму от рыночной стоимости вашей машины. Посчитайте, что получилось, и если перекупщик дает вам примерно столько же, имеет смысл машину ему продать.

В общем, для тех, кто последние год-два о машине совершенно не заботился, «предбазарный» перекупщик -- возможный выход из положения. Почему именно «предбазарный»? Потому что существуют автосалоны-перекупщики, подающие в автогазетах объявления о «выкупе авто на лучших в стране условиях». Но эти ребята уж слишком занижают цену. Продавать им машину -- значит не уважать себя.

РЕКЛАМА

В пользу перекупщиков говорит и то, что машину они осматривают бегло, оценивая ее «на глазок». И даже они, спецы, иногда прохлопывают битые места и дефекты. Большей частью перекупщики обращают внимание на кузов -- самую ценную часть автомобиля. Ходовую проверяют меньше (для этого машину нужно везти на подъемник, а это время), страхуясь от неприятных сюрпризов заниженной ценой.

Безопаснее всего оформить договор о купле-продаже

Ни в коем случае не продавайте машину первому торговцу, около которого вы притормозили. Однозначно жесткой ценовой шкалы у этих ребят нет. Возможно, у кого-то из них есть потенциальный покупатель именно на вашу машину. В таком случае перекупщик будет за вас цепляться и даст лучшую цену. Впрочем, у торговцев существует свой внутренний «телефон доверия». По нему они узнают, по какой цене вы (описывается ваша внешность) предлагали машину (описывается машина) другим перекупщикам. Делается это для того, чтобы подстраховаться от «левых» автомобилей, которые хозяева готовы отдать за любую цену. Слишком много было случаев, когда чересчур уж алчные перекупщики приобретали угнанные машины, покупаясь на очень низкую цену. Мнимый владелец в таких случаях так спешил (типичный предлог -- проигрался в карты и нужно срочно рассчитаться), что не хотел даже снимать машину с учета, предлагая просто выписать перекупщикам доверенность.

Чем еще удобен перекупщик -- расплачивается он сразу. Вам придется всего лишь снять машину с учета (возможна и просто генеральная доверенность). Для этого нужно будет оплатить годичный транспортный сбор и добавить гривен двести за оформление (эксперт, транзитные номера и собственно оформление).

Дальнейшие затраты перекупщик, по неписаным правилам, берет на себя. Скорее всего, он предложит вам выписать на него генеральную доверенность на автомобиль. В принципе, этого лучше не делать -- неизвестно, каких дел натворит машина, хозяином которой вы номинально являетесь. Кинутся искать виноватого, а владелец -- вы. Нет, я не говорю, что перекупщики специально берут машину для каких-то темных дел. В большинстве своем они работают у рынка постоянно, местом дорожат. Но ведь можно нарваться и на «залетных».

-- Бывали случаи, -- говорит адвокат Марина Лебедева, -- что проданная по доверенности машина попадала в ДТП, водитель скрывался с места происшествия, и собственнику автомобиля приходилось доказывать, что не он виновник ДТП. Или авто ставили на штрафплощадку, а счета высылали… владельцу машины. Конечно, ее хозяин может в судебном порядке доказать свою невиновность. Но это лишние хлопоты, затраты на адвоката. К тому же суды могут тянуться годами.

Безопаснее всего оформлять договор о купле-продаже. Правда, опыт показывает, что перекупщики фактически не идут на заключение договора или на выписку справки-счета. Ведь в таком случае им придется в десятидневный срок ставить машину на учет. А это немалые деньги. Поэтому, если уж вы решили связаться с перекупщиками вам, скорее всего, придется рискнуть и пойти на оформление доверенности (только обязательно сохраните ее копию!). В концов концов, так продают машины многие люди. Смущает лишь одно: с начала этого года при продаже автомобиля необходимо уплатить 13-процентный налог. Берется он с суммы, указанной в договоре о купле-продаже. Естественно, выписывая доверенность, вы ничего не платите. Но ведь когда-то перекупщик по доверенности от вашего имени продаст машину новому владельцу! Информацию об этом перешлют в налоговую, и тогда (не исключено!) в конце года вам придет по почте уведомление о необходимости раскошелиться за прежнюю беспечность.

При постановке машины на учет проценты берутся не с продажной стоимости авто, а с рыночной

-- Перекупщик не сможет продать машину, не заплатив налог, -- говорит директор авторынка, -- и в случае оформления у государственного нотариуса и на бирже он будет обязан сделать это от вашего лица.

Перекупщики тоже уверяют, что налог они заплатят сами, ведь при нынешних порядках это фактически ничего не стоит.

Выезжая продавать машину, неискушенные граждане теряются: ведь с этого года действует 13-процентный налог с продажи автомобиля. Но беспокоиться пока нечего -- неподалеку от МРЕО, где вы будете снимать машину с учета, есть несколько так называемых «бирж». В пятиэтажке на улице Туполева в Киеве, которая соседствует со зданием МРЕО, я насчитал их с десяток. «Биржа» -- это одно- или двухкомнатная квартира на первом этаже. Заходите в нее и видите девушку, сидящую за компьютером. За тридцать-сорок гривен она мигом состряпает договор о купле-продаже. Сумма сделки -- на ваше усмотрение. Обычно ее указывают в пределах ста гривен, с которых вам, как законопослушному гражданину, и нужно заплатить пресловутые 13 процентов.

Однако подобная простота оформления оставляет душу неспокойной. Ведь при постановке машины на учет искушенное государство также требует оплатить некую сумму, а именно: 3% в Пенсионный фонд. Но проценты берутся не с продажной стоимости машины, а с рыночной! Для определения последней используют специальные справочники, и всякие там штучки со ста гривнами здесь не проходят. Возникает естественный вопрос: «Не заставит ли в конце года налоговая служба доплатить недостающий 13-процентный налог всех тех, кто оформлял продажу на бирже и сознательно занизил цену машины?» Что стоит налоговикам взять тот же справочник и найти в нем реальную стоимость автомобиля? И вообще, как относится налоговая служба Украины к тому, что на биржах реальная стоимость автомобиля в договоре о купле-продаже занижается в сотни раз. Ведь такое утаивание доходов ведет к уклонению от уплаты налогов. На нашу просьбу прояснить ситуацию заместитель председателя Государственной налоговой администрации Украины Сергей Лекарь сказал следующее:

-- Намеренное занижение стоимости автомобилей может повлечь за собой определенные негативные последствия в части налогообложения -- вплоть до административных санкций. Ведь такое понятие, как обычные цены, пока еще никто не отменял (обычной ценой, по нормам украинского законодательства, считается цена товаров, работ, услуг, определенная сторонами договора. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен).

Получается, что если налоговая служба страны вплотную займется «стогривенными» контрактами, то людям, сознательно занизившим стоимость своих проданных авто, все же придется заплатить налог с их реальной стоимости (и произойдет это после долгих переписок и препирательств с налоговиками, а возможно, и судебных разбирательств).

540

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів