ПОИСК
Події

«чтобы не умереть с голоду, вася жевал молодые побеги сосновых веток. Но я их есть не смог -- очень невкусно… »

0:00 11 серпня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
Отправившись в лес по грибы, один пастушок вернулся домой через три дня, а второй, преодолев 100 километров, -- спустя три недели!

Теплым летним утром двое приятелей из села Пороги (Ивано-Франковская область) отправились выпасать коров. Для обоих ребят это был не вполне обычный день. Старшему из них, Васе Мосорюку, накануне исполнилось двенадцать лет, а младшему, 10-летнему Игорю Фуфалько, родители впервые доверили самостоятельно выпасать скотину. Пастушки должны были появиться домой в полдень. Но после обеда коровы заученной дорогой вернулись с пастбища, а парнишек и след простыл…

«Ночевать возле камня было холодно и страшно. Я плакал и звал маму… »

-- Увидев у ворот корову, я сердцем почувствовала: случилось беда, -- рассказывает мама Игоря Наталья Николаевна. -- А когда другие пастушки сказали, что ребята ушли в лес по грибы, поняла, что они заблудились. У приятеля -- сына -- Васи дома осталась лишь бабушка, родители уехали на сезонные заработки в Хмельницкую область. На поиски отправилась я вместе с четырьмя старшими детьми. Зовем ребят до хрипоты, а в ответ ни звука. Вернулись домой лишь после трех часов ночи. Уставшие дети быстро уснули, а я места себе не нахожу -- как там мой ребенок, жив ли еще? В наших лесах полно хищников, недавно волки задрали жеребенка возле самого села… Еле дождалась рассвета, разбудила сестру, нескольких родственников -- и снова в лес. Безрезультатно искали детей до обеда, затем сообщили о пропавших в райотдел милиции.

Тут же к поискам исчезнувших ребят подключились около двадцати оперативников Богородчанского РОВД, сотрудники управления по чрезвычайным ситуациям, лесники, егери, местные селяне.

Тем временем Игорь и Вася пробирались через заросли, тщетно пытаясь отыскать дорогу домой.

РЕКЛАМА

-- Мы поняли, что заблудились, когда, возвращаясь с грибами, попали в незнакомое место, — рассказывает Игорь. -- Через несколько часов вышли на дорогу к какому-то лагерю отдыха, но решили туда не заходить. Солнце еще высоко, село, как мы думали, рядом, вот и пошли вдоль дороги. Однако дорога скоро превратилась в тропинку, которая незаметно исчезла среди деревьев. Некоторое время мы шли наугад, а когда лес стал гуще, попытались вернуться к тропинке. И не нашли ее. Пробирались через кусты, заросли, поваленные деревья. Под вечер на одной из полян спугнули четырех оленей. Воду пили из горных ручьев, а есть еще не хотелось. Видели много грибов, но уже не собирали их. Когда начало темнеть. Вася сказал, что придется спать в лесу. Мы нашли устланную мхом ямку возле большого камня, постелили полиэтиленовый кулек и легли. Было холодно и очень страшно, я не мог уснуть и плакал…

Первую ночь в лесу пастушки так и не сомкнули глаз. Дождавшись рассвета, напуганные и голодные, отправились дальше. Ни еды, ни спичек или хотя бы ножика у них не было. Игорь был одет в спортивные брюки, резиновые сапожки, гольф и свитер, а на Васе -- лишь тонкие штанишки, кеды и майка с короткими рукавами.

РЕКЛАМА

-- Утром пошел дождь и стало очень холодно, -- продолжает Игорь.  — — Но когда Вася попросил у меня свитер, я не отказал. Хотелось есть. Вася жевал побеги из сосновых веток, я тоже попробовал, но не смог проглотить -- очень невкусно…

Дети понимали, что родные их разыскивают, но оставить после себя какие-то следы не догадались. Они просто шли наугад, надеясь попасть на дорогу.

РЕКЛАМА

-- На следующий день после исчезновения сына у меня схватило сердце, и я не смогла пойти в горы на его поиски, -- продолжает Наталья Николаевна. -- Собралась с силами и впервые в жизни отправилась к ворожке. Та, разложив карты, сказала: «Ребята живы, один найдется очень скоро, а другой позже, он будет среди людей». Очень хотелось верить этим словам, но они меня не успокоили…

Для переживаний у родных были все основания. За несколько дней до моего приезда в Пороги на местную жительницу, собиравшую в лесу ягоды, напала медведица. Женщина спаслась, забравшись на высокую сосну. В здешних лесах водится много волков и рысей. То, что на ребят не напали хищники, можно считать невероятным везением.

-- Когда стемнело, мы поняли, что снова придется ночевать в лесу, -- говорит Игорь. -- Спать не хотелось, но идти дальше мы не могли : ничего не было видно. Легли с Васей на краю поляны под сосной и попытались уснуть. Было очень страшно, я снова плакал и звал маму…

На следующий день поисками ребят уже занимались спасатели из трех районов Ивано-Франковщины. Милиция задействовала кинологическую службу, об исчезнувших детях сообщили МЧС соседней Закарпатской области. С раннего утра и до одиннадцати ночи около сотни людей с мегафонами прочесывали прилегающие к Порогам леса. Общая площадь, охваченная поисками, превысила полторы тысячи квадратных километров. На третьи сутки в полдень стало известно, что нашелся один из мальчиков.

«Я отчетливо услышал голос бабушки и помчался на него изо всех сил, даже кровь носом пошла. Но голос исчез… »

-- Я проснулся от солнечных лучей и сразу стал будить Васю, -- говорит Игорь. -- Но он лишь повернулся на другой бок и буркнул, что еще поспит. Тогда я решил спуститься с горы сам. Через полчаса вышел на поляну со вскопанными грядками, а еще через несколько минут показалась ограда и деревянный дом…

Игорь набрел на Быстрянское лесничество в соседнем с Богородчанским Рожнятивском районе, что в пятидесяти(!) километрах от Порогов. Лесничий растер мальчика спиртом и дал горячего чаю и еды, после чего тот забылся во сне. А через несколько часов к лесничеству подъехали вызванные милиционеры.

-- Я уже боялась, что никогда не увижу Игоря живым, -- говорит мама Наталья Николаевна. -- Привезли сыночка домой ободранного и худющего. Я обнимаю его, плачу, а он молчит, лишь слезы текут. Потом две ночи не мог спать, все время снились кошмары… Я безгранично благодарна милиции, нашему участковому Михаилу Веркальцу и заместителю начальника Богородчанского РОВД Николаю Волочию, всем людям, которые вернули мне сына…

-- С помощью Игоря мы отследили маршрут ребят в первый день их «путешествия», -- рассказывает замначальника Богородчанского РОВД Николай Волочий. -- Дети вышли на территорию соседнего района к детскому лагерю «Ясень», но вместо того, чтобы пойти по дороге вниз, направились в горы. Не удивительно, что дорога скоро кончилась, и пастушки заблудились. Место второй ночевки обнаружить не удалось, поскольку Игорь очень слабо ориентировался в лесу. В нескольких километрах от Быстрянского лесничества мы наткнулись на детский след, направлявшийся вниз, и сориентировали спасателей в этом направлении. Этот след спутал наши поиски, он оказался не Васин…

Как выяснилось позже, после второй ночевки, когда Игорь совсем случайно вышел к лесничеству, Вася направился в противоположную сторону.

-- Помню, как Игорь будил меня под сосной, -- рассказывает Вася, — — но я не мог подняться, очень хотелось спать. А когда проснулся, его уже не было. Я громко позвал Игоря, и он, кажется, откликнулся, хотя и очень издалека. Я побежал на голос, но скоро его потерял. Тогда пошел наобум. Перед обедом набрел на горный ручей, попил воды и съел несколько молодых сосновых побегов. Пару раз видел оленей, но следов людей не было совсем. Под вечер очень отчетливо услышал голос бабушки: «Вася! Где ты? Отзовись!» Я откликнулся и бежал на этот голос, сколько хватило сил, даже кровь носом пошла. Но голос исчез. А потом стемнело, и я стал искать место для ночевки…

Пастушок забрел в зону карпатского пралеса, где не проводятся даже санитарные рубки. Буреломы здесь сменяют кустарники и многолетние деревья, сквозь листву которых почти не пробиваются солнечные лучи. Пробираться в зарослях очень трудно, а когда ночью скрипят от ветра старые ветки, не по себе становится даже взрослому человеку. Васе пришлось продержаться в этих «джунглях» трое суток.

-- Место, где бродил Вася, представляет собой огромную покрытую лесом глубокую долину, между несколькими горами, -- говорит Николай Волочий. -- Температура здесь даже в середине лета не бывает высокой, а в ту неделю в горах несколько раз шли холодные дожди. На четвертый день поисков мы встретили лесорубов, которые сказали, что накануне в лесу были заморозки. Это известие подействовало на нас удручающе: если ребенок и не попал в зубы хищников, то уж точно замерз или умер с голоду. Но пока теплилась хоть маленькая надежда, мы продолжали поиски.

Худому, словно скелет, мальчику, пастухи предложили овечьего сыра, но он смог проглотить лишь ложку

Через неделю после исчезновения пастушков из Хмельницкой области в Пороги примчалась Васина мама. Несчастная женщина, которой родственники до последнего не отправляли телеграмму, надеясь, что мальчик найдется, теперь каждый день с милицией отправлялась в горы и, сдерживая рыдания, звала сына по мегафону.

-- У меня уже не было сил подниматься в горы, -- рассказывает бабушка Васи Мария Карловна.  — Выйду за село на край леса, позову внука, а затем вернусь домой и плачу. Вася не мог услышать мой голос, он был очень далеко. Эти места у нас гиблые, случается, даже взрослые слышат голоса и долго блуждают в лесу. В селе уже никто не верил, что Вася найдется.

Тем временем обессилевший от голода и холода паренек упорно пробирался сквозь чащу в поисках дороги домой.

-- Воды в лесу много, -- говорит Вася. -- В одном из ущелий я даже наткнулся на снег. Но было очень холодно и постоянно хотелось есть. Три ночи я спал на земле. Соорудить шалаш не умею, а лезть на дерево не хотел, боялся, что сорвусь во сне и полечу вниз. Однажды под утро, почувствовал, как в бок уткнулось что-что теплое и пушистое. Открываю глаза и вижу рядом серый комок. Со страху я вскочил на ноги и бросился бежать, а комок прыгнул в другую сторону. Это был заяц, — — Вася пытается улыбнуться, -- он испугался не меньше меня…

Одежда на пастушке превратилась в лохмотья, а порванные кеды еле держались на ногах. Собрав последние силы, он стал подниматься на гору. Через несколько часов среди стволов деревьев блеснули солнечные лучи — знак, что лес заканчивается. На четвертый день одинокого блуждания (шестые сутки после того, как мальчики ушли из Порогов) Вася вышел на горную полонину и неожиданно услышал удивленный возглас: «Эй, хлопче! Как ты здесь оказался?!»

Вася вышел на полонину Апшица на территории Закарпатской области примерно в ста километрах(!) от Порогов и набрел на пастухов из села Лопухово Тячевского района. Ободранному и худому, как скелет, мальчику, тут же предложили овечьего сыра, но он смог съесть лишь одну ложку. Тогда его отвели в колыбу и дали хорошо отоспаться. Никакой связи с внешним миром на полонине нет. Пастухи спускаются в село лишь раз в несколько недель, поэтому о том, что Вася нашелся, еще две недели никто не знал.

-- В последующие дни так много ел, что даже поправился, -- говорит Вася.

Спустившись в село, пастухи отвезли найденыша в Тячевский райотдел милиции.

-- Я позвонил в Богородчаны, -- рассказывает начальник отдела криминальной милиции по делам несовершеннолетних Тячевского РОВД Роман Палинкаш. -- Жив-здоров, говорю, Вася Моросюк. Присылайте машину. Машина приехала аж после полуночи. Мальчик спал в кабинете дежурного, когда вбежала его мама… Их встречу надо было видеть…

Карпатская «одиссея» пастушка из Порогов длилась три недели и стоила огромных усилий поисковым группам и колоссального нервного напряжения его родным.

-- Меня поразила максимальная самоотдача наших людей, -- говорит замначальника Богородчанского РОВД Николай Волочий.  — В любую погоду с раннего утра до поздней ночи они продолжали поиски. Мы верили до последнего, что дети живы, и сделали все, чтобы они нашлись…

Оба «путешественника» сейчас находятся дома. Но о пережитом рассказывают с большой неохотой. Игоря теперь в лес не заманишь никакими пирогами. А Вася если и отваживается сходить за грибами, то лишь в сопровождении взрослых. Пережитое приключение они запомнят на всю жизнь.

P. S. Автор выражает благодарность Центру общественных связей УМВД в Ивано-Франковской области за содействие в подготовке материала.

311

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів