ПОИСК
Події

Международный газотранспортный консорциум приступает к созданию в закарпатье новой магистрали

0:00 23 січня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
Газопровод Богородчаны -- Ужгород, решение о строительстве которого приняли российский «Газпром» и «Нефтегаз Украины», станет первым участком новой транснациональной газовой магистрали

Газотранспортный консорциум, созданный в 2002 году по инициативе Президентов Украины и России и канцлера Германии, приступит к работе над новой магистралью уже 1 февраля 2004 года, когда начнется проектирование газопровода от Богородчан Ивано-Франковской области до Ужгорода. Новый газопровод длиной 300 километров и мощностью 28 миллиардов кубометров газа в год является первым участком полуторатысячекилометровой магистрали Новопсков -- Ужгород. Строительство магистрального газопровода полностью отвечает национальной стратегии Украины, направленной на повышение роли нашего государства как главной газотранспортной артерии Европы.

Новая магистраль восполнит потерянные объемы транзита

Соглашение о создании консорциума по управлению и развитию украинской газотранспортной системы было подписано в ноябре 2002 года Президентами Украины и России. Впоследствии Леонид Кучма и Владимир Путин неоднократно публично высказывались за необходимость скорейшей реализации подписанных договоренностей. Учитывая стратегическое значение газотранспортной системы, будущий консорциум превратился в одну из самых обсуждаемых тем в Украине. При этом дискуссия велась преимущественно в политической плоскости, хотя основными задачами консорциума были и остаются обеспечение транспортировки газа, а также стабильная и эффективная работа газотранспортной системы страны.

На подготовительном этапе был представлен проект строительства и транспортировки среднеазиатского газа по газопроводу Александров Гай -- Новопсков -- Ужгород. Проектная мощность нефтепровода составит 28 миллиардов кубометров в год. В августе 2003 года Совет участников консорциума поручил НАК «Нефтегаз Украины» и АО «Газпром» разработать уточненное технико-экономическое обоснование проекта строительства, схемы финансирования и расчеты по загрузке нового газопровода.

Как сообщил председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко, газопровод Богородчаны -- Ужгород станет первым участком транснациональной газовой магистрали Александров Гай -- Новопсков -- Ужгород с выходом на словацкую границу. Начало строительства газопровода Новопсков -- Ужгород от западного участка позволит Украине решить еще одну задачу стратегической важности. Мощности газотранспортной системы сегодня оказались недозагружены приблизительно на 25 процентов после того как вступила в строй первая нитка газопровода Ямал -- Европа мощностью 20,4 миллиарда кубометров в год, что переориентировало поставки российского газа в Европу через территорию Беларуси и Польши. Ранее эти объемы газа транспортировались в Европу по газопроводам Торжок -- Долина и Ивацевичи -- Долина, которые берут начало на территории Беларуси.

РЕКЛАМА

В построенный газопровод Богородчаны -- Ужгород предполагается подавать газ из газопроводов Торжок -- Долина и Ивацевичи -- Долина. Таким образом Украина получает возможность транспортировать дополнительные объемы российского газа и укрепить свои позиции страны-транзитера. «Этот вариант позволяет нам в полной мере соблюсти интересы Украины, обеспечив дополнительные ресурсы. Причем в короткие сроки мы начнем реализацию проекта. Протокол мы подписали со своей стороны, российская сторона парафировала и, я думаю, что подпишет», -- сказал Юрий Бойко. Объем инвестиций, которые необходимы для строительства газопровода, Украина и Россия намерены уточнить до 1 февраля. Германия, будучи третьим партнером в консорциуме, получит исчерпывающую информацию о новом проекте. Кроме того, в ближайшее время в Киеве планируется провести украинско-российско-немецкие переговоры по вопросам сотрудничества в рамках газотранспортного консорциума.

Ситуация изменилась к лучшему, когда политика отошла на второй план

Решение о начале строительства газопровода Богородчаны -- Ужгород продемонстрировало, что планы по созданию международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины приобретают конкретное содержание. Нынешнее сотрудничество НАК «Нефтегаз Украины» и АО «Газпром» в рамках создания консорциума выгодно отличается от ситуации 1990-х годов. Тогда Россия отказывалась от участия в совместных проектах, росла задолженность Киева за поставляемые энергоносители. Из-за разногласий с Москвой и возник упомянутый проект «Ямал -- Европа», который лишил Украину существенной доли прибылей от транспортировки топлива.

РЕКЛАМА

Ситуация стала меняться к лучшему, когда проблема транзита газа перешла из политической в экономическую плоскость. Украина нуждается в инвестициях для поддержания газотранспортной системы в рабочем состоянии, а Россия заинтересована в стабильном партнере, при участии которого она сможет прокачивать газ на важнейший европейский рынок. Следует отметить, что в начале года чрезмерная политизация вопроса о поставках газа привела Беларусь на грань энергетического кризиса. Напротив, позитив взаимовыгодного сотрудничества между Москвой и Киевом в газовом вопросе получил очередное подтверждение в последних договоренностях по формированию консорциума.

Вместе с тем будущее консорциума остается одной из самым острых тем дискуссий как в среде политиков, так и в среде экономистов. Серьезную обеспокоенность по поводу условий создания консорциума высказывают представители оппозиции. Время от времени делаются заявления чуть ли не о сдаче газотранспортной системы «северному соседу». Однако реальные договоренности о начале работ по газопроводу Богородчаны -- Ужгород демонстрируют, что формирование консорциума отвечает национальным интересам Украины, поскольку появится реальная перспектива обеспечения значительных дополнительных объемов транспортировки газа. Более того, согласно украинскому законодательству, новые мощности, построенные консорциумом, будут принадлежать нашей стране, что полностью снимет возможные спекуляции в будущем.

РЕКЛАМА

477

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів