Автор проекта здания с «летающей тарелкой», что возле станции метро «лыбедская» в киеве, флориан юрьев, изобрел скрипку новой конструкции
Председатель Ассоциации скрипичных мастеров Украины, 73-летний Флориан Юрьев, поясняет: одной из причин того, что он решился посягнуть на святая святых -- классическую конструкцию скрипки, -- стала современная практика проведения концертов. Их дают в больших залах с 2,5--3 тысячами зрителей. Тогда как Страдивари, Гварнери и другие великие мастера XVII--XVIII веков делали свои инструменты в расчете на небольшие дворцовые залы, где расстояние от музыканта до публики в последнем ряду, как правило, не превышало 20 метров. Не удивительно, что на галерках многих современных концертных залов звук старинных инструментов, какими бы выдающимися они ни были, попросту не слышен.
Скрипка конструкции Юрьева даже внешне отличается от классической
-- Осенью прошлого года в Киеве, в бывшем Октябрьском дворце, выдающийся скрипач Менухин давал концерт на одном из лучших инструментов работы Страдивари, -- говорит председатель Ассоциации скрипичных мастеров Украины Флориан Юрьев. -- Исполнение было безукоризненным, но почти ползала музыку еле слышали -- у старинной скрипки недоставало мощи. Хотя Менухин и приглашал акустиков, которые установили специальные отражатели, призванные донести звук во все части помещения. Даже скрипки Гварнери, самые мощные из старинных, в последних рядах зала Национальной оперы Украины почти не слышны. Хотя акустика там превосходная. Заметьте, практически все скрипки мастеров прошлого ныне переделаны для усиления звука -- натяжение струн на них увеличили в 3,5 раза. Проблему это полностью не решило, а вот качество звучания скрипок ухудшило. Разрабатывая скрипку новой конструкции, я ставил цель не только увеличить ее «громкость», но, прежде всего, расширить возможности инструмента. Дело в том, что старинным скрипкам недостает «красок» для исполнения музыки XX века.
Солист Национальной филармонии, заслуженный артист Украины Герман Сафонов, который 5 февраля впервые даст концерт на скрипке конструкции Флориана Юрьева, рассказал «ФАКТАМ», что его инструмент, сделанный выдающимся итальянским скрипичных дел мастером Матео Гофриллером в 1692 году, превосходен для исполнения классики, например музыки Бетховена, Шуберта, но на музыке XX века старинная скрипка «захлебывается».
-- Это подтолкнуло меня обратиться к Флориану Ильичу, -- говорит Герман Сафонов. -- Он как раз закончил работу над скрипкой, названной в честь выдающегося французского исполнителя XIX века Анри Вьетана. Целый год ушел у нас на доводку инструмента. Мастер несколько раз разбирал его, вносил подсказанные мной изменения. И вот теперь, я считаю, скрипку можно презентовать публике. Для первого концерта я выбрал сонату Шостаковича. Мы ее исполним в дуэте с Еленой Строган, которая будет играть на фортепиано.
Я знаком со многими попытками усовершенствования конструкции классической скрипки, но в основном это новации вроде гибрида с балалайкой. У Юрьева же весьма ценные идеи, которые расширяют возможности инструмента. Впрочем, под конкретные произведения нужно подбирать свою скрипку. Не удивительно поэтому, что у многих исполнителей по нескольку скрипок.
Не вдаваясь в технические подробности изменений, придуманных Флорианом Юрьевым, скажем лишь, что его скрипки даже внешне отличаются от классических: нижняя дека шире верхней, поэтому соединяющие их бока расположены под наклоном. Причем нижняя дека вогнута вовнутрь -- это сделало скрипку гораздо более прочной. Прийти к такому решению Юрьеву помогли его знания профессионального архитектора. На все конструктивные новшества, придуманные Юрьевым, выданы государственные патенты.
Зал в «летающей тарелке» спроектирован так, что в нем можно проводить скрипичные концерты
-- К новаторским решениям я пришел, научившись хорошо делать классические скрипки, -- говорит Флориан Юрьев. -- Я досконально изучил конструкции большого числа инструментов выдающихся мастеров, освоил применявшиеся ими технологические приемы. И думаю, мне сейчас под силу сделать скрипки с тембром инструментов Гварнери, Страдивари, но с более широким диапазоном возможностей. Для этого, кстати, можно использовать даже дерево, заготовленное для мастерской Страдивари -- небольшой запас сохранился до наших дней. Но эта древесина стоит очень дорого и продают ее только мастерам, доказавшим, что они умеют делать инструменты мирового уровня. А обычный набор древесины для изготовления профессиональной скрипки стоит в среднем 500 долларов.
-- Из-за высокой стоимости инструментов я их в Украине не продаю, -- продолжает Флориан Юрьев. -- Лучшим нашим музыкантам преподношу свои скрипки в качестве подарка, а зарабатываю, продавая инструменты на Западе. Звучание каждой моей скрипки индивидуально -- оно созвучно голосу, манере исполнения, музыке тех певцов, исполнителей и композиторов, чьим именем они названы. Например, скрипки «Шуберт», «Гмыря», «Венявский» А поскольку я еще и профессиональный художник, то украшаю инструменты вырезанными из дерева портретами выдающихся музыкантов. А одну из скрипок я посвятил маме. Она была наполовину тунгуска, наполовину украинка. Моя мама знала много украинских песен, некоторые пела мне в детстве. С «голосом», созвучным лирическим украинским народным песням, я и сделал скрипку, посвященную матери. Мой дед -- тунгус -- принадлежал к императорскому роду. Дело в том, что одна из династий китайских императоров была основана тунгусом. Мой дед как раз был одним из его потомков. Он тоже играл на скрипке, точнее, на ее восточном варианте -- сямисене. Нижняя дека была сделана из воздушного пузыря стерляди.
Флориан Юрьев вырос в Сибири, в одном из лагерей, заключенными которого были представители чуждых советской власти классов. Однако проведенные в нем годы Юрьев вспоминает с теплотой:
-- Там было элитарное общество -- ученые, музыканты, литераторы, священники. Под влиянием этих людей даже охранники становились мягче и терпимее. Моими учителями были образованнейшие люди, а любили меня все, включая охрану и лагерных собак. Мой отец был скрипачом, а я начинал с игры на альте. Инструменты мне попадались посредственные, вот я и начал работать над их совершенствованием. Первое новшество в свой альт я внес в 1947 году.
После войны Юрьев получил несколько высших образований. Сделал карьеру архитектора -- в частности, был руководителем проектов известных в Киеве зданий с «летающей тарелкой» на Лыбедской площади и станции метро «Крещатик». Кстати, зал, расположенный в «тарелке», спроектирован так, что в нем можно давать скрипичные концерты -- там отличная акустика.
1368Читайте нас у Facebook