ПОИСК

Чтобы остановить внутреннее кровотечение у 8-летнего егора, упавшего с велосипеда, врачам пришлось вложить в его живот… Три метра марли

0:00 23 липня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
После операции у ребенка осталась лишь пятая часть печени, но хирурги уверяют, что со временем орган восстановится и будет полностью выполнять свои функции

За месяц восьмилетний Егор, житель Кривого Рога, перенес пять операций. Трудно поверить, но это понадобилось после обычного падения с велосипеда!

-- Когда я катался, переднее колесо попало на мокрый песок и резко повернуло в сторону, -- вспоминает день происшествия Егор. -- Я не смог его выпрямить и свалился. Падая, сильно ударился животом о руль…

-- Полгода назад сын увлекся велоспортом, -- говорит мама мальчика Наталья. -- Он и раньше падал, не только с велосипеда -- очень шустрый и любознательный. Да и кто из детей не падает? Но вернувшись с тренировки в тот день, сын был очень бледен и жаловался на сильную боль в животе. В больнице УЗИ выявило гематому на печени. Врачи решили понаблюдать Егора. И они, и мы с мужем были уверены: через пару дней все будет нормально. Но гематома лопнула, началось внутреннее кровотечение.

Криворожские врачи трижды делали Егору операцию -- ушивали печень, надеясь, что кровотечение прекратится. Оно затихало, но ненадолго. Во время третьего вмешательства хирурги плотно обложили поврежденный орган тремя метрами марли, после чего отправили Егора в столичный Институт хирургии и трансплантологии.

РЕКЛАМА

-- Наши коллеги в Кривом Роге все сделали правильно, -- говорит главный научный сотрудник отдела трансплантации и хирургии печени Института хирургии и трансплантологии АМН Украины доктор медицинских наук Олег Котенко. -- Внутрибрюшное кровотечение важно остановить как можно быстрее. У Егора печень буквально разорвалась, некоторые ее участки начали отмирать, развилось воспаление. Криворожские врачи позвонили нам, чтобы проконсультироваться. Совместно мы решили перевести ребенка в Киев и срочно сделали ему операцию. Вынули из брюшной полости три метра марлевых тампонов, которые сдерживали кровотечение, и удалили поврежденный сегмент печени. У Егора после операции осталась всего лишь пятая часть этого органа. Но со временем она увеличится в размерах, будет нормально выполнять свои функции.

«Хочется съесть хоть маленький кусочек помидора»

Вместе с Егором в больнице постоянно находится его мама. Папа при первой же возможности проведывает сынишку в Киеве. А для бабушки сняли в столице квартиру, и она каждый день утром спешит в палату к внуку.

РЕКЛАМА

-- Конечно, мы все стараемся не раскисать, чтобы не расстраивать Егора, -- говорит Наталья. -- Ему и так столько пришлось вынести за последний месяц!.. Правда, держался он мужественно, редко когда позволял себе заплакать.

У Егора все еще стоит в носу трубочка. Через нее в желудок мальчика вводят специальную послеоперационную смесь.

РЕКЛАМА

-- Эту трубочку мы называем хоботком, -- говорит Наталья. -- После удаления части печени сыну назначили щадящую диету. Ему нельзя жареного, молочного. Овощи и фрукты тоже под запретом.

-- А так хочется съесть хоть маленький кусочек помидорчика, -- жалобно добавляет Егор.

-- Мы иногда рискуем, даем немножко «запретных» продуктов, -- продолжает Наталья. -- Пока их дефицит восполняет смесь, насыщенная витаминами и микроэлементами. Но она не очень приятна на вкус, поэтому вводим ее Егору прямо в желудок.

Родители мальчика, устав от постоянного чувства тревоги, не покидающего их в последний месяц, тем не менее не торопят врачей с выпиской. Ведь после четырех операций на печени Егору понадобилась еще одна.

-- Как-то прибегает ко мне бабушка Егора со словами: «У внука рвота. Может, это из-за малины, которую я ему дала?» -- рассказывает Олег Котенко. -- Малина была ни при чем. После операций у ребенка образовалось множество спаек, которые привели к непроходимости кишечника, началось воспаление. Честно говоря, мне не хотелось верить, что у Егора вновь появились проблемы. Ведь чем больше вмешательств человек перенес, тем сложнее его оперировать -- много шрамов, рубцов… Чтобы в дальнейшем у мальчика не возникали подобные осложнения, мы ввели в его кишечник специальный зонд, который потом удалим. Надеюсь, больше неожиданностей с Егором у нас не будет.

Чтобы нечаянно не задеть швы, Егор носит поддерживающий бандаж. Пока родители даже мысли не допускают, что сын снова сядет на велосипед.

-- Когда Егору делают перевязки, он клятвенно заверяет медсестер, что заниматься велоспортом не будет, -- говорит Наталья. -- Но как только неприятная процедура остается позади, вновь мечтает о карьере велогонщика.

«Неглубокие раны на печени затягиваются сами»

Когда Егор был еще слишком слаб, его вывозили на прогулку в коляске. Он не раз просил маму пустить коляску по ступеням вниз: «Ты разгони меня и отпусти. Здорово будет!»

-- А что? Я на велосипеде постоянно со ступенек катался, -- говорит Егор. -- Правда, этого лучше не делать -- велосипед может не выдержать.

-- Я куплю тебе трехколесный, привяжу к нему веревочку, и только так буду тебя возить! -- пообещала сыну мама.

-- В сентябре сын пойдет в третий класс, -- говорит отец мальчика Сергей. -- Но в школе его могут ненароком ударить в живот, толкнуть -- мальчишки все время устраивают потасовки. Поэтому придется, наверное, договариваться с учителем о домашнем обучении. Егор очень любит футбол. Думали в этом году отдать его в специальную школу при команде «Кривбасс». Но мечтам, видимо, не сбыться. Мы не грустим по этому поводу -- главное, что наш сын жив.

-- При массивных травмах печени не каждый хирург решится выполнить операцию -- очень сложно в таком случае спасти человека, -- объясняет Олег Котенко. -- Хирурги в областных и районных больницах могут оказать первую помощь. Но для удаления части печени и работы с сосудами в этой области человеческого организма требуется опыт, которым владеют не все. Травмы печени, особенно у детей, чаще всего связаны с опухолью. Она может долгое время не давать о себе знать. Но если ребенка ударили в живот мячом или он упал плашмя, опухолевая ткань лопается. В таком случае мы удаляем ее вместе с частью печени. Если же опухоли нет, удар в живот был не сильным, травма печени небольшая, нет глубоких разрывов, удалять орган не нужно, рану следует лишь ушить.

-- В Украине хирургия печени только начала развиваться, -- говорит директор Института хирургии и трансплантологии АМН Украины Валерий Саенко. -- В середине мая в нашей клинике на конференции побывали 300 врачей со всей Украины. Мы рассказывали о новых методиках лечения, операциях на печени. Для многих было открытием, что даже при воспалениях брюшной полости (перитоните), гнойных осложнениях, которые развиваются из-за сильного внутреннего кровотечения, можно спасти жизнь пациенту. Важно только не упустить время.

1567

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів