23-летний горняк алексей сергиенко с поломанной ногой то полз, то бежал(! ) из опасной зоны практически вслепую
Вчера хоронили горняков, погибших на шахте «Краснолиманская» во время взрыва метано-воздушной смеси и последовавшего за ним пожара. Во время взрыва на участке находились 48 шахтеров. 12 из них благополучно выбрались на поверхность, тела 31 горняка подняты из шахты и практически все опознаны. Судьба пятерых остается неизвестной
Ударная волна травмировала горняка достаточно далеко от места взрыва
Как выяснилось на сегодняшний день, трое из двенадцати горняков, которым удалось самостоятельно подняться на поверхность, травмированы. Сразу после аварии с черепно-мозговой травмой и переломом лодыжки был доставлен в Центрально-городскую больницу города Димитрова 23-летний машинист подземных установок Алексей Сергиенко. Спустя сутки после взрыва в Донецкую областную больницу профзаболеваний поступили с закрытыми черепно-мозговыми травмами и подозрением на отравление газо-воздушной смесью 45-летний горнорабочий очистного забоя Сергей Корниенко и 23-летний электрослесарь Андрей Кадашов. Сейчас состояние всех троих пострадавших оценивается как стабильно удовлетворительное.
Алексей Сергиенко был первым, кто поступил в больницу после взрыва на шахте «Краснолиманская». И первым, кого в больнице посетил премьер-министр Украины Виктор Янукович. «Я хочу узнать, как все происходило», -- заявил Виктор Янукович представителям прессы перед тем как навестил одного из очевидцев страшного события. Их беседа проходила тет-а-тет.
Алеша отдыхал после процедур, а у его постели дежурила мама.
-- Никогда еще со мной такого не было, -- говорит мама молодого шахтера Екатерина Сергиенко о событиях ночи 19 июля. -- Только прилегла, как то ли приснилось мне, то ли пригрезилось, что прямо перед моими глазами колышутся ветки плакучей ивы. Очнулась в два часа ночи, когда прибежала старшая дочь: ей по телефону сообщили, что на участке, где работает сын, произошел взрыв, и Алеша попал в больницу. Дочка и невестка (Алексей женился в декабре прошлого года) сразу же уехали в Димитров. Я отправилась следом.
Для матери травма сына поначалу была шоком. Алексей всего полтора года работает на шахте, и никаких травм до этого у него не было. По словам Екатерины Федоровны, с пяти лет сын никогда в больницу не попадал и вообще практически не болел! А теперь лежит с загипсованной ногой, к тому же врач сказал, что у него черепно-мозговая травма.
-- Сергиенко доставили к нам в 22. 55 в день взрыва на машине военизированной горноспасательной службы. На носилках, но он был в сознании, -- рассказал «ФАКТАМ» Станислав Юрченко, заведующий отделением травматологии Центрально-городской больницы города Димитрова. -- Пациента осмотрели травматолог, невропатолог, хирург, терапевт. Ему сделали рентгеновские снимки, затем поставили диагноз и назначили лечение.
Алексея травмировала ударная волна достаточно далеко от места взрыва. Горняк упал, на короткое время потерял сознание, а потом стал выбираться наверх. Сколько парень прошел по наклонному стволу -- он сам не знает. Но как же он шел с поломанной лодыжкой?!
-- Когда я приехала в больницу, Алеша все еще находился в состоянии шока, -- рассказывает мать горняка. -- Видно, наглотался газа и дыма. Он настойчиво требовал, чтобы мы забрали его домой. Сын рассказал мне, что когда очнулся, после того, как его сбило взрывной волной, то в темноте нащупал коногонку, но включив ее, понял, что лампа в такой ситуации ему не поможет
Свет от шахтерского светильника едва прорезал (сантиметров на 10--20) смрадный туман. Свежая струя воздуха от взрыва «перевернулась» и уже не могла служить ориентиром для направления к выходу. В шоке, не чувствуя боли в поломанной ноге, Алексей то полз, то бежал(!), то шел, перебирая руками по трубе оросительной системы. Сколько это продолжалось -- парень сказать не может. Но подсознание шахтера сработало на «отлично» -- он понимал, что надо спешить. Недалеко от ствола Алексей встретил ребят из своей смены, и те помогли ему добраться до ствола. Сам он к тому времени уже ничего не видел забитыми пылью глазами. Возле клети Алеше помог «прозреть» его тесть, который тщательно вымыл парню лицо и глаза.
Отец Лешиной супруги работает на одном участке с зятем (на буровых установках) Когда случилось ЧП, он как раз спустился в подземку, но из-за аварии дальше клети его смена не пошла.
-- Это уже третий случай, когда фортуна улыбнулась моему свату, -- продолжает Екатерина Сергиенко. -- Однажды он выносил товарища с аварийного участка, теперь с зятем на-гора поднимался. А еще выходил как раз в смену, когда 21 января 2001 года на шахте «Краснолиманская» случился выброс рудничного газа и пожар. Тогда погибли девять шахтеров, но мой сват находился далеко от места аварии. В общем, нам повезло.
Семья Алексея Сергиенко самая что ни на есть шахтерская. Не только тесть, но и мама Алеши работает на шахте «Красноармейская-Западная» в родном городе Красноармейске (в отделе теплоснабжения), его жена Вика трудится там же, поваром на пищеблоке. Шахты перспективные, заработок стабильный.
Радость Екатерины Сергиенко за оставшихся в живых сына и тестя, что называется со слезами на глазах. Ведь парень, который успел сменить ее сына, погиб. Поэтому о ЧП на шахте сам Алексей вспоминает неохотно.
-- Погибший шахтер -- мой тезка, Алексей из Димитрова (речь идет об Алексее Сырчине. -- Авт. ). Он сменил меня и погиб, теперь осталась сиротой его маленькая дочка -- Алексей Сергиенко отворачивается к стене, давая понять, что больше не может говорить.
За три дня до гибели у горняка Евгения Грабовского родилась дочь
Да, везение шахтерской семьи Алексея Сергиенко и одиннадцати его товарищей, которым удалось выбраться живыми после взрыва практически самостоятельно, переоценить трудно. Особенно, когда стоишь на шахтном дворе, на который с Западного ствола «Краснолиманской» (именно оттуда поднимали тела погибших) тянет гарью подземного пожара. Здесь в этот день нет случайных прохожих -- только те, кто приехал на смену поддерживать режим жизни на шахте. Это необходимо в любой ситуации. И еще те, кто ждет вестей из подземки о судьбе своих родных и близких. Да еще спасатели, правоохранители, члены комиссий по расследованию причин ЧП и оказанию помощи пострадавшим, руководители города и области, правительственные мужи. В такой день увидеть хоть и небольшой «состав» Кабинета Министров прямо у здания шахтного административно-хозяйственного комплекса можно запросто! В нарядных дежурят врачи, чтобы вовремя оказать помощь тем, кому предстоит узнать о страшной утрате.
У Екатерины и Василия Грабовских до самого вечера 20 июля теплилась надежда, что их 24-летний сын Евгений жив.
-- Шахта -- место непредсказуемое, -- рассуждал относительно спокойно утром, когда тело его сына еще не было найдено, отец Жени Василий Грабовский о подземных авариях. -- Я стволовым на шахте имени Стаханова (Димитров) работаю уже 26 лет. Всякое бывало. Правда, я в подобные ситуации никогда не попадал. Жена тоже работает на шахте, рукоятчицей. Может, с Женей все обойдется
Увы, не обошлось Супругам Грабовским пришлось не только самим справляться с невыносимой болью, а еще и сообщить о случившемся невестке, которая находится в роддоме.
-- У них уже есть сын -- четырехлетний Олежка, а новорожденную дочку Света, невестка моя, собиралась в честь Жени Евгенией назвать, -- плачет мать Жени, Екатерина Грабовская. -- Такие роды были трудные, кесарево сечение делали. Как ей теперь сказать?!
Дочь у Евгения появилась на свет 16 июля. А 20 утром, не успела Катерина доехать со смены домой, как мама Светланы сообщила ей, что на участке произошло ЧП.
-- Сваха пошла Женю с работы встречать, хотела с ним в роддом сходить, -- вспоминает Екатерина Грабовская. -- Но среди вышедших со второй смены шахтеров Жени не было, хотя он горнорабочий очистного забоя и должен был в числе первых подняться. Она сразу поняла, что дело серьезное. Тут же узнала, что на его участке произошел взрыв. Я домой бросилась, а муж уже ждал меня, чтобы ехать на «Краснолиманскую» -- ему наши родственники из Красноармейска сообщили о беде
У землячки Грабовских, Ларисы Остапенко, в доме сразу два гроба -- взрыв унес жизни ее мужа, машиниста горновыемочных машин 44-летнего Александра Остапенко, и старшего сына Романа, который работал подземным горнорабочим на одном участке с отцом. Роману 26 июля исполнился бы только 21 год! Осталась Лариса одна с десятилетним сыном.
Двойная трагедия и в семье Булмасовых: 46-летний горнорабочий очистного забоя Владимир и его 35-летний брат Юрий тоже погибли. У обоих по двое детей. Дети младшего брата несовершеннолетние.
30 погибших шахтеров (из 31), которых спасатели уже успели поднять на поверхность, опознаны. Немногословные спасатели говорят, что некоторых опознать было нелегко
Хоронить шахтеров будут два дня. Вчера Степное кладбище в Димитрове приняло 18 погибших, сегодня на других кладбищах будут похоронены еще 13.
Пожар на шахте ликвидирован
В среду вечером пожар на «Краснолиманской» был уже практически ликвидирован. К полуночи 21 июля горноспасатели произвели первую разведку в аварийной зоне. Туда же прибудет группа экспертов, чтобы уточнить причины аварии. Подтопление лавы прекращено, аварийный участок охлаждают жидким азотом. Пламя, которое бушевало на площади в 50 тысяч кубометров, благодаря продуманному плану ликвидации аварии удалось потушить в запланированные сроки. По предварительным данным, убытки шахты с учетом восстановительных работ составили около 20 миллионов гривен. Пока добыча угля в шахте и проходческие работы не возобновлены.
Помощь от государства семьям погибших уже поступила в полном объеме. Общая сумма компенсаций составляет около 6 миллионов гривен. Выделит деньги и само предприятие. Миллион гривен семьям погибших перечислил футбольный клуб «Шахтер». Игроки и тренеры, а также президент клуба Ринат Ахметов выразили соболезнование родственникам и коллективу шахты. «Не раз футболисты «Шахтера» встречались с болельщиками-горняками, бывали на шахтах и видели, сколь труден и опасен труд шахтеров», -- подчеркивается в сообщении пресс-службы клуба.
В адрес национального фонда «Украина -- детям» постоянно поступает благотворительная помощь -- лекарственные препараты, постельное белье, одежда. Все это передается семьям погибших. Фонд обращается ко всем небезразличным к чужому горю с просьбой поддержать его инициативу и оказать поддержку семьям горняков, потерявших кормильцев в результате аварии на шахте «Краснолиманская».
Траур в Донецкой области будет длиться до субботы.
384Читайте нас у Facebook