Чтобы погасить долги черноморского морского пароходства, бизнесмены взяли в банках более 11 миллионов долларов кредита и Присвоили деньги
О государственном судоходном концерне «Черноморское морское пароходство» (ГСК ЧМП) -- до недавнего одной из старейших и крупнейших в мире морских компаний -- можно рассказывать много. Для этого не хватит не то что газетной площади, а и нескольких томов. Печально, но от некогда престижной компании, ежегодно приносившей государству чистый доход в сотни миллионов долларов, остались рожки да ножки. Из более 300 судов разнообразных типов и назначений в распоряжении ГСК ЧМП нынче числится четыре. Это с учетом прогулочных катеров.
По оценкам опытных экспертов, многие грузовые суда «пущены с молотка» только потому, что так было кому-то выгодно. Классных теплоходов держава лишилась из-за недальновидности, нерасторопности, а то и просто непорядочности отдельных чиновников
«Это история грандиозной аферы!»
Прокуратуру заинтересовали некий «пул кредиторов» ГСК ЧМП и личность бизнесмена, присвоившего, как выяснилось, не только огромные суммы в инвалюте, но и имущество пароходства. Однако бизнесмен внезапно скончался. Следователям прокуратуры Одесской области удалось достоверно установить: «покойный», оказывается, жив и здоров!
Скромные похороны, могилка без креста, без памятной таблички на одном из столичных кладбищ, некрологи в газетах Так для всех, кто его знал, окончил жизнь Георгий (имя фигуранта по уголовному делу изменено в интересах следствия. -- Авт. ) -- руководитель одного из крупных одесских концернов, он же генеральный директор весьма успешной туристической фирмы. Безвременную кончину бизнесмена подтверждали официальные документы: медицинская справка с подписью врача, констатирующего смерть, свидетельство о кончине. Когда следователь прокуратуры Одесской области добился эксгумации тела, многоопытные судебно-медицинские эксперты усмехались: дескать, человеку делать нечего, мается дурью!
-- Когда приехали на кладбище и стали выкапывать гроб, эксперт сказала: «Могу поспорить, что там останки умершего», -- вспоминает Виталий Заперченко, старший следователь Одесской областной прокуратуры. -- Я ответил, что в таком случае готов поспорить на шоколадку. Шоколадку для дамы-эксперта покупать не пришлось -- вскрытый гроб был заполнен землей.
-- Это история грандиозной аферы, в центре которой оказался так называемый пул кредиторов, -- рассказал «ФАКТАМ» прокурор Одесской области Михаил Гаврилюк. -- Этот пул создали якобы для погашения долгов ГСК ЧМП перед госбюджетом, которые к марту 1997 года составляли более 50 миллионов гривен. С этой целью между должником и группой зарегистрированных в Одессе совместных предприятий, а также двумя кипрскими компаниями было составлено соглашение «О способе погашения долга ГСК ЧМП перед бюджетами всех уровней».
Согласно этому документу, кредиторы (их прибыль должна была поступать в общий фонд и распределяться пропорционально между участниками пула в оговоренной пропорции) обязались погашать долги вместо пароходства. Но при условии получения от ГСК ЧМП в бесплатную пятилетнюю аренду пяти крупнотоннажных черноморских теплоходов, в числе которых -- океанские пассажирские лайнеры «Украина» и «Аркадия». Оба корабля -- большие, комфортабельные и одни из самых современных на флоте ГСК ЧМП. Совершая кругосветные плавания, они заходили во многие порты мира, пользовались отличной репутацией у разных туроператоров.
«Бизнесмены набивали собственные карманы деньгами из полученных в банках кредитов»
Предприятия -- участники пула для «спонсирования» Черноморского пароходства взяли в ряде банков солидные кредиты на общую сумму более 11 миллионов долларов США. Своевременно не возвращенные, эти кредиты, по условиям заключенного с ГСК ЧМП соглашения (в части возвращения процентных ставок) еще более увеличивали сумму долга пароходства.
-- Следователи досконально проверили все документы, предоставленные должностными лицами предприятий пула кредиторов в ГСК ЧМП и банковские учреждения, -- продолжает Михаил Гаврилюк. -- Установили также лиц, которые контролировали деятельность всех входящих в пул предприятий.
Проверка достоверности документации, составленной иностранными компаниями и банками, осложнялась не только их месторасположением -- за пределами Украины, но и исключительностью процедуры снятия банковской тайны.
Тщательная подготовка и обоснованные ходатайства, направленные следствием в зарубежные инстанции, позволили наладить обратную связь. Правоохранительные органы Греции и Кипра, к примеру, обратились в Генеральную прокуратуру Украины с предложениями командировать в эти страны сотрудников нашей прокуратуры. Украинские следователи получили возможность участвовать в судебных разбирательствах по процедуре снятия банковской тайны со счетов оффшорных компаний, присутствовать на допросах отдельных лиц, узнать о движении денежных средств, о распорядителях банковских счетов
Вот тогда-то президент, генеральный директор, «отец-основатель» пула, почуял, что «пахнет жареным», и решил умереть.
-- В ходе расследования установлено, что все предприятия и кипрские компании пула кредиторов были подконтрольны одному человеку -- гражданину Украины. Тому самому Георгию, -- констатирует Виталий Заперченко. -- Именно он сколотил преступную группу из числа руководителей этих предприятий. Под видом погашения принятых от ГСК ЧМП долговых обязательств бизнесмены набивали собственные карманы деньгами из полученных в банках кредитов. При помощи поддельных документов они присвоили 4,2 миллиона долларов взятого кредита в АКБ «Укрсоцбанк» на ремонт океанских пассажирских лайнеров «Леонид Собинов» и «Аркадия».
В ходе следствия установлено: получив в аренду «Украину» и «Аркадию» и используя поддельную документацию, мошенники в начале 1998 года выставили эти теплоходы в качестве залога в пользу Эстонского кредитного банка и кредитной компании США. За этот счет Георгий обогатился еще на 6,8 миллиона долларов.
Невозвращение кредита привело к аресту в США и отчуждению по решению американского суда государственного имущества Украины -- теплохода «Аркадия» в пользу кредитора.
Интересы государства удалось защитить
Правоохранители и сотрудники Минтранса Украины благодаря полученной следователями информации и документам смогли выиграть в 2003 году судебный процесс по отчуждению второго лайнера -- «Украина». Сейчас теплоход совершает плавания под эгидой отечественного Минтранса, и уже принес государству свыше миллиона долларов прибыли.
-- Любопытно, что созданный для ликвидации долгов ГСК ЧМП пул кредиторов, его фактический руководитель делали все возможное, чтобы ввергнуть пароходство во все новые необоснованные долги, -- заключает Михаил Гаврилюк. -- Делалось это исключительно для того, чтобы затруднить выход пароходства из кризиса, а затем признать его банкротом.
Принятыми следствием мерами удалось защитить интересы государства: сняты безосновательные долговые обязательства ГСК ЧМП перед украинскими и иностранными кредиторами на сумму более четырех миллионов долларов и почти 12 миллионов гривен.
Для возмещения убытков «Укрсоцбанку» следователи наложили арест на принадлежавшее Георгию недвижимое имущество -- 1,4 миллиона долларов. По решению Хозяйственного суда Одесской области это имущество передано банку.
Георгий с помощью родственников имитировал собственную смерть и погребение на одном из кладбищ. Однако проведенная эксгумация подтвердила: тело «безвременно усопшего» в гробу отсутствует. Георгий -- основной фигурант по завершенному расследованием уголовному делу -- объявлен в международный розыск. Им занимается Интерпол. В качестве обвиняемых по делу проходят руководители крупных фирм и компаний. Степень участия и виновности каждого из них определит суд.
В прокуратуре Одесской области «ФАКТАМ» сообщили: следователи, проявившие высокий профессионализм при раскрытии и расследовании запутанного «клубка» преступлений -- старший советник юстиции Игорь Гандзий, младшие советники юстиции Виталий Заперченко и Александр Ноздрин -- представлены к поощрению.
356Читайте нас у Facebook