Виталий масол: «после чернобыльской катастрофы первый заместитель председателя совета министров ссср гейдар алиев старался идти на максимальные уступки украине»
На одном их партийных форумов Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев похвалил работу азербайджанских коммунистов: «Да, широко сегодня шагает Азербайджан!» Успехами своего народа по праву гордился Гейдар Алиев, который в 1969--1982 годах возглавлял партийную организацию республики. Затем с легкой руки Леонида Ильича азербайджанский лидер был переведен в Москву, где до 1987 года занимал пост первого заместителя председателя Совета Министров СССР.
О своей работе с Гейдаром Алиевым в советские времена вспоминает бывший председатель Госплана УССР и председатель Совета Министров республики Виталий Масол:
-- С Гейдаром Алиевым мы встречались только на съездах и пленумах ЦК КПСС, -- рассказывает Виталий Масол, -- а ближе познакомились, когда он стал работать в Москве в правительстве. Тогда мне, как председателю Госплана республики, а позже -- председателю Совета Министров УССР, приходилось улаживать с ним проблемы, связанные с Украиной. Первый зампред Совета Министров СССР очень внимательно относился к интересам нашей республики. Когда в союзном Госплане говорили, что у них нет дополнительных средств для Украины на решение того или иного социального вопроса, мы обращались с письмом на имя председателя Совета Министров СССР, который и поручал Гейдару Алиеву рассматривать наши вопросы.
Украинских представителей Гейдар Алиев всегда принимал с радушием, любил обстоятельно обсуждать детали. Мы с ним вечно спорили по одному вопросу -- союзный руководитель настаивал, чтобы школы обязательно вводились в строй до 1 июля. Я же возражал: «Гейдар Алиевич, все равно часть школ будет вводиться и во втором полугодии, поэтому нельзя весь ввод планировать на первую половину года». Можно сказать, что в этом вопросе Гейдар Алиев максимально завышал планку, но тем не менее мы старались найти компромиссное решение.
Повышенное внимание Гейдар Алиев уделял Украине после Чернобыльской катастрофы: нам выделялись дополнительные средства на строительство жилья для пострадавших и снижались поставки в союзный фонд.
-- С приходом к власти Михаила Горбачева у Гейдара Алиева начались неприятности. Он пытался объясниться, -- продолжает Виталий Масол. -- Я был очевидцем, как на одном из Пленумов член Политбюро ЦК КПСС Алиев вставал и подходил к столу президиума с просьбой предоставить ему слово. Но председательствующий на заседании секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев слова ему не давал. В какой-то степени Михаил Сергеевич Гейдара Алиева зажимал, потом его освободили от занимаемой должности и вывели из всех руководящих структур. По-моему мнению, с Горбачевым могли сработаться только подхалимы, смотрящие ему в рот. Знаете, есть такие люди, которые любят сверкать на сером фоне. А Гейдар Алиев был на голову выше Михаила Горбачева и как человек, и как профессионал.
Во время работы в Москве у Гейдара Алиева умерла супруга -- академик Академии наук Азербайджана Зарифа Алиева, и он в последние годы жил один. Гейдар Алиевич старался избегать разговоров на эту, очень болезненную для него тему, и я хорошо его понимаю -- сам потерял жену и знаю это состояние
Зарифа Алиева скончалась после тяжелой болезни в апреле 1985 года. Она знала, что умирает, но смерти не боялась. Лишь переживала за тех, кого оставляла в этом мире -- мужа, детей Севиль и Ильхама, внуков. Профессор Зарифа Алиева стала первой в СССР ученой-женщиной, удостоенной высшей награды в области офтальмологии -- премии Академии медицинских наук имени Авербаха. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Через 18 лет, в декабре 2003 года скончался Гейдар Алиев. После смерти жены он вернулся в Азербайджан, стал президентом независимой страны, которой сейчас руководит их сын Ильхам Алиев.
460Читайте нас у Facebook