Обладательница черного пояса по айкидо 76-летняя евгения добшинская: «удивляет, что меня называют бабушкой. Почему? Бабушкой я буду лет через тридцать! »
10 лет назад в Киевский дворец спорта пришла женщина лет шестидесяти пяти с намерением записаться в секцию айкидо. Озадаченно посмотрев на пенсионерку, тренер Алексей Кудрявцев хмыкнул: «Ну, ваш возраст!.. » -- «А вы не смотрите на возраст! Получится -- получится, не получится -- не получится!» Бабушка оказалась еще та! Она тренировалась так, что трещали косточки, и вскоре могла уложить на лопатки любого противника, какого бы возраста и сложения он ни был.
Впрочем, знающие ее люди удивлялись мало. Чего еще ждать от Женечки, если она в двадцать лет взяла самые высокие горные вершины, в тридцать занялась лыжами и тут же одолела Чегет в Приэльбрусье на Кавказе, а в шестьдесят записалась на теннис? С 76-летней Евгенией Викторовной Добшинской, которая сегодня является единственной в Украине обладательницей черного пояса по айкидо, полученного в столь почтенном возрасте, встретилась корреспондент «ФАКТОВ».
«В горах три шага сделал -- и уже одышка. Там было не до секса!»
-- Евгения Викторовна, говорят, вы дружите со спортом с младых ногтей. Долго занимались альпинизмом, вплоть до развала Союза. И ушли из этого вида спорта только тогда, когда на Кавказе вашу туристическую группу чуть не обстреляли
-- Да, многие знают этот эпизод Родные потом шутили, что нашу маму от занятий спортом могут удержать только выстрелы!
-- А когда вы в первый раз поднялись в горы, страшно было?
-- Не страшно -- любопытно! Нас пугали, что на высоте наступает кислородный голод и начинается горная болезнь. У кого-то появляется головная боль, кого-то «прорывает» и он говорит-говорит без умолку, кто-то не чувствует вкуса продуктов, и еда кажется безвкусной, как мыло. Мы взяли с собой сыр, хлеб, колбасу, чтобы проверить это на себе. Взошли на вершину, я попробовала еду -- ничего подобного! Сыр как сыр, хлеб как хлеб, «сало как сало»!
-- А как лично на вас отразилась горная болезнь?
-- Да никак! «Тормоза» у меня не отказывали, как у других. Кстати, не всегда кислородное голодание -- это вред. На Эльбрусе, где мы часто совершали восхождения, был филиал какой-то психоневрологической больницы. Пациенты в пижамах свободно разгуливали по горам. Это какой-то известный киевский профессор исследовал, как кислородное голодание действует на психику и умственные способности людей. И пришел к выводу, что при некоторых болезнях оно даже помогает!
-- Скажите, а любовь между альпинистами случалась?
-- А как же! Я со своим будущим мужем познакомилась в горах.
-- Психологи считают, что экстремальная ситуация, пережитая мужчиной и женщиной вместе, невероятно сближает физически.
-- Секса у нас не было! Вам это трудно понять, потому что вы не ходили с рюкзаком 20 килограммов за спиной на высоту больше тысячи метров. Что такое альпинизм? Это поднятие невероятных тяжестей на невероятную высоту. Каждое движение нужно делать с большим усилием воли. Три раза ступил -- и уже одышка. Тут не до секса! Все стараются поберечь силы для подъема и спуска. Если человек дошел до вершины, его первая мысль о том, чтобы спуститься вниз в здравом теле и уме.
-- А зачем вы на лыжи встали? Вам мало было альпинизма? Или искали адреналин?
-- Это вы, молодые, сейчас ищете адреналин. В наши годы это называлось романтикой. Мне хотелось попробовать что-то новое. А в пятидесятые годы еще не были оборудованы лыжные курорты, да и лыжи были деревянные, неокантованные. На них очень трудно делать повороты. Но даже катаясь на таких лыжах, я испытывала неописуемое удовольствие. В первый раз выехала в горы, на Чегет, в начале шестидесятых. С тех пор стараюсь выезжать каждый год. В последний раз была в Польше, в Закопане. У нас в Украине отдыхаю в Славском, катаюсь на горе Тростян.
-- Так на Тростяне убиться ж можно!
-- У меня все обошлось без переломов и травм. Существовала только одна проблема -- не было компании. Со мной раньше в горы ездили дети, сейчас они заняты. Муж умер, а старые друзья, когда я их зову в горы, говорят: «Женя, ты сумасшедшая! В нашем возрасте?.. »
«Боли я не чувствую. Во время занятий партнер часто говорит: «Викторовна, это хрустят ваши косточки!»
-- Евгения Викторовна, зачем вам в 66 лет понадобилось боевое искусство? На вас нападали? Пытались ограбить?
-- Бог миловал. Просто увидела как-то по телевизору сюжет об айкидо и загорелась. Этот вид японской борьбы создавался для того, чтобы им мог овладеть человек любого возраста и физических возможностей. Ведь в этом искусстве главное не сила, а голова. Нужно думать не о том, как собственную мышцу напрячь, а как направить отрицательную энергию противника против него же самого.
-- А у вас не было комплекса возраста, когда вы пришли в секцию?
-- Какие комплексы? Если бы я комплексовала, я бы многих удовольствий лишилась в этой жизни. И потом, у меня была группа поддержки -- подруга, ей тогда исполнилось лет шестьдесят, она раньше борьбой занималась. Так мы вдвоем и одолели это стеснение. Правда, она сейчас на тренировки не ходит, с работы не успевает.
-- А как реагировал ваш организм на нагрузки?
-- Нормально. Боли во время упражнений я почему-то не чувствую. Вот сделает мне партнер прием, вывернет руку, и что-то как захрустит! Думаешь: хрустит кимоно или косточки у соседа. А партнер так ехидно: «Нет, Викторовна! Это у вас кости хрустят!»
-- Приходилось ли применять ваши умения на практике?
-- А меня не трогают. В этом смысле мне «не везет!» Я сумела бы дать отпор.
-- По внутреннему ощущению, сколько вам лет?
-- Я чувствую себя лет на пятьдесят, не моложе. Боюсь себя переоценить. Ведь у меня есть одна проблема -- колени болят. И я не могу выполнять упражнения на коленях так же, как другие.
-- Это и вся печаль -- больные колени?
-- У меня шейный остеохондроз, и я его изничтожаю Но каких-то других болезней нет. Может быть, спорт не дает им развиться? Ведь айкидо, если говорить просто -- это движение различных частей тела в разных направлениях. Во время тренировок улучшается гибкость позвоночного столба, шейного отдела, всех суставов. Улучшается кровоснабжение, даже зрение! Одна девочка, которая со мной занимается в секции, говорит: «Я когда раньше снимала очки, чувствовала дискомфорт. А теперь чувствую дискомфорт, когда надеваю очки после тренировок».
-- Вы всегда с энтузиазмом идете на тренировки или бывает лень?..
-- Вот посидишь на работе, поработаешь с реактивами, думаешь: «Ой, что-то мне не хочется, что-то трудновато. Лучше побыть дома». А потом: «Нет, я все-таки пойду!» И уже с тренировки бежишь домой бодренький. И так три раза в неделю по полтора часа.
-- Не думала, что вы до сих пор работаете.
-- А как же, лаборантом в 18-й киевской больнице!..
-- Похоже, депрессий у вас совсем не бывает. Но все-таки, когда большая часть жизни позади, какие вещи могут радовать?
-- Хорошая книга. Интересное кино, какой-то особенный узор -- я вяжу крючком. Это для меня тоже удовольствие.
-- Как вы еще боретесь с возрастом?
-- Дома делаю зарядку, обливаюсь холодной водой. Питание у меня самое простое. Любимая еда -- чай с хлебом и яблочным повидлом. На завтрак у меня овсянка, чай. На обед -- творог, йогурт и чай. Вечером придешь -- более сытная еда. Вчера, например, ужинала яичницей с луком и колбасой. Позавчера -- жареной картошкой. Иногда добавляю к обеду хорошее вино. Если бываю в Крыму, тамошние вина пробую.
-- Как вы реагируете, когда журналисты называют вас «боевой старушкой», «бабушкой в кимоно»?
-- Да меня удивляет! Бабушка, почему бабушка? Бабушкой я буду лет через тридцать!..
Читайте нас у Facebook