«во время великого поста скорую помощь вызывают ничуть не чаще, чем в течение всего года»
Сорокадневный пост трактуется церковью как физическая и моральная подготовка верующих к празднику Пасхи -- через систему строжайших ограничений в еде, социальном поведении и даже в мыслях. С диетологической точки зрения, это означает, что человек в течение полутора месяцев не употребляет в пищу продуктов животного происхождения, и это часто критикуется людьми в белых халатах. Оценить положительные и отрицательные стороны постного питания журнал «Огонек» предложил диетологу Анатолию Волкову, в клинику которого «Эколабмедтрест» нормализовать вес и здоровье нынче обращаются видные политики, крупные госчиновники и звезды театра, кино и телевидения.
«Народы Севера, пусть и православные, но на одних фруктах и овощах могут умереть»
-- Анатолий Викторович, ваш метод основан на составлении индивидуального рациона пациента согласно реакции крови на тот или иной продукт. Допустим, отрицательная реакция на говядину -- вы рекомендуете заменить ее на баранину. А как поступать постящимся, которым не на что заменить обширный спектр продуктов?
-- Никакое действие, пусть и направленное на совершенствование души, не должно идти во вред здоровью. Если человек плохо чувствует себя на кашах, овощах и фруктах, если от постной пищи у него открывается язва, он должен есть мясо, и все тут.
-- Есть такая категория людей, которым пост, напротив, очень даже полезен?
-- Смотря, что подразумевать под категорией. Вот, к примеру, северные народы России -- чукчи, эвенки, -- пусть и православные, могут умереть на одних фруктах и овощах.
-- Для православной России Север -- это экстрим, попадающий под послабления по время поста, как странствующие, беременные и больные
-- А у нас сейчас больных граждан процентов девяносто. Правда, в России считается, что человек здоров, пока ходит.
-- Как показывает ваш пятнадцатилетний опыт работы на «скорой» -- учащаются во время Великого поста случаи вызова службы «03»?
-- Ничуть не чаще, чем в течение всего года. Проблемы со здоровьем возникают, когда народ начинает разговляться и переедать, в том числе и мяса. Если рассмотреть историческую традицию питания, то во всех христианских странах в период, совпадающий со строгим постом, мясо не ели -- скотину берегли дойную или беременную. В приморских странах канон так или иначе разрешал морепродукты, а у нас рыба все равно была подо льдом -- не много добудешь, проще запретить. Доступны были только соленья, крупы, брюква, сохраненная в песке. То есть пищевой пост -- это осознание, определенное бытием.
«В современном мире пост и здоровый рацион питания редко совместимы»
-- Какое число продуктов нужно человеку для здоровой жизни?
-- Оптимум -- 120--130 наименований. Из них совершенно спокойно составляется разнообразное недельное меню. Можно довести список до 70, но никак не до 30. Ведь тогда останутся три вида рыбы, десять видов овощей и фруктов, чай, кофе, орехи и один вид мяса, которые через какое-то время дадут отрицательный эффект, потому что произойдет перегрузка организма монотонным питанием.
-- Есть продукты, проблемные для всех людей?
-- Это любое молоко, содержащие клейковину злаки -- рис, пшеница, рожь, овес -- и большинство овощей с фруктами.
-- Последние-то почему?
-- Представляете, сколько антибиотиков съело наше население за последнее время! Это привело к повреждению кишечных механизмов переваривания. А овощи, фрукты и крупы должны перевариваться именно в кишечнике, чего они не делают, а бродят.
-- А к вам приходят пациенты, желающие для улучшения самочувствия не похудеть, а поправиться?
-- Конечно, их меньшинство, но процентов тридцать наберется. Ведь недостаток веса, как и его избыток, -- показатель болезней.
-- Так вы -- диетолог -- «против» поста или «за»?
-- За всех не скажу, а нашим пациентам он не показан. Ведь за постом следует разговенье, повышаются нагрузки на желчный пузырь, и все заканчивается острым холециститом. Порой доходит до того, что «встают» почки, человек отекает, прибавляет в весе. Ни о каком оздоровлении организма речь уже не идет. На мой взгляд, пост и этап создания здорового рациона в современном мире редко совместимы.
ИСТОРИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ
Христианская церковь учредила посты, следуя ветхозаветным традициям изнурять плоть ограничениями в еде ради господства духовно-нравственных стремлений над чувственными. Среди всех постов, принятых в православии, Великий является самым долгим (сорок дней), но и самым строгим, хотя найти этому каноническое объяснение достаточно трудно. Даже историки церкви до сих пор спорят, посвящен ли он сорокалетнему скитанию народа Моисеева или посту самого Христа в пустыне.
На заре христианства постились, исключая из пищи всякий дефицитный продукт во главе с водой и вином, а питались лишь сухофруктами. В раннем Средневековье дело дошло до исключения из рациона пряностей, так как они действовали на организм раздражающе и возбуждающе. В Россию идеология постов перекочевала из стран Восточной Европы, и все посты достаточно суровы, особенно многодневные (Петров, Успенский, Рождественский). Но самым строгим является Великий пост перед Пасхой (в 2004 году -- 11 апреля), во время которого верующие должны отказывать себе в мясе и рыбе, яйцах и молочных продуктах, вине. Первые четыре дня Великого поста, а также вся Страстная седмица (в 2004 году -- с 5 по 10 апреля) очень строгие. Но самый суровый -- в Великую Пятницу (9 апреля), когда ничего нельзя есть.
Но испокон веков существовали различные группы людей, которым давалось послабление. Например, в русских школах дети постились только в первую неделю поста и Страстную седмицу. Кроме того, по субботам и воскресеньям православным разрешается растительное масло и немного сухого вина. А по праздникам, которые совпадают с Великой четырехдесятницей, пост становится менее строгим. Например, в Лазареву субботу (в нынешнем году 3 апреля) можно есть икру, а на праздник Входа Господнего в Иерусалим (4 апреля) позволяются речная рыба, морепродукты и икра.
357Читайте нас у Facebook