«саша привез меня знакомиться с друзьями в особый день — 14 февраля. В день всех влюбленных мы и попрощались с ним навсегда « — говорит жена александра береша светлана
Из Сашиного дома — небольшой уютной квартирки на седьмом этаже херсонской высотки — как на ладони виден городской Дворец молодежи, куда позавчера пришел, кажется, весь Херсон. Известие о гибели 26-летнего спортсмена потрясло не только его болельщиков, но и людей далеких от спорта — тех, кто, может быть, не смотрел выступлений гимнаста даже по телевизору, однако фамилию Береш хорошо знал. Люди в огромной толпе, смешавшейся с траурным шествием, в большинстве своем считали одного из сильнейших гимнастов мира своим земляком, хотя родился Саша на Луганщине.
«Ртуть, а не ребенок был, ни секунду на месте не удержишь»
- Мой младший братишка уехал из нашего маленького Первомайска, когда ему не исполнилось еще и одиннадцати, — рассказывает Виктор Береш. — В Херсон тогда перебрался Игорь Писаренко — Сашин тренер. Он получил здесь квартиру и своего лучшего ученика забрал с собой. Брат этот город любил. Здесь он женился, здесь дочка родилась Пару лет назад ему предложили переехать в Австралию, чтобы создать там свою школу. Но Саша мечтал после Олимпиады в Афинах вернуться в Херсон и набрать группу мальчишек-гимнастов. «Если у меня будет своя школа, то не где-то, а здесь», — говорил он.
Сам Саша в шутку называл старшего брата своим главным тренером, хотя Виктор к спорту никакого отношения не имеет. Просто жили Береши в Первомайске рядом со спортивной школой, двор в двор, и кто-то из тренеров, приметив на улице юркого шестилетнего паренька, ну просто чертенка неугомонного, за руку привел его в гимнастический зал. А когда мальчишку официально зачислили в самую младшую группу, Сашина мама поручила своему старшему контролировать, чтобы малец не пропускал тренировок, и уж Виктор следил за этим строго.
- Саша, наверное, хулиганом каким-нибудь стал бы, если б не гимнастика, — замечает Ольга Даниловна, Сашина мама. — Ртуть, а не ребенок, секунду на месте не удержишь!
- Помню, как Сашу привезли в Кировоград на какие-то межгородские соревнования, — рассказывает друг Береша Сергей Душин. — Я там впервые его увидел: пацан лет тринадцати, смешной такой, шустрый, с невероятно забавной рожицей. Мы, старшие, дали ему шутливое прозвище Маугли — деревьев в спортзале не было, а то он по веткам лазил бы. Сашу это задело. Он пообещал себе, что этот Маугли всех нас, задавак, еще ого-го как «сделает». И добился!
Света познакомилась со свои будущим мужем, когда он уже был довольно знаменит, — накануне их встречи Береш вернулся с чемпионата мира с «бронзой». Это был 1997 год.
- Мы встретились у наших общих херсонских друзей, — рассказала «ФАКТАМ» Светлана. — До этого я видела его только на фотографии. Потом вместе отплясывали на студенческой вечеринке, а через день Саша уезжал в Киев. Через неделю он позвонил, потом еще
- Саша пригласил Свету в Киев на нашу тренировочную базу, — продолжает Сергей Душин. — Ребята, мягко говоря, очень удивились. Ведь лет с десяти и до окончания карьеры спортсмены живут очень замкнуто, домой отлучаются на день-два в месяц, все строго подчинено одной цели. Какие могут быть девушки?
- Я почувствовала это молчаливое удивление ребят, — соглашается с Сергеем Светлана, — и поняла, как все серьезно у нас с Сашей. Да и день, когда он привез меня знакомить с друзьями, особый был — 14 февраля, праздник всех влюбленных.
Света училась в Херсоне, в региональной академии бизнеса, и родители сняли в областном центре для дочки не квартиру и даже не комнату, а так — угол. В этом углу стояла узенькая коечка, которую Саша совершенно неожиданно стал звать своим домом. Он заканчивал здешний педагогический университет, потом защищал магистерскую, так что наведываться в Херсон приходилось частенько. Каждый раз, садясь в киевский поезд, звонил своей девушке: «Еду домой».
«Мне страшно было смотреть его выступления на соревнованиях даже в записи»
Но даже после того, как они поселились на чужой койке вдвоем, Света понимала: Саша еще долго намерен писать в своих анкетах «холост». Семья, пеленки, соски Завязнешь во всем этом — и прощай, мечта. А о мечте Береша взять «золото» на Олимпиаде в Сиднее его любимая, конечно же, знала.
Однажды Света позвонила домой, в село, и радостно сообщила:
- Мам, я такого парня встретила! Самого лучшего в мире! Завтра привезу знакомиться, сами увидите.
Маму Светланы этот звонок огорчил. Не то чтобы они с мужем воспротивились будущему союзу детей, нет.
- Светочке только семнадцать исполнилось, — объясняет Зинаида Васильевна, — отвезли ее в город учиться, и на тебе — «самого лучшего встретила»!
- Но кандидат в зятья нам понравился, — продолжает Светина мама. — Хотя был он тогда еще почти мальчишкой: худенький, щупленький, не то что сейчас — плечистый атлет, красавец! Такое что-то подкупающее, настоящее чувствовалось в парне! Мы с мужем сразу успокоились. Брак не брак, гражданский или законный — какая разница? У нас три дочки, и Саша стал просто еще одним ребенком. Муж, сам мастер спорта, очень гордился Сашиными спортивными успехами. Помню, вернулся Сашуня из Сиднея с двумя медалями — «серебром» и «бронзой». А я и говорю ему: «Тебе, сынок, до «золота» не хватило всего ничего — улыбки». Мне казалось, он лучше всех выступил, судьи слишком строги были к украинцу. Может, стоило им лишний раз улыбнуться? А он так серьезно мне в ответ: «Спорт — это не шоу, мама »
О том, что спорт не шоу, а синяки, растяжения, шрамы, травмы, переломы, кровь, операции Светлана узнала, едва познакомившись со своим будущим мужем.
- Я боялась смотреть его выступления на соревнованиях даже в записи, — поеживается, будто от мороза, молодая женщина. — Он столько раз срывался со снарядов, падал! Вы бы видели Сашины руки, пальцы. Сплошные раны!
Один из спортивных журналистов, хорошо знавший Береша и часто общавшийся с ним, как-то рассказал корреспонденту «ФАКТОВ», что Саше после очередного падения собрали руку буквально из кусочков, и хоть в команде украинских гимнастов о его уходе вслух не говорили, понятно было и без слов — это конец карьеры. И только сам Береш не понимал, казалось бы, очевидного: крутил и шлифовал элементы предстоящего выступления, не обращая внимания на то, что расходятся швы и с руки капает кровь. Он вышел на соревнования, на которых его не ожидали увидеть, и выиграл их.
- «Свое «серебро» на минувших Играх я посвятил тем, кто меня к нему привел — тренерам, — говорил Саша, — а «золото» в Греции я возьму для тебя, вот увидишь!» И мы вместе верили в это.
И Светлана торопила время: скорее бы август, Олимпиада, а там Она мечтала о днях, когда Саша уйдет из большого спорта, и наступит жизнь без травм, без дрожания над каждой проведенной вместе минутой.
«Чтобы дочка не забывала папу, я включала магнитофон, и Саша разговаривал с ней»
Они были вместе уже пять лет, когда прозвучал этот счастливый вопрос: ты хочешь мальчика или девочку? Саша как раз уехал на свои очередные соревнования, позвонил ей из Ирана.
- Даже по телефону я почувствовала его испуг, — сквозь слезы улыбается Светлана. — Помню, приехал, обнял, а в голосе столько тревоги: «Как же ты одна справишься?» Я всегда знала, что в его планах две Олимпиады, и если Бог нам пошлет ребенка раньше, то растить его буду сама.
Они съездили в загс, отметили торжество в узком кругу, но договорились, что настоящую свадьбу сыграют после Афин.
- Саша хотел собрать за огромным столом всех своих друзей, — делится планами, которым уже не сбыться, 23-летняя вдова. — Жизнь разбросала ребят по всему миру: кто-то в Германии, другие в Канаде, Америке У каждого свои графики подготовки к соревнованиям, а после Олимпийских игр в Греции все обещали приехать на наше венчание. Вы бы видели Сашу в компании — озорной, легкий, смешливый!
- Помню, позвонила мужу по мобилке прямо из родильного зала, — рассказывает Света, — и он слышал, как наша девочка впервые закричала. Она плакала у меня на руках, а он — дома. Он бегал к нам в роддом, передавал записки. Безмятежное, замечательное время, зачем мы его торопили?..
Саша тренировался теперь с каким-то особым вдохновением, возил со всего мира своей крохе веселые забавные подарки, пел ей по телефону колыбельные. У Леры огромные папины черные глаза, и она такая же непоседливая, как он в детстве.
- Каждодневное отсутствие отца компенсировалось в нашем доме знаете чем? — спрашивает Светлана. — Я включала видео и показывала Лерочке Сашу, — он с ней разговаривал. Первым дочкиным словом было «папа».
Я пришла в тесную квартирку Берешей, когда здесь ждали его приезда из Киева в последний раз: на лестничной площадке тесно от венков с траурными лентами, в доме много людей. В этой суете на маленьком диванчике сидел только что проснувшийся ребенок и безмятежно играл телефонной трубкой. Девочка деловито подносила ее к ушку и лепетала: «Дя, папа. Дя »
Сашу хоронили 3 марта, в этот день маленькой Лерочке исполнился годик и пять месяцев.
- 13 февраля я закончила вязать мужу свитерок, — продолжает Светлана, — и решила сама отвезти подарок. «Не приезжай, не нужно, потерпи», — попросил он ласково. Сказал, что уже две недели ничего не получается на снарядах, не лепится программа, а время поджимает. Но я не послушалась, оставила Леру на бабушку и села в поезд.
- Дочка уехала. А у них так заведено, что каждый вечер в десять часов Саша звонил домой, — присоединяется к разговору мама Светланы. — Я подняла трубку и выдала ему легенду, которую мы с дочкой заготовили.
Утром Света сошла с поезда, у метро «Вокзальная» ее ждал с цветами Саша.
- Мы гуляли по Крещатику, шел снег, — возвращается к той счастливой праздничной субботе Света. — Заходили в кафе погреться, выпить кофе. Нам казалось, что мы в какой-то сказке. Саша целовал меня и обещал: после Олимпиады так будет всегда, у нас впереди целая жизнь. Мы прожили вместе и одновременно в разлуке почти семь лет, и все эти годы он просил:»Потерпи, милая».
Вечером 14-го Саша посадил жену в херсонский поезд, а через сутки позвонил, чтобы поблагодарить:
- Как хорошо,что ты меня не послушала и приехала! Представь, вдруг все получилось на снарядах. Ты такая умница! Спасибо, любимая!
- 14 февраля, в день святого Валентина, мы попрощались навсегда, — тихо говорит Света.
А в воскресенье, 29 февраля, она впервые за много лет не дождалась его вечернего звонка. Долго не могла уснуть, в шесть утра постучали в дверь: из Киева примчались Сашины друзья. Ребята всю ночь гнали машину, чтобы она не из выпуска теленовостей узнала о страшном, а от близких людей. Света же бросилась открывать в надежде, что это он сюрпризом приехал на денек домой
Крышку гроба в Херсоне даже не открыли, и мертвым она мужа не видела. В могилу вместе с Сашей отправилась маленькая ладанка, которую Света подарила любимому в год их знакомства. На ней выгравировано: «Я буду любить тебя вечно». Завтра утром она привычно включит видик, и он им приветливо скажет: «Здравствуйте, мои любимые девочки!»
277Читайте нас у Facebook