ПОИСК
Події

Екатерина брондукова: «накануне ночью я вскочила с постели, ясно услышав слова, произнесенные чуть хрипловатым голосом мужа: «умру. Наверное, умру… »

0:00 12 березня 2004
Сегодня на Байковом кладбище в Киеве состоятся похороны народного артиста Украины

Первого марта Бориславу Брондукову исполнилось 66 лет. Никаких празднеств не было. К тому времени знаменитый актер был уже тяжко болен. Правда, когда хорошая знакомая Брондуковых принесла имениннику огромный красивый торт, Борислав Николаевич даже оживился. Его жена Екатерина Петровна, как обычно, посадила мужа в кресло на мягкие подушки, и Брондуков съел маленький кусочек лакомства. «Я была в шоке! -- призналась «ФАКТАМ» Екатерина Петровна. -- Утром он был еще почти бездыханным, а к обеду как будто ожил. Просто мистика… »

А через девять дней Борислава Николаевича не стало. Накануне ночью Екатерина Петровна вскочила с постели, ясно услышав слова, произнесенные чуть хрипловатым голосом мужа: «Умру. Наверное, умру… » Кинулась к его кровати, но Борислав Николаевич, молчавший вот уже пять лет, спал тревожным сном больного человека. «Не может быть, -- откинула грустные мысли Екатерина. -- Ведь я так его люблю… »

«Бронечка сгорел от высокой температуры»

-- Последние 15 дней Бронечка страшно мучался, -- рассказала «ФАКТАМ» Екатерина Петровна. -- Все началось с красноты в горле и болезненных стонов. Так продолжалось дней пять. Но температура не повышалась. Мы стали лечить его от бронхита. Врач назначил курс антибиотиков. И вроде Бронечка стал выздоравливать. Перед 8 марта он уже неплохо себя чувствовал, и мы радовались, что удалось так быстро справиться с болезнью. Восемь дней он принимал антибиотики. Врач посоветовала сделать Бронечке компрессики с медом и капустным листом. Я поставила ему горчичнички, потом намазала медом, сверху положила капустные листы, и он уснул. Во сне очень вспотел, поднялась температура. После этого она уже не снижалась. Он еще больше начал стонать, во рту появилась слизь… Я ТАК сражалась! Научилась освобождать его от этой слизи. Полость рта все время смазывала то маслом, то спиртовым раствором. Верила, что справлюсь. Но… Бронечка сгорел от высокой температуры.

-- Какое заключение сделали врачи?

РЕКЛАМА

-- Нарушение мозгового кровообращения. Оно-то и не давало возможности снизить температуру. Бывало, опустится на два, три градуса, и опять… Правда, выше 39,1 не подымалась. И последняя температура -- я уже у мертвого Бронечки вынула термометр -- 39 градусов.

-- Борислав Николаевич приходил в сознание?

РЕКЛАМА

-- Последние три дня он был в коме. Утром в среду приехали врачи и сказали, что ничем помочь уже не могут. У Бронечки было очень хриплое, болезненное дыхание. Но я нашла ему такое положение, при котором было чуть легче дышать. Положила его на подушки, думаю: пусть уйдет тихонечко. Несмотря на кому, я все равно высаживала его на подушки, старалась напоить. И в последнее утро дала ему положенные таблетки. Мне казалось, он их проглотил. В обед хотела покормить его и дать очередную таблетку, но врачи сказали, что лучше этого не делать, иначе Бронечке будет трудно уйти из жизни.

Он умер в пять часов вечера. Со мной в доме был сын Богдан. Мы только собрались с ним сделать папе клизму, но не смогли его поднять. Переворачивать его я не стала -- ухудшилось бы дыхание. А дальше… Бронечка стал уходить…

РЕКЛАМА

-- Он так и не сумел проститься с вами?

-- В последние минуты жизни Бронечка открыл глазки и посмотрел на нас. У него скривило рот сначала в одну сторону, потом в другую. Дыхание остановилось, опять началось и снова прекратилось… Уже перед самой смертью он сильно-сильно зажмурил глазки, лицо стало пунцовым, потом бордовым-бордовым, потом синим-синим. Наверное, в этот момент синева пошла по всему телу. А потом Бронечка побелел… Расслабился, черты лица разгладились. Рот у него был открыт. Я ему быстро платком подвязала челюсть, чтобы он был красивенький. Лицо стало таким умиротворенным. И все…

-- Отпевать Борислава Николаевича будут в костеле?

-- Конечно! Ведь его родители были поляками, католиками. Он тоже. Весь день накануне смерти я читала Бронечке Псалмы, начиная с 37-го. Как я понимала их значение! Не помню уже, на каком остановилась. Когда Бронечка умер, помолилась, попросила Господа, чтобы он взял его к себе, и попросила прощения. И детки попрощались с отцом… Конечно, Бронечка, бедненький, сильно мучался. Но он со смирением переносил страдания. Последнее время даже мало плакал. Только когда уж очень больно было. В общем, боролся до последнего…

«Если по телевизору показывали фильм с участием Бронечки, он тихо плакал»

Когда Катерина встретила своего Бронечку, ей было всего 18 лет. Ему -- 31. К тому времени Бронислав Николаевич уже успел развестись со своей первой женой -- звукорежиссером Киевской киностудии и был совершенно свободным человеком.

«Нас познакомили друзья. Это было в аэропорту «Жуляны», откуда мы провожали Ивана Миколайчука на съемки. Ко мне подсел Брондуков. Он был немного подшофе. Я думаю: «Что он себе позволяет!?» А моя подруга мне шепчет: «Ты приглядись к Брондукову, он будет очень знаменит». Тогда Бронечка только снялся в «Каменном кресте» и получил награду за лучшую мужскую роль… » (Из интервью Екатерины Брондуковой газете «ФАКТЫ»).

Катя вовсе и не собиралась связывать свою жизнь с артистом. Хотя сама мечтала выйти на сцену. Кстати, Борислав Николаевич стал первым учителем актерского мастерства Кати. Собственно, благодаря ему она и сумела поступить в театральный институт. Правда, актрисой так и не стала. Муж не хотел. Говорил: «Говно ты, а не актриса… » И Катерина была вполне довольна ролью хозяйки дома…

«Свадьбу справили тридцатого апреля. Денег-то тогда особо ни у кого не было. Поэтому гуляли у нас дома. Свидетелями на росписи были Иван Миколайчук со своей Маричкой. В загс приехали на трамвайчике. На нем же и уехали. Маричка дала мне отрез гипюра на платье и три ромашки в волосы. Белые туфли я так и не достала… » (Из интервью «ФАКТАМ» Екатерины Брондуковой).

Брондуков был очень нежен. Бывало, подойдет сзади к Кате, обнимет ее нежно-нежно и шепчет: «Какая ты у меня красивая! Как я тебя люблю… » Их счастью даже не завидовали -- настолько потрясающая это была пара. У Брондуковых родилось два сына -- Костя и Богдан. Борислав Николаевич был востребован в кино. Он редко играл главные роли, но даже во второстепенных был неподражаем. Чего стоит его инспектор Лестрейд из «Приключений Шерлока Холмса» или простоватый милиционер из «Зеленого фургона»! Сначала Брондуковы жили в маленькой коммуналке, потом -- в трехкомнатной квартире на Березняках, затем в большой квартире в центре Киева, а когда Бронечка заболел, переехали за город. Там ему легче дышалось. Да и финансово было проще.

«Самое страшное началось после первого инсульта, в 1984 году. Это случилось ночью. Бронечка проснулся, пошел на кухню. Слышу, что-то разбилось. Потом его долго не было, пришел, лег спать. Я чувствую: что-то странное происходит. Он все время поднимал руку, а потом бросал ее, как плеть. Я встала, включила свет, а Бронечка лежит с перекошенным ртом, не в силах ничего сказать… » ( Из интервью газете «ФАКТЫ» Екатерины Брондуковой).

Начались «скорые», потом больница. Бронислав Николаевич вроде пошел на поправку, к нему вернулась речь, а через несколько лет случился второй инсульт. Три дня актер был коме. Однако Брондуков выкарабкался, правда, у него начались проблемы со зрением. Третий инсульт у Брондукова был в 1997 году. Актер очень нервничал, работы в кино не было. К тому же, ему сделали операцию -- удалили большую гематому. Врачи говорили Екатерине, что надежд никаких, но Брондуков стал поправляться. А через несколько месяцев у него начались приступы эпилепсии…

«За пять лет я научилась справляться с приступами. Но речь к Бронечке так и не вернулась. Он слышит и понимает. А говорят его глаза… Любит телевизор смотреть. Если идет фильм с его участием, он тихо плачет. И на юмор до сих пор живо реагирует. В общем, все понимает, только сказать не в силах. Когда я рассказываю ему что-то, он внимательно слушает, а потом так обнимет меня, прижмется всем телом -- мол, правильно говоришь, одобряю… Так что кто знает… Говорят, раз в семь лет у человека меняются все клетки. Пять лет уже прошло, так что Бог даст… Живем надеждой… » (Из интервью газете «ФАКТЫ» Екатерины Брондуковой).

P. S. Сегодня в десять утра на Киностудии имени А. Довженко состоится гражданская панихида, а в два часа дня -- похороны Борислава Брондукова на Байковом кладбище. Помянуть актера соберутся в Союзе кинематографистов Украины.

1051

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів