ПОИСК
Політика

Анатолий кинах: «никому в кабмине, в том числе и олигархам, я не позволял, образно говоря, открывать дверь ногами в мой кабинет»

0:00 30 березня 2004

Глава Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах то, что было 12 лет назад, называет романтическим, в какой-то степени немножко наивным, идеалистическим временем: «Дышалось легче. В первом парламенте, несмотря на царившие там разногласия и противоречия, было меньше торговли, дележа… Тогда работал принцип: даже если я с тобой не согласен, то готов отдать жизнь за то, чтобы ты имел возможность высказаться». Нынешняя Верховная Рада у Анатолия Кинаха романтических чувств не вызывает. И не потому, что в 2002 году он, в третий раз избранный в парламент, от депутатского мандата отказался, оставшись работать в Кабмине на должности премьер-министра.

«У меня не было права показывать пальцем на кого-либо»

-- Анатолий Кириллович, легко ли вы расстались в свое время с депутатским мандатом?

-- Отказ от депутатского мандата в 2002 году не был ситуативным решением, он был частью позиции, важных для меня принципов, которые не меняются в зависимости от должности. А свое отношение к работе я всегда определял возможностью реализации профессиональных, гражданских и моральных принципов. Надеюсь, что мне это удается не только в работе, но и в жизни.

-- Жизнь часто испытывала вашу приверженность этим принципам?

РЕКЛАМА

-- Мне в жизни очень повезло -- я знаю, что такое доверие людей. Благодаря ему в 1990 году стал народным депутатом Верховной Рады первого созыва. (Тогда я работал в Николаеве на судостроительном заводе «Океан». ). Затем представителем Президента Украины. В 1994 году меня удостоили чести быть избранным на прямых выборах губернатором Николаевской области -- за меня проголосовали около 70 процентов избирателей области. Это один из самых высоких показателей в Украине на тот момент. К тому же я баллотировался на пост губернатора, будучи представителем Президента. Это значит, что у меня не было права показывать пальцем на кого-либо. Все существовавшие тогда в области проблемы «висели» на мне. И я горд тем, что пути их решения были одобрены людьми, которые избрали меня губернатором.

Безусловно, испытанием была работа в правительстве на посту вице-премьера по промышленной политике, первого вице-премьера и, конечно же, премьер-министра. Тогда, в 2002 году, ситуация была похожей на губернаторские выборы в 1994 году. Я возглавлял правительство и баллотировался в парламент по списку блока «За единую Украину». После выборов ситуация была сложной -- на протяжении нескольких месяцев парламент оставался практически недееспособным. Если бы я в тот момент ушел из Кабмина в Верховную Раду, это означало бы отставку всего правительства. В условиях неструктурированного парламента подобное могло обернуться для страны серьезным испытанием. Поэтому, понимая все риски, я принял решение отказаться от депутатского мандата и столько, сколько мне будет отведено, работать в правительстве, обеспечивая устойчивое социально-экономическое развитие страны.

РЕКЛАМА

-- После парламентской избирательной кампании 2002 года вам было отведено чуть менее года. Вас отправили в отставку с достаточно нетипичной мотивацией…

-- Основная мотивация отставки была связана с необходимостью проведения в Украине первого этапа политической реформы. Медлить дальше с созданием эффективного и ответственного взаимодействия всех ветвей власти было уже нельзя. Страна слишком многое теряет из-за его отсутствия. Поэтому когда объявили о начале политической реформы, я стремился сделать все, чтобы она была наполнена реальным содержанием. С учетом этого Кабмин и работал до последнего дня, демонстрируя приверженность в первую очередь общенациональным приоритетам.

РЕКЛАМА

Но еще тогда я предупреждал, что нельзя допустить превращения первого этапа конституционной реформы в примитивный дележ портфелей, передел экономического или политического ресурса. В какой-то степени этот прогноз оправдался, и я считаю, что мы очень много потеряли -- особенно в 2003 году, когда вместо реализации политической реформы и внесения изменений в Конституцию, соответствующих стратегии развития экономики и государства, занялись перманентным переделом должностей, углублением конфронтации и нестабильности в обществе.

-- А мог ли сценарий развития политических событий в стране сложиться по-другому?

-- На мой взгляд, необходимо было использовать варианты формирования парламентского большинства на идеологических и программных принципах, а не на силовом давлении и торговле. На начальном этапе политической реформы нам надо было направить главные усилия на придание нового, основанного на интересах общества и экономики, идеологического качества большинству в парламенте, а следовательно, и коалиционному правительству.

-- Возможно ли сейчас исправить ошибки?

-- Сейчас у нас есть шанс завершить конституционную реформу и сделать так, чтобы политическая конкуренция была основана не на экспорте внутренних проблем страны на внешний уровень, не на повышении политических рейтингов за счет снижения чести, авторитета, динамики развития страны, а на идеологической, программной конкуренции политических сил. Идеология, программы должны быть главным принципом поиска пути к сердцам и разуму граждан, которым и делать свой выбор. Крайне важно создать методы политической ответственности власти перед народом за результаты своей работы. В этом контексте политическая реформа по-прежнему крайне актуальна и жизненно необходима.

«Работа в УСПП с точки зрения опыта и знаний дает не меньше, а может даже и больше, чем должность премьер-министра»

-- Не является ли эта работа для вас своеобразным способом избежать политического небытия?

-- Избежать этого позволяют действия и принципы, которые разделяет очень большое количество людей, сотрудничающих со мной. Главное -- понимание того, что для достойного развития страны важны не только темпы роста валового продукта, но и укрепление принципов честности, морали, настоящего патриотизма.

-- Значит ли это, что вы не хотите просто предавать людей?..

-- В том числе и это. К тому же я ценю доверие, которое мне на протяжении вот уже скольких лет оказывают украинские промышленники и предприниматели, а в последнее время и работодатели, избравшие главой УСПП и председателем Федерации работодателей Украины. Я абсолютно уверен в том, что одна из важнейших составляющих демократического общества и конкурентоспособной экономики -- это создание в стране условий для постоянного диалога между обществом и государством, властью и бизнесом. Диалога, позволяющего привлекать к формированию государственной социально-экономической политики мощнейший интеллектуальный потенциал, который есть в Украине, талант, опыт, профессионализм менеджеров, которые в конечном итоге обеспечивают жизнедеятельность страны, создают рабочие места, платят налоги. Сильная власть должна быть заинтересована в подготовленных, профессиональных партнерах. А работа в УСПП, с точки зрения самосовершенствования, опыта, знаний, дает не меньше, а в чем-то больше, чем даже должность премьер-министра. Это тоже серьезный фактор для меня, и я это очень ценю.

-- Анатолий Кириллович, а что такое УСПП? Достаточно ли это мощная организация, чтобы конкурировать с финансово-промышленными группами?

-- Я думаю, что УСПП по своему значению, содержанию и результатам работы важнее этих групп… Я имею в виду не только экономические и финансовые факторы, а в первую очередь фактор влияния на общественно-политические процессы в стране. УСПП -- это общественная организация, которая сегодня объединяет тысячи субъектов экономики Украины -- промышленных предприятий, компаний -- а в сумме -- это 82 процента ВВП…

Союз промышленников и предпринимателей Украины работает исходя не из какой-то кратковременной политической конъюнктуры, а опирается на общегосударственные приоритеты. Для нас такими приоритетами является создание максимально благоприятных условий для развития отечественной промышленности, предпринимательства. Ведь реальная независимость -- это не только граница, гимн, символика. Реальная независимость и достойное место страны в окружающем мире -- это, в первую очередь, конкурентоспособная экономика и высокий уровень жизни людей. И выстоять в этой конкуренции можно только за счет ума, воли, интеллекта, умения современными, демократическими, рыночными методами защищать и продвигать эти интересы. Естественно, для этого необходимо, чтобы власть в Украине была равноудалена, в том числе от политико-финансовых групп. Кстати, это был один из важнейших принципов моей работы и в правительстве, независимо от должности -- вице-премьера, первого или премьер-министра. Никому в Кабмине, в том числе и олигархам, я не позволял, образно говоря, открывать дверь ногами в мой кабинет. И если кто-то приходил в правительство как представитель той или иной политической партии, то перед ним были очень жесткие условия -- с момента назначения на должность работать в интересах государства, а не своей ФПГ. Выполнять задачу власти в целом: формировать равные правила игры, чтобы место предпринимателя на рынке определялось не частотой посещений им властных кабинетов, а уровнем менеджмента, маркетинга, качеством товара и услуг. От этого в выигрыше и люди, и экономика, и авторитет страны.

«Я не исключаю, что на президентских выборах мы будем работать, скажем так, по варианту более персонифицированного участия»

-- Анатолий Кириллович, внесет ли год президентских выборов коррективы в эти правила игры?

-- Надо сделать все, чтобы экономика не стала заложником политической конкуренции, переходящей в конфронтацию. Нам есть что терять! За последние четыре-пять лет мы достигли позитивной динамики, и это результат очень напряженной работы всего украинского народа и власти. Нельзя допустить срыва. Мы постараемся его предотвратить, не оставаясь только наблюдателями президентских выборов. Партия промышленников и предпринимателей -- это парламентская партия. По развитию структур, по численности она входит в первую пятерку крупнейших политических организаций.

-- Вы рассматриваете вариант самостоятельного участия в выборах?

-- Я буду делать все, чтобы 2004 год дал возможность укрепления необратимости демократических преобразований в обществе и положительных тенденций в экономике. Важно, чтобы этот год был консолидирующим. Я не исключаю, что ситуация может сложиться так, что мы будем на президентских выборах работать, скажем так, по варианту более персонифицированного участия. Но это будет зависеть, в первую очередь, от доверия людей. Я не хочу предвосхищать какие-либо решения.

-- Кто вас научил так высоко ценить доверие людей?

-- Я вырос в селе, основанном еще козаками Богдана Хмельницкого, в котором были крепкие традиции мужской дружбы и верности слову. Да и жизни мне встречались интересные и мудрые люди, в частности, запомнились рабочие завода имени Петра Первого в Ленинграде. Там я проходил производственную практику в ходе учебы в кораблестроительном институте в группе старых питерских судостроителей, которые в свое время собирали еще первые атомные ледоколы. Тогда и поразился тому стержню, той закалке, отношению к делу, умению без рекламы делать серьезную работу… Я этих людей запомнил на всю жизнь. В какой-то степени все они стали для меня тем краеугольным камнем оценок и авторитетов. Когда попадаю в сложные ситуации, часто их вспоминаю…

-- Так вы поклонник питерского стиля работы?

-- (Смеется. -- Авт. ) Не знаю. Но Ленинград, в котором я провел шесть лет, наложил отпечаток на мое отношение к работе, к людям.

-- Вы говорите: национальные интересы Украины… А что для вас является наиболее яркими чертами национального характера?

-- Если в шутку, то сразу вспоминается поговорка: где два украинца, там три гетмана. Ну а если серьезно, то у нас прекрасный, трудолюбивый, талантливый народ. Мы должны каждое утро вставать, я подразумеваю тех, кто имеет отношение к власти, и благодарить людей за их величайшее терпение, за их труд, за то, что несмотря не все сложнейшие проблемы, мы сохраняем мир в стране, народ за 12 лет добились серьезных результатов, которыми надо гордиться, беречь и развивать.

 


222

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів