«нога сына провалилась между ступенями эскалатора и балюстрадой, подошву толстого зимнего ботинка мгновенно отрезало вместе с Большим пальцем»
Неожиданно с эскалатора, спускающего людей на платформу метро, раздался женский крик: «Немедленно остановите! Нога » Через несколько секунд эскалатор остановился. На нижних ступенях сидел мальчик лет восьми. Его правая нога была в крови.
-- Нога сына неожиданно провалилась куда-то вниз, -- вспоминает мама мальчика Елена. -- Вывалились несколько ступенек и боковая стенка балюстрады. На ноге Антона болталась верхняя часть ботинка, а четырехсантиметровой подошвы не было. Когда я присмотрелась внимательнее, поняла, что нет и большого пальца. Сын говорил: «Мама, отодвинься. Я из-за тебя ногу не вижу!» Какой-то мужчина наложил свой ремень как жгут на ногу Антона, чтобы приостановить кровотечение. Одна женщина нашла механиков и заставила их достать отрезанный палец. «Может, врачам удастся его пришить», -- сказала она мне. Я благодарна этим людям, которые не растерялись и помогли моему сыну. В той ситуации от меня было мало толку. Даже с коленей не могла подняться, когда сына забирали врачи «скорой», такой ужас меня охватил.
-- К сожалению, палец Антона был настолько размозжен и загрязнен, что пришить его было невозможно, -- объяснил врач отделения микрохирургии и травматологии Украинской детской специализированной больницы «Охматдет» Александр Фурманов. -- Мы сразу же сделали операцию: сформировали культю большого пальца, удалили раздавленную фалангу второго. Теперь месяц мальчику придется носить гипсовую повязку. Затем он вновь будет учиться ходить. Ведь при ходьбе основная опора приходится на большой палец стопы, и его потеря может привести к хромоте, изменениям походки, деформациям стопы.
«До сих пор не верится, что все случившееся -- не сон»
Антон попал в метро не впервые. Второй год каждое утро мама возит его в школу. Ехать приходится со станции «Черниговская» до «Театральной» и обратно. Привычный путь.
-- Во вторник, 22 апреля, когда все произошло, мы тоже ехали с Антоном домой из школы, -- продолжает Елена. -- Сын не баловался, не крутился. Я держала его за руку. Как такое могло произойти -- ума не приложу. Это ж каким должен быть зазор между ступенями и балюстрадой, чтобы туда поместился толстый зимний ботинок!
-- Я помню, как все случилось. Было очень больно, -- рассказал восьмилетний Антон в палате детской больницы «Охматдет». Как только он вспомнил о случившемся, его глаза наполнились слезами, губы начали подрагивать.
-- Антон старается не грустить, -- говорит Елена. -- Уже скачет на одной ноге, чтобы я не носила его на руках. Он еще не понимает толком, что произошло. Одна надежда -- приспособится ходить без большого пальца. Хорошо, врач не скрывает от меня истинного положения вещей. Честно рассказывает, что может быть после того как снимут гипс.
Елена тяжело вздыхает. Она до сих пор не может понять, что все случившееся -- не сон.
-- На днях ехала мимо станции «Театральная», -- продолжает она. -- Хотела забрать оставшуюся там часть ботинка, но не смогла выйти из вагона метро. Снова увидеть то место, где пострадал Антоша, -- выше моих сил. Знаете, что мне больше всего запомнилось? В то время как окружающие помогали моему сыну, перевязывали его, подбадривали, работники станции приговаривали надо мной: «Нужно было следить за ребенком. Сами виноваты в случившемся». И это в то время, когда сын истекал кровью! Никто из них, по-моему, не имел представления, как оказать первую помощь, предложили даже обработать открытую рану йодом
«Механические конструкции всегда несовершенны. Нельзя предугадать, в каком месте и когда произойдет сбой»
Метро -- самый удобный и быстрый вид общественного транспорта. В подземке не бывает пробок. Ежедневно эскалаторы перевозят тысячи людей, в том числе и детей. Чтобы разобраться, почему пострадал Антон, мы связались с сотрудниками столичного метрополитена.
-- Если заступить за желтую ограничительную линию, нанесенную на ступеньках эскалатора, который движется, и касаться ногой или полой длинной одежды неподвижной части балюстрады, то обувь или ткань может затянуть в элементы эскалатора, -- объяснила нам начальник столичной станции метро «Театральная» Елена Семенова. -- В данном случае ребенок заступил за желтую линию и касался ногой неподвижной боковой части эскалатора, в результате чего его обувь была затянута между ступенями и неподвижной частью эскалатора. Сразу после случившегося мы провели расследование. Неполадок в эскалаторе не обнаружили. Да их и не могло быть: за два дня до происшествия он начал работать после капитального ремонта, все ступени были заменены новыми. Кстати, на станции «Театральная» никогда не было травматичного случая с ребенком. Это -- первый. Родители должны учить своих детей правилам поведения в метро и следить за этим. Тогда никто не пострадает.
-- Мы расследуем каждый несчастный случай, который произошел в метро, и ведем их статистику, -- рассказала инженер по безопасности службы движения киевского метрополитена Анна Прошина. -- В прошлом году из-за невнимательности родителей и нарушения правил пользования метрополитеном пострадало шестеро детей. Трое из них -- на эскалаторе. Пальцы трехлетнего ребенка попали под движущийся поручень. В итоге -- перелом ногтевой фаланги четвертого пальца правой руки. В другом случае нога трехлетнего ребенка попала между балюстрадой и ступенями -- рваная рана голени. Четырехлетняя девочка, стоя на эскалаторе, уронила каштан и пыталась его поднять. У нее определили рваную рану между пальцами левой руки. Травмы можно получить не только на движущейся лестнице. Пальцы семилетнего ребенка зажали двери при входе на станцию метро. Тринадцатилетний подросток, зайдя за ограничительную линию, нанесенную на платформе, потерял равновесие и упал на рельсы. Он получил черепно-мозговую травму. Еще один подросток пострадал в переходе, ведущем в метро, -- перепрыгивал парапет и упал на ступени. Чтобы предупредить подобные ситуации, мы ежемесячно записываем информационные ролики, которые потом звучат в метро. В общей сложности в 2002 году в метро получили травмы 52 пассажиры. 22 из них -- из-за нарушения правил пользования метрополитеном, 21 -- из-за личной неосторожности, шестеро -- из-за ухудшения самочувствия, а трое пытались покончить с собой.
-- Травмы, полученные детьми в метро, всегда тяжелые, -- говорит Александр Фурманов. -- Кости, мышцы, сухожилия перемалываются, дробятся. Пришить их практически невозможно. Механические конструкции всегда несовершенны. Нельзя предугадать, в каком месте и когда произойдет сбой. Чтобы предупредить травмы, нужно соблюдать два условия: техника должна быть в порядке, а люди -- правильно себя вести В случае с Антоном окружающие действовали грамотно. Быстро наложенный жгут не даст пострадавшему истечь кровью. Очень хорошо, что женщина заставила работников станции достать отрезанный эскалатором палец. Только врачи могут решить, возможно его пришить или нет. Еще раз хочу напомнить: если произошла подобная травма, не пытайтесь очистить или отмыть отделенную часть тела. Ее нужно положить в чистый пакет или обернуть тканью и вместе с пострадавшим как можно скорее доставить в больницу.
Праздничные дни Антон вместе с мамой провели в больничной палате, хотя у них были совершенно другие планы. Елена решительно настроена выяснить, что же произошло на эскалаторе.
-- Я не намерена сидеть сложа руки и причитать над сыном, -- говорит она. -- Уверена: что-то не так было с эскалатором. Я благодарна людям, которые согласились стать свидетелями в суде. Римма, Руслан, Татьяна Бобкова и другие помогли мне и сыну в тот страшный день и готовы поддержать нас. Кроме того, тогда рядом с нами оказался парень с видеокамерой. Он заснял место происшествия. Надеюсь, и другие люди, ставшие свидетелями случившегося с нами, позвонят в редакцию. Поразительно, но Антона в «Охматдете» нашла женщина, случайно видевшая его тогда на эскалаторе. Она принесла сок, фрукты, оставила деньги. А работники метрополитена не нашли в себе мужества прийти и хотя бы выразить нам сочувствие. Только врачу звонили, справлялись о состоянии Антона. Думаю, их интересовало одно: жив он или нет, а то, что он стал инвалидом, их не волнует.
1264Читайте нас у Facebook