ПОИСК
Події

«на душе становится так тяжко, что спасу нет», -- писал домой солдат срочной службы антон гордиенко, избиваемый 19-летним замкомвзвода

0:00 14 листопада 2003
Інф. «ФАКТІВ»
Виновный в самоубийстве новобранца приговорен к пяти годам лишения свободы

Судебный процесс, завершившийся на днях в военном местном суде Киевского гарнизона, уже сейчас многие называют исключительным в судебной практике, так как чуть ли не впервые доведение солдата до самоубийства во время прохождения воинской службы суд, по сути, признал своим приговором.

Во время оглашения приговора здание суда пикетировали представители общественных организаций, активно выступивших в защиту… обвиняемого. По их мнению, 37(!) новобранцев, пострадавших от насилия со стороны замкомандира взвода, родственники доведенного им до самоубийства солдата бессовестно оговорили осужденного.

После смерти солдата эксперты обнаружили на его теле многочисленные следы побоев

Теплой августовской ночью 20-летний солдат Антон Гордиенко, дежуривший в суточном наряде на КПП воинской части, дислоцированной в Василькове (Киевская область), неожиданно оставил пост и, захватив с собой табуретку, направился в парк на территории части. Спустя час сослуживцы, обеспокоенные долгим отсутствием товарища, бросились на поиски. Долго искать не пришлось -- они нашли Антона повесившимся на собственном ремне на дереве неподалеку от КПП.

-- Следствие, начавшееся в связи с самоубийством Антона Гордиенко, должно было пролить свет на обстоятельства его смерти, однако отсутствие предсмертной записки и замкнутый характер погибшего солдата сильно усложнили расследование, -- рассказал «ФАКТАМ» начальник отдела военной прокуратуры Северного региона Украины Андрей Подосинов. -- При исследовании тела погибшего эксперты обнаружили многочисленные следы побоев, которые, согласно выводам специалистов, были нанесены ему тупым предметом за несколько часов до смерти. Сослуживцы Антона припомнили, что незадолго до ухода с поста он несколько раз ходил в казарму за водой и одеялом, кроме того, его зачем-то вызывал в «сушилку» (помещение для сушки одежды) замкомвзвода Юрий Фесюк. Вернувшись оттуда, Антон, по словам солдат, выглядел бледным, удрученным и подавленным. Однако никому из товарищей он так и не рассказал, что с ним происходит.

РЕКЛАМА

Призванный весной Антон успел прослужить в армии всего три месяца. Согласно выводам судебной психолого-психиатрической экспертизы, проведенной после смерти солдата, он отличался замкнутостью и неразговорчивостью. Умея поддержать разговор с товарищами, Антон предпочитал слушать и близко ни с кем из сослуживцев так и не сошелся. Его интеллектуальные возможности ограничивались незаконченным средним образованием, но физически он был здоров.

Внимание психологов привлекли также письма Антона к родным. В них он хоть и не жаловался на армейскую службу, однако отдельные фразы наводили на мысль о том, что причины его смерти необходимо все же искать в стенах воинской части. «На душе становится так тяжко, что спасу нет», -- писал солдат. Его товарищи также припомнили, что незадолго до смерти Антон часами просиживал, грустно глядя в окно.

РЕКЛАМА

-- Допросив сослуживцев Антона, следователь пришел к выводу, что к трагедии может быть причастен заместитель командира взвода Юрий Фесюк, с которым, кстати, погибший встречался накануне своей смерти, -- продолжает Андрей Александрович. -- По возрасту Фесюк был моложе многих солдат, в том числе и Гордиенко, но в армию был призван на полгода раньше и потому ставил себя выше остальных. Будучи к тому же кандидатом в мастера спорта по боксу, Фесюк имел и явные физические преимущества перед новобранцами. Учитывая эти обстоятельства, участвовавший в расследовании прокурор-криминалист Олег Животов предложил Фесюку пройти тест на детекторе лжи, и из результатов тестирования стало ясно: этот военнослужащий, мягко говоря, неискренен в своих показаниях. И только узнав, что следствие взялось за замкомвзвода всерьез, «молодые» солдаты поведали обо всех его «подвигах».

Чтобы разбудить уснувшего «без разрешения» солдата, замкомвзвода… бил его тапкой по лицу

Методы, которыми Фесюк пользовался для «воспитания» молодого поколения, многие призывники испытали на себе с первых дней службы. Как выяснило следствие, он начал с того, что установил ежемесячную таксу, которую «молодые» обязаны были ему платить. Ответственными за сбор податей предприимчивый замкомандира назначил двух солдат, причем даже начавшееся в связи с самоубийством Гордиенко следствие не помешало ему аккуратно взимать мзду. Удерживая из мизерного денежного содержания рядовых по десять гривен, собственный доход Фесюк пополнял на 250--300 гривен в месяц. Боясь расправы, молодые солдаты послушно выполняли приказание старшего, несмотря на то, что у многих мздоимец и не был непосредственным командиром.

РЕКЛАМА

Но даже деньги, видимо, не приносили старшему солдату такого удовлетворения, как возможность поиздеваться над «молодыми». У Фесюка даже появилось особое развлечение: дождавшись отбоя, он с… тапками в руках начинал обход спального помещения казармы. Заметив безмятежно спящего солдата, посмевшего уснуть без его личной команды, Фесюк будил его особым способом -- ударами тапкой по лицу. Красные следы на лбу у одного солдата служили уроком для всех остальных. Эту процедуру замкомвзвода проделывал в течение двух месяцев, каждый раз выбирая себе новую жертву. На суде Фесюк частично признался в подобном издевательстве над подчиненными, однако, по его словам, он заставлял проснуться лишь тех солдат, которые храпели.

Среди тех, кто решился положить конец систематическим поборам и издевательствам Фесюка, оказался и рядовой Антон Гордиенко. Однажды он рассказал командиру роты о действиях старшего солдата. Любопытно, что вызванный в связи с этим на ковер Фесюк подтвердил факт вымогательства денег, но пообещал вернуть их солдатам, принести публичные извинения и впредь подобными вещами не заниматься. Деньги-то Фесюк вернул, однако издевательства над рядовыми после этого не только не прекратились, но и стали более изощренными. Больше всех доставалось Антону, хотя он был не первым, от кого руководство части узнало о преступной деятельности Фесюка. Однако в козлы отпущения замкомвзвода выбрал именно рядового Гордиенко. И, надо сказать, ему таки удалось сделать армейскую жизнь правдолюба невыносимой.

Для начала старший солдат в присутствии других сослуживцев назвал Антона «стукачом» и запретил «молодым» солдатам с ним общаться. По приказу старшего солдата рядовые должны были полностью игнорировать Гордиенко. Никто не должен был делиться с Антоном сигаретами или даже стоять рядом с ним. Тех же, кто ослушается приказа, Фесюк пообещал наказать так же, как и Гордиенко, а вдобавок еще и избить. Но и этого наказания 19-летнему тирану показалось недостаточно, и тогда он запретил Антону сначала курить, а затем и смотреть телевизор. Во время утренней зарядки, при выполнении каких-либо заданий и даже тогда, когда остальные солдаты отдыхали, Фесюк заставлял Гордиенко выполнять различные физические упражнения, доводя его до полного изнеможения.

Даже во время своих увольнительных Фесюк приходил в часть, чтобы проверить, как «молодые» выполняют его незаконные приказы

Продолжавшиеся несколько дней издевательства Антон сносил молча. Сослуживцы же, боясь оказаться в его положении, послушно выполняли требования Фесюка и продолжали игнорировать товарища. Поблажек Антону не делали даже в отсутствие замкомвзвода, поскольку и во время своих увольнительных тот нередко наведывался в часть, чтобы проверить, как «молодые» выполняют его приказы. Так было и в предшествовавший трагедии день.

-- По словам свидетелей, Фесюк приехал в часть около семи часов вечера, несмотря на то, что в тот день у него был выходной, -- говорит А. Подосинов. -- Покончив со своими делами, он, видимо, решил еще раз «по-мужски» поговорить с «умником» Гордиенко и завел его в «сушилку», приказав остальным солдатам оставить их наедине. Один из рядовых, выходя из помещения, услышал доносящиеся оттуда звуки ударов и понял, что Фесюк избивает Антона, однако в защиту товарища ничего не предпринял. Через несколько минут Антон вышел из «сушилки» и с опущенной головой поплелся в казарму. Появившийся следом за ним Фесюк, ухмыльнувшись, сказал, что поговорил с солдатом «по душам»…

Около двух часов ночи рядовой Гордиенко заступил в наряд, сменив на посту своего напарника, однако к дежурству даже не приступил. Примерно через час его напарник проснулся от сигнала автомобиля, которому не открывали ворота части. Тогда-то он и обратил внимание на отсутствие Антона, чьи личные вещи так и остались лежать на столе у дежурного.

Спустя час тело рядового Гордиенко нашли висящим на дереве…

Пытаясь обелить себя, подсудимый утверждал, что виной всему, в том числе и самоубийству солдата, таблетки против туберкулеза

По словам А. Подосинова, дело о самоуправстве военнослужащего в Василькове вызвало широкий резонанс среди общественных организаций.

-- На каждом этапе расследования, а также во время суда родственники, знакомые и просто неравнодушные к судьбе Фесюка представители общественных объединений выступили в его защиту, -- говорит Андрей Александрович. -- В прокуратуру стали поступать жалобы на то, что следователь якобы получил крупную взятку за то, чтобы направить следствие по ложному следу и в итоге посадить в тюрьму невиновного. К своим акциям эти организации пытались привлечь даже народных депутатов. Кроме того, защитник Фесюка неоднократно склонял к даче неправдивых показаний свидетелей и потерпевших, за что был отстранен судьей от участия в деле за нарушение адвокатской этики. Чтобы избежать морального и физического прессинга на свидетелей, в ходе следствия обвиняемый был арестован.

Тем временем Фесюк, пытаясь хоть как-то себя обелить, придумывал самые невероятные версии относительно причины самоубийства солдата. Полностью отрицая свою причастность к гибели рядового Гордиенко, он утверждал, что виной всему… медицинские препараты, которые военнослужащие принимают в качестве профилактики против туберкулеза. Что же касается обвинений в вымогательстве, то, по словам подсудимого, собранные с рядовых деньги предназначались вовсе не ему, а другому старшему солдату, а он-де лишь брал взаймы…

Суд, тем не менее, поверил показаниям пострадавших солдат и положил их в основу приговора. По решению суда старший солдат Фесюк приговорен к пяти годам лишения свободы по обвинению в нарушении уставных правил, приведшем к тяжелым последствиям, а также в превышении служебных полномочий.

Вместо эпилога

Правоохранители, имеющие опыт в раскрытии преступлений, связанных с неуставными отношениями в армии, отмечают, что каждый «молодой» солдат в конце службы становится «стариком» (или «дедом»), однако деспотизм по отношению к новобранцам, как правило, проявляют лишь те, кто в свое время на себе испытал жестокие издевательства. Спустя время, проделывая то же самое с неопытным солдатом, «старший» как бы отыгрывается на нем за перенесенное когда-то унижение. Таким образом зло (да еще безнаказанное) порождает зло. По данным Генеральной прокуратуры Украины, нарушение уставных правил и насилие, примененное военнослужащими по отношению к сослуживцам, составляют треть всех преступлений, совершенных в армии.

P. S. Фамилия погибшего изменена из этических соображений.

366

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів