Події

«мы отследили более 40 астероидов, которые могут угрожать земле»

0:00 7 жовтня 2003
Рассказывает основатель единственной частной обсерватории в Украине Юрий Иващенко

В период с 18 по 29 сентября впервые в независимой Украине астрономы обнаружили 14(!) ранее не исследованных малых планет. А произошло это в частной обсерватории, расположенной в предместье Андрушевки -- небольшого городка в Житомирской области. Факт открытия 18-19 сентября двух астероидов официально подтвержден Международным центром исследования малых планет (США, Гарвард). Приоритет Андрушевки на еще 12 небесных тел уточняется.

Местные жители долго гадали, что же это строится: ресторан, баня или храм?

-- Мечта каждого астронома, -- говорит основатель Андрушевской обсерватории сорокадвухлетний кандидат физико-математических наук Юрий Иващенко, -- иметь свой инструмент: куда хочу, туда и навожу.

Десять лет назад ученому надоело ждать, когда государство сможет на должном уровне финансировать фундаментальную науку, которая была и остается смыслом его жизни. Он уволился из Главной астрономической обсерватории Национальной академии наук Украины и ушел работать в СП «Ниссан-Украина». Это был далеко не прямой путь к науке, но, как теперь стало ясно, в тот момент единственно правильный.

Упорство Юрия было вознаграждено: он сумел заработать достаточно денег, чтобы вплотную приблизиться к своей цели: 12 апреля 2001 года телескоп Андрушевской обсерватории устремил свое 60-сантиметровое око в звездное небо. После десятилетнего перерыва, профинансировав свою науку, ученый вернулся к исследованию Вселенной, но уже в собственной обсерватории. Теперь каждый астроном мира знает ее код: А-50.

… Если бы не характерный купол над строением из белого кирпича, разместившегося на пустыре на околице села Гальчин, плотно сросшегося с Андрушевкой, его можно было бы принять за усадьбу зажиточного селянина. Местные жители долго терялись в догадках: что это хозяин строит -- ресторан? баню? храм? Почти угадали: их бывший односельчанин построил храм науки.

-- Почему именно это место вы избрали для обсерватории? -- интересуюсь у Юрия Николаевича.

-- Обсерватория не должна находиться в пределах большого города. Пыль и гарь мешают наблюдениям. А вне городов астрономический климат во всей Украине примерно одинаков. Так почему бы не здесь? И, главное, Андрушевка -- моя родина, а дома и стены помогают.

Армагеддон -- не выдумка киношников

-- Наша обсерватория -- небольшая. В первую десятку обсерваторий мира она точно не входит, -- признается Юрий. -- Диаметр зеркала телескопа -- 60 сантиметров. Но он, плюс уникальная цифровая камера, с помощью которой отфильтровываются космические «шумы», позволяют исследовать объекты до 24 звездной величины. Таких камер в Украине две: одна здесь, другая -- в Николаевской обсерватории.

Для справки: одна из самых ярких звезд на нашем небосклоне -- Вега -- имеет нулевую звездную величину (видимую глазом освещенность небесного тела). Яркость астероида, обнаруженного в Андрушевке 18 сентября, слабее Веги примерно в 270 миллионов раз.

-- Андрушевская обсерватория, -- продолжает Юрий, -- не может соперничать с американскими, где некоторые телескопы имеют диаметр зеркала до 10 метров. Однако исследования малых небесных тел -- комет и астероидов -- нам вполне по силам. Актуальность таких исследований очевидна: опасность, исходящая от астероидов и комет -- не выдумка фантастов. Земля не раз подвергалась их атакам. 65 миллионов лет назад Армагеддон состоялся: огромный метеорит врезался в Землю в районе полуострова Юкатан, поставив точку на эпохе динозавров. Хорошо известен кратер Нгоро-Нгоро в Африке. По сей день идут исследования в месте падения Тунгусского метеорита, который, скорее всего, был обломком кометы. Менее известен, но ближе всех к нам, Илинецкий кратер в Винницкой области. Третьего марта наша обсерватория начала наблюдения за малыми телами Солнечной системы. За семь месяцев мы отследили более сорока астероидов, которые могут представлять угрозу для Земли. Параллельно наблюдали объекты двух поясов астероидов: основного -- между орбитами Марса и Юпитера -- и транснептунового.

В ночь с 18 на 19 сентября мы занимались поиском доступных нашему телескопу объектов и вдруг набрели на двенадцать ранее не известных астероидов из ближнего, основного, пояса. Немедленно отрапортовали в Гарвард в Международный центр исследований малых планет. Однако выяснилось, что восемь из двенадцати несколькими часами раньше обнаружили астрономы американской обсерватории, телескопы которой в пять раз(!) мощнее андрушевского. Остальные три были наши, судьба четвертого уточняется.

-- Но ведь в выпусках новостей речь шла лишь о двух открытых вами астероидах!

-- Верно. Приоритет их открытия наверняка будет за нами, об этом чуть позже. Третий же астероид, как выяснилось, был в 2000 году уже обнаружен американской обсерваторией Prescott и тогда ему был присвоен временный код «2000 EM». Мы этот астероид, так сказать, переоткрыли, и теперь первооткрыватели -- американцы -- получили право дать ему имя. Таковы «правила игры». Еще 12 ранее не исследованных малых планет обнаружили в период с 19 по 29 сентября.

Юрий предложил мне почувствовать себя в роли открывателя малых планет: компьютер воспроизвел 5 фотографий звездного неба, отснятых с интервалом в 5 минут. Получилось что-то вроде мультика: вот они, вновь открытые астероиды, ползут по небу между неподвижными звездами!

-- А почему их не видели раньше?

-- Сейчас эта группа астероидов в фазе противостояния по отношению к Земле -- эффект своего рода «полнолуния». Они показались вдруг, как автомобиль, вынырнувший из тумана. В следующий раз их будет видно примерно через три года. Вот тогда-то появится возможность подтвердить их существование и получить право на присвоение имени. Одну из открытых нами планет обязательно назовем Андрушевка.

Большие отечественные обсерватории, практически лишенные финансирования, Юрий охарактеризовал, как «чемоданы без ручек». По его мнению, в нынешнем своем состоянии эти очень дорогие исследовательские центры могут служить разве что музеями. А недорогие малые обсерватории, подобные А-50, отлично справляются с функцией наблюдения и занимаются поиском ответов на вечные вопросы: «Кто мы? Куда идем? Что нас ждет? Есть ли во Вселенной наши братья по разуму?»

«Тот, кто ищет, обязательно найдет свою планету!»

Насмотревшись на астероиды, спускаемся во двор, где Юрий показывает три колышка, вбитых в землю. Здесь будут установлены еще три телескопа: «Южный глаз», «Северный глаз» и один автоматический. Причем, Юрий намерен один «глаз» отдать детям.

-- Жизнь в провинции может стать шлагбаумом на пути сельского юноши к большой науке. Никто не знает, сколько талантов погибло в сельских механизаторах или разнорабочих. Мне повезло больше, но это случайность, а не закономерность… Я хочу обустроить на территории обсерватории для пытливой детворы Лагерь профессионального аматорства…

В нем ребята смогут жить и приобщаться к науке. Но на эти планы моей зарплаты не хватит, поэтому я пытаюсь достучаться до тех, кому небезразлично интеллектуальное будущее украинского народа. Так хотелось бы забросить подальше свои автомобили и полностью отдаться любимому делу! Увы, это пока нереально. Вот и приходится каждую неделю считать часы до выходных. … Я не вечный, и очень не хотелось бы, чтоб после меня обсерватория превратилось в музей. Впрочем, она и сейчас некоторым образом музей -- экскурсия за экскурсией. За год -- четыре тысячи посетителей!

-- Сколько же стоит посещение обсерватории?

-- Оно бесплатно. Что я, по пять копеек буду требовать у сельских ребят, что ли?

-- Юрий, как вы пришли в астрономию?

-- Наверное, сыграла свою роль магическая дата: я родился 12 апреля 1961 года -- в день полета Юрия Гагарина.

-- Андрушевская обсерватория -- это не игрушка, -- сказал главный научный сотрудник Главной астрономической обсерватории НАН Украины Виталий Кислюк. -- В занятой ими «нише» она может посоперничать со многими обсерваториями мира. А-50 -- это патрульная служба Земли, без которой мы слепы и беспомощны перед астероидами и кометами, способными поразить наш космический дом. В Андрушевке постоянно работают наши ученые, и заметьте, абсолютно бесплатно. Да мы и не смогли бы заплатить: денег хватает только на зарплату! Последние открытия на этой обсерватории сделаны, кстати, при участии наших сотрудников: Георгия Ковальчука, Олега Геращенко и Владимира Локтя.

Отвечая на вопрос, как смогла маленькая А-50 опередить даже обсерватории NASA (США), имеющие такое финансирование, какое не снилось всем астрономическим центрам Европы вместе взятым, Юрий неожиданно произнес очень поэтическую фразу, достойную Антуана де Сент Экзюпери: «Небо дает равные возможности для всех. И тот, кто ищет, обязательно найдет свою планету».