Стремление матери четырехлетнего ребенка похудеть любой ценой едва не стоило ей жизни
Четыре года назад, после рождения дочери, Наталья решила похудеть, воспользовавшись собственной методикой.
-- Я думала, что лучше поголодать дня два-три, чем сидеть на диете и есть каши, которые я терпеть не могу, -- рассказывает 21-летняя киевлянка Наталья. -- Постепенно мой организм перестроился, и я совсем не чувствовала голода. Правда, после таких «разгрузочных» дней съедала очень много: и острого, и соленого, во время застолий не отказывалась и от рюмки-другой спиртного. Такие переедания нередко заканчивались рвотой.
В киевскую городскую больницу N 4 молодую женщину привезли по «скорой» в полуобморочном состоянии, с острейшими болями в животе.
-- До этого я несколько дней пыталась лечиться сама, пила обезболивающее, -- рассказывает Наталья. -- Но ничего не помогало. Есть я не могла, пища как будто застревала у меня в желудке. Я бы вызвала «скорую» и раньше, но не с кем было оставить мою четырехлетнюю дочку.
После всестороннего обследования Наталью положили на операционный стол. Поставить точный диагноз врачи сразу не смогли, но все симптомы говорили о том, что у женщины перитонит. Когда хирурги сделали разрез, увидели, что в поджелудочной железе уже развился некроз, и операция будет намного сложнее, чем предполагалось. Поэтому пришлось вызвать из дому еще одного опытного хирурга, доцента Бориса Карташова. В брюшную полость Наталье поставили шесть дренажей, чтобы желудочный сок, который активно выделялся и разъедал ткани, вытекал наружу.
-- Когда я отошла от наркоза, ко мне подошел хирург Карташов и сказал: «Мы, можно сказать, подарили тебе второе рождение. Теперь я твой первый папа» и, указывая на своих коллег, продолжил: «А это второй и третий», -- вспоминает Наталья. -- Мне было приятно, тем более что родного отца у меня нет.
«Вкус любой пищи казался мне ужасным »
-- Приступы болей в животе случались у меня еще во время беременности, -- рассказывает Наталья. -- Иногда они длились сутками. Лечилась я сама, травами и обезболивающими препаратами. Потом все-таки пришлось пойти к врачу. Мне сказали, что у меня камень в желчном пузыре. А после рождения дочери обнаружили еще и гастрит.
Самочувствие Натальи ухудшилось, когда она начала худеть. В начале апреля женщину стали мучить сильные головные боли, и ее положили в неврологическое отделение.
-- Я остро реагировала на запахи, вкус любой пищи казался мне просто ужасным, -- рассказывает Наталья. -- После трех недель лечения я почувствовала себя намного лучше. Начала понемногу есть, у меня нормализовалось обоняние. Но приступы снова участились. А в начале сентября мне стало до того плохо, что я не могла даже пить чай. Ощущала сонливость и сильную слабость в теле. Как-то ночью меня пронзила боль. Было такое чувство, будто внутри меня воздух, который не может выйти наружу, и я раздуваюсь. В больницу меня везли уже в полуобморочном состоянии.
-- Во время операции я думал о том, как спасти Наталье жизнь, -- рассказывает доцент кафедры госпитальной хирургии N 1 Национального медицинского университета им. Богомольца, которая работает на базе хирургического отделения городской клинической больницы N 4, Борис Карташов. -- Шансов выжить у нее было очень мало. При панкреонекрозе перекрывается система протоков поджелудочной железы, желудочный сок не может свободно оттекать в двенадцатиперстную кишку и разъедает окружающие ткани. Поэтому мы приняли решение дренировать поджелудочную железу, а также брюшную полость, чтобы желудочный сок и гной выходили наружу. Нельзя было допустить гнойного расплавления клетчатки. Но операция -- это только начало лечения.
-- Хирург Карташов сказал мне: «Тебе повезло. При такой операции выживает лишь каждый второй больной», -- говорит Наталья. -- Но я считаю, что то, что я осталась жива -- это прежде всего заслуга врачей.
«Я так хотела есть, что мне даже снились пирожки»
-- Причины возникновения панкреатита могут быть разные, -- рассказывает заведующий отделением анестезиологии и интенсивной терапии киевской городской больницы N 4 Сергей Солярик. -- Это употребление алкоголя, даже в малых дозах, жирной и острой пищи, а также желчекаменная болезнь.
-- В реанимацию Наталья попала с самоотравлением организма, -- продолжает Сергей Солярик. -- Она не контролировала свои действия, несколько раз пыталась уйти из палаты. Возможно, она этого даже не помнит.
Первое время после операции женщине вводили внутривенно питательные смеси, а затем стали кормить через зонд.
-- После операции я не ела восемь дней, -- рассказывает Наталья. -- Пить разрешили только на шестой. Мне снилось, что я жую то пирожок, то яблоко. Но когда меня стали кормить овощным бульоном и протертой кашей, казалось, что даже если дадут кусок ветчины, я не смогу его съесть.
-- Наталья восстанавливается на удивление быстро, -- говорит Борис Карташов. -- Она уже может есть самостоятельно, все ее анализы в норме. Правда, теперь женщине противопоказана жирная пища, острая, соленая и, конечно же, алкоголь.
-- Наташа, а с дочкой вы уже виделись? -- спрашиваю женщину.
-- Нет, родственники, у которых она сейчас живет, объяснили ей, что мама заболела и попала в больницу, -- объясняет Наталья. -- Я не хочу, чтобы дочка видела меня в таком состоянии. Она, конечно, на меня обиделась, ведь мы с ней до этого не расставались, а может, и не поняла, куда подевалась мама. Но мои сестра и тетя, которые мне очень помогли и поддержали, рассказывают, что с ребенком все в порядке. Дочка говорит, что любит маму и ждет. Я тоже скучаю и надеюсь скоро ее увидеть.
«Примерно в 50% случаев причина возникновения панкреатита -- злоупотребление алкоголем»
Наталья -- одна из многих пациентов, которые попадают в больницу с диагнозом острый панкреатит.
-- Этот диагноз занимает второе место по частоте после острого аппендицита, с которым больные поступают в больницу, -- рассказывает профессор Валерий Короткий, заведующий клиникой госпитальной хирургии Национального медицинского университета им. Богомольца, которая работает на базе киевской городской больницы N 4. -- Примерно в 50% случаев причина его возникновения -- это злоупотребление алкоголем. А также несбалансированное питание и некачественная еда. В последнее время участились случаи и такой формы панкреатита, когда камень из желчного пузыря попадает в общий желчный проток и закрывает выход для сока поджелудочной железы.
-- Какие симптомы могут указывать на острый панкреатит?
-- Боль вверху живота, которую невозможно снять обезболивающими препаратами и которая быстро нарастает. Тошнота, рвота.
-- Насколько быстро можно поставить точный диагноз?
-- На сегодняшний день существует много способов точно определить, есть ли у человека острый панкреатит. Мы можем провести ультразвуковое исследование и посмотреть не только брюшную полость, но и сосуды, определить характер кровотока, увидеть протоки поджелудочной железы и желчевыводящие пути. С помощью эндоскопа можно рассмотреть на мониторе саму поджелудочную железу. Кроме того, уже два года мы используем такой экспресс-метод диагностики, как стрип-тест. Благодаря ему за двадцать секунд можно поставить пациенту правильный диагноз.
-- Как лечится острый панкреатит?
-- В половине случаев мы назначаем консервативное лечение. Сейчас существуют эффективные препараты, благодаря которым операции можно избежать. Но примерно в 20% случаях она все же необходима. Мы стараемся использовать щадящие методы. Например, при панкреатите, осложненном камнями, применяется такая методика: в двенадцатиперстную кишку вводится эндоскоп, и камень удаляется из протока. Большие операции мы делаем только тогда, когда в поджелудочной железе произошли необратимые изменения (например, некроз). Хотя поджелудочная железа, как и печень, имеет большой резерв жизнеспособности: всего лишь 10--20% этого органа могут обеспечить пациенту нормальную жизнь. Но все же лучше вовремя обратиться к специалисту.
285Читайте нас у Facebook