«усыновить юру и ванечку пожелало столько людей, что мы просто Растерялись»
Нынешним летом в Нововоронцовском роддоме Херсонской области молодая женщина отказалась от новорожденных близнецов. Долгое время местная служба по делам семьи безуспешно пыталась найти малышам родителей: супружеские пары были готовы усыновить мальчиков, но только по одному. А хотелось, чтобы папа и мама появились сразу у обоих полуторамесячных крошек. Тогда-то и возникла идея обратиться в «ФАКТЫ», которые помогли многим маленьким сиротам обрести любовь и родительский кров. После публикации в газете (номер от 7 октября этого года) статьи о грудничках Ване и Юре на маленький райцентр обрушился шквал звонков со всей Украины
«Первые звонки меня несказанно обрадовали, а к полудню я уже не знала, что делать»
Две недели назад 36-летняя дама шла на работу и в ожидании троллейбуса купила на остановке утренние газеты. Когда листала «ФАКТЫ», взгляд упал на фотографию крошечных младенцев. Она присела на скамейку, чтобы прочитать историю, которая, как потом оказалось, не только остановила колесо ее привычных повседневных забот, но и обратила течение жизни в совершенно иную сторону. Женщина уже никуда в тот день не поехала, а вернулась домой, чтобы снова и снова крутить телефонный диск, набирая длинный ряд цифр -- ими заканчивалась газетная публикация: 8 05533- 21553. Номер почему-то был все время занят.
-- Это мой рабочий телефон, -- объясняет Мария Терентьева, специалист по охране детства отдела образования Нововоронцовской райгосадминистрации Херсонской области. -- 7 октября я, как обычно, с утра вошла в свой кабинет и
Мария Андреевна уже десять лет занимается устройством брошенных детей на воспитание в семьи. В ее руках -- банк данных о ребятишках целого района, по разным причинам оставшихся без попечения родителей.
-- В тот вторник весь наш маленький отдел образования был буквально выбит из рабочего графика, -- продолжает Мария Андреевна. -- Казалось, в одну минуту сюда решила позвонить вся Украина. Я знала, что в район приезжал корреспондент «ФАКТОВ», но о том, что материал напечатан именно в этот день, догадалась по шквалу звонков. Три дня телефон не смолкал вообще! И если первые час-полтора душа моя ликовала, то к полудню я уже не знала, что с этим делать Супруги из маленьких райцентров Тернопольской и Ивано-Франковской областей умоляли разрешить им немедленно выехать за оставленными мамой в роддоме крохами, -- оказалось, эти люди много лет мечтают усыновить именно двойняшек и как раз мальчиков. Еще одна винницкая семья, которая растит шестерых своих детишек, предлагала усыновить двойню и тут же готова была отправиться к нам за детками. А через пять минут, волнуясь, как школьник, сорокалетний мужчина, стараясь перекричать помехи, рассказывал в трубку, что вчера еще даже не помышлял о приемных детях, но малыши Ваня и Юра с газетной фотографии ему будто в душу заглянули, он третий день носит в записной книжке клочок «ФАКТОВ» с телефоном, успел уже уговорить жену, она согласна
Супружеские пары из Севастополя и еще нескольких крымских городов, Киева и Днепропетровска, Харькова и Одессы, Херсона, Донецка, Львова, Винницы, Луганска просили отдать на усыновление мальчиков именно им, при этом многие сразу интересовались, как и чем к нам добираться. Опасаясь, как бы и в самом деле в небольшой одноэтажный поселок не началось паломничество со всей страны, мы даже занервничали. Сами не подозревали, какого доброго джина из бутылки выпустили.
В принципе, в законодательстве четко записано, кто имеет право на первоочередное усыновление в случаях, когда одного и того же ребенка желают взять сразу несколько лиц. Но предвидеть ситуацию, при которой назвать своими двух младенцев захотят сотни семей сразу Можно предположить: кто-то принял столь важное решение сгоряча, под впечатлением публикации, до того даже не помышляя брать на воспитание сироту -- читатели «ФАКТОВ» через нашу газету привыкли находить востребование своей доброте. Но скажем сразу, нововоронцовские органы опеки, чье заключение являлось решающим в подобного рода делах, выбирали папу и маму Ванечке и Юре среди тех пар, которые принимали важное решение не в один день. Остановились на супругах, приехавших из довольно отдаленного от здешних мест областного центра. Оба, он и она, перешагнули тридцатилетний рубеж. Бездетная пара давно мечтала любить, холить, растить маленького. Она -- медсестра, он -- инженер. Покорило опекунов и то, что глава семьи тоже из двойняшек.
«Нельзя отказываться от подарка судьбы, -- решили супруги, прочитав в газете историю Вани и Юры. -- Может, второго такого случая больше не будет».
Члены опекунского совета интересовались всем: доходами претендентов, их квартирой, новыми бабушками и дедушками близнецов, которые остались дома, и даже умеет ли папа менять деткам памперсы. Одним словом, именно эти двое, взявшись за руки, вошли в больничный бокс, где во сне посапывали, не подозревая о переменах в своей судьбе, Ваня и Юра. Пока мир малышей бессловесен, груднички дремлют и копят силы, но через пару месяцев им уже будет кому дарить свои улыбки, агуканья и первые слова: «мама» и «папа».
Марья Андреевна просила в публикации не называть город, который станет для малышни родным -- газетные истории, к сожалению, не всегда удачно сочетаются с тайной усыновления. А новоиспеченные родители, конечно же, не стали нарушать отечественную традицию скрывать от окружающих и от самих детей, откуда те взялись в семье. Украинское законодательство в подобных случаях идет навстречу усыновителям, разрешая для сохранения тайны менять по их желанию не только имена детишек, но даже дату их рождения. В истории, о которой знает пол-Украины, подобная предусмотрительность вполне оправдана.
Терентьевой бы с облегчением вздохнуть да порадоваться, что все так хорошо закончилось. Однако пока родители везли Юру с Ванечкой в их новый дом, ей, специалисту по охране детства, не давал покоя вопрос: а что же остальные позвонившие? И Марья Андреевна занесла всех потенциальных мам и пап в свою районную очередь кандидатами в усыновители, чтобы найти каждой откликнувшейся бездетной семье ребенка.
-- В Нововоронцовке до 7 октября не было очереди на усыновление, -- объясняет собеседница. -- А теперь вот таке-е-еннный список! И главное, всем этим людям можно помочь. Судите сами: недавно в соседнем районе из роддома прямо в больничной одежде сбежала студентка, оставив новорожденного младенца. Возможно, его заберет кто-то из тех, кому не достались наши двойняшки. С супругами, оставившими свои координаты, мы созваниваемся: рано или поздно постараемся подобрать им детишек.
«Многие нас убеждали: двойняшек нужно вернуть биологической маме»
Пока в Нововоронцовке решали насущную проблему жизнеустройства маленьких Вани и Юры, в редакцию «ФАКТОВ» звонили читатели, которые уверяли: самый лучший для младенцев выход -- возвращение в их кровную семью. Десятки людей просили адрес 24-летней Зиночки (мамы двойняшек, которая отказалась от сыновей из-за крайне стесненных материальных обстоятельств) -- спешили предложить ей свою помощь, поддержку, совет.
-- Нам тоже предлагали остановиться на таком варианте, -- рассказывает заместитель главы Нововоронцовской райгосадминистрации Светлана Рохальчук. -- К примеру, после выхода газеты позвонил помощник одного народного депутата Украины и предложил материально поддержать биологическую семью двойняшек при условии, если женщина заберет их. Мы посчитали, что такая услуга может оказаться медвежьей. Ведь речь идет о разовой поддержке -- сегодня. А завтра ей тянуть без мужа пятерых детей И все же желающих помочь Зиночке было столько, что мы, не имея права разглашать фамилию женщины, оставили в редакции адрес, куда читатели могут отправлять ей письма, посылки, переводы.
Звонили нам из Харьковской ассоциации семейных детских домов, предложили определить наших двойняшек к ним: пока мама не в состоянии воспитывать сыновей, она могла бы навещать мальчиков, сохраняя право в любой момент вернуть их в свой дом.
И тем не менее самой предпочтительной формой устройства будущего близнецов мы сочли передачу их на воспитание в семью усыновителей.
«Наше улыбчивое сокровище быстро растет, в семью пришли мир и счастье»
В прошлом году «ФАКТЫ» рассказали похожую историю: в Херсоне под крыльцо состоятельной компьютерной фирме кто-то подбросил четырехмесячного младенца -- домашнего, ухоженного, со следами прививок на ручке. Завернутого в одну пеленочку ребенка поздно вечером нашла пенсионерка. Причем подоспела она очень вовремя: забив ротик травой, подкидыш едва не задохнулся. Названного в шутку Админом малыша поместили в детское отделение больницы Суворовского района, а «ФАКТЫ» занялась поиском мамы и папы для грудничка, опубликовав на своих страницах номер телефона медучреждения, где он находился. Очень скоро заведующая отделением уже жалела, что согласилась на такой шаг: волна звонков буквально захлестнула больницу. Невозможно работать, жаловалась доктор, телефон не умолкает ни днем ни ночью.
После львовского «дела врачей» усыновление из медучреждений в Украине запрещено, поэтому наши читатели и Админа, и Ванечку с Юрой забирали из херсонского Дома малютки.
-- Подкидыша приемные родители уже увезли, -- вспоминает заведующая Домом малютки Светлана Иванова, -- а желающие его усыновить все приезжали. С сосочками, памперсами и страстным желанием любить, баловать, сделать счастливым. Я им предложила других сирот. Пара из Днепропетровска увезла замечательного мальчишку, нашего всеобщего любимца. Эти люди нам уже звонили, благодарили: наше улыбчивое сокровище растет, скоро ему два года, в семью наконец пришли мир и счастье.
Как не радоваться, когда у грустных историй получается такой замечательный финал. Однако есть неразрешимая загадка: почему сотни людей хотят усыновить именно того ребенка, о котором рассказала газета, тогда как тысячи сирот в приютах, расположенных рядом, мечтают найти маму и папу. Вот уж воистину «вначале было слово»
-- Мне и самой непонятен такой феномен, -- соглашается Мария Терентьева. -- Я спрашивала об этом звонивших и обнаружила, что многие вообще не знают, где «дают» детей. Зачастую люди уверены, что все отказники -- больные, а здоровые дети уходят за взятки или по знакомству. Скорее всего, бум вокруг Юры и Ванечки возник из-за фразы в публикации, что при рождении братья получили высшую отметку по десятибалльной шкале.
Как специалист по охране детства Марья Андреевна, наверное, знает и маленькую хитрость, которую недавно по секрету открыли мне медики из глубинки: в нищих районных больницах отсутствуют социальные койки для брошенных детей, и чтобы их там содержать на законных основаниях месяцами, а то и годами, в медкартах здоровых малышей появляются записи о вымышленных заболеваниях. Потом эти придуманные диагнозы встают поперек судьбы сирот, мешая им обрести дом.
Впрочем, проблемы со здоровьем -- не единственная препона на пути детей в новые семьи. Готовя эту публикацию, я позвонила в Херсонское областное управление образования, чтобы получить сведения, касающиеся регионального банка данных о детях-сиротах. Но, увы, не удалось узнать даже количество брошенных на Херсонщине детей, которые сегодня нуждаются в семейном устройстве (для этого следовало как минимум прислать официальный запрос). А ведь сегодня в Европе, да и в России, за десять секунд можно попасть на страницы сайтов региональных операторов банка данных о детях-сиротах или же купить приложение к газете «Аргументы и факты», где из номера в номер публикуются самые полные сведения о потерявших семью малышах. Результат подобной открытости налицо: все детки, которым наша газета пыталась помочь, нашли новых родителей в разных уголках Украины. Поэтому, может, самый важный урок истории Вани и Юры в том, что наша система усыновления должна стать более прозрачной и доступной.
562Читайте нас у Facebook