ПОИСК
Політика

Официальные власти сша назвали голодомор в украине в 1932-1933 годах актом террора и массовых убийств украинского народа советским режимом

0:00 29 жовтня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
А газета «Нью-Йорк таймс» признала, что ее бывший собкор в СССР, считавший эту трагедию вымыслом, не заслуживает Пулитцеровской премии

Внутригазетные «разборки» обычно не становятся предметом обсуждения широких слоев населения -- таков неписаный журналистский этикет. Однако из любого правила, как известно, бывают исключения. На днях руководство американской газеты «Нью-Йорк таймс» признало, что ее бывший корреспондент Уолтер Дюранти, работавший собкором издания в Москве в 1921-1934 годах, незаслуженно получил престижную Пулитцеровскую премию в 1932 году за описание событий в СССР.

Тогда считалось, что репортажи ныне покойного г-на Дюранти «беспристрастны и объективны». Московский собкор флагмана американской журналистики, как до сих пор называют газету «Нью-Йорк таймс», в своих репортажах из СССР утверждал, что в стране Советов все прекрасно, а его коллеги, сообщающие о голоде в Украине, просто лгут. Сейчас, собственно, нет смысла гадать, преднамеренно ли Дюранти умалчивал о чудовищном голоде в Украине в 1932-1933 годах, в результате которого умерли мученической смертью до 10 миллионов украинцев, или же был попросту запуган органами НКВД, а посему вынужденно передавал информацию в радужных тонах. Как выяснили эксперты, в далекие тридцатые годы высшее руководство США было прекрасно осведомлено о том, что же происходило на самом деле в тридцатых годах в СССР -- голодомор в Украине, Поволжье, на Кубани, а также в других регионах огромной страны с тоталитарным режимом. Но… «Международная общественность поверила циничной пропаганде Советского Союза, продававшего хлеб за рубеж в то время, когда в Украине каждую минуту от голода умирало 17 человек», -- сказал Леонид Кучма в своем выступлении в сентябре этого года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Тогда лидерам мировых супердержав было удобно закрывать глаза на преступления тоталитарного режима, поскольку советское правительство намеревалось заключить крупные торговые соглашения, сулящие немалую прибыль. Но Президент Леонид Кучма выразил надежду, что через 70 лет после трагедии мир все же вспомнит о жертвах голодомора в Украине и признает это преступление геноцидом против украинцев.

Практически через полтора месяца после этого выступления нижняя палата представителей Конгресса США утвердила резолюцию: «… искусственный голод был задуман и осуществлен советским режимом как преднамеренный акт террора и массовых убийств украинского народа». Удивительным образом это неординарное для украинской народа событие совпало со статьей в «Нью-Йорк таймс», в которой издатель газеты Артур Сульцбергер и ее главный редактор Билл Келлер признали, что тогдашний собкор в Москве Уолтер Дюранти своими необъективными статьями нанес большой вред репутации газеты. В 1933 году в «Нью-Йорк таймс» Уолтер Дюранти писал: «Любые сообщения о голоде являются преувеличением злобной пропаганды»…

Накануне 70-летней годовщины голодомора в Украине Комитет украинского конгресса Америки обратился в Пулитцеровский комитет с просьбой отозвать награду Дюранти. Это стало возможным после того, как профессор Колумбийского университета Марк фон Хаген в своей работе «разоблачил» г-на Дюранти, «не заметившего в СССР таких явлений, как массовый голод во время коллективизации».

РЕКЛАМА

В Украине многие средства массовой информации на протяжении последних лет освещают тему искусственного голода на территории нашей страны и анализируют причины трагедии. Однако первой тему неэтичного поведения американского журналиста Уолтера Дюранти, получившего по сути Пулитцеровскую премию за освещение событий, ставших трагическими для Украины, затронула в своем открытом письме газета «День». Вот что сказала по этому поводу главный редактор издания Лариса Ившина:

-- Наверняка в истории мировой прессы поступок Дюранти является наиболее ярким примером того, о чем в Украине говорят: «Брехнею весь свiт пройдеш, а назад не вернешся». Возможно, г-ну Дюранти очень повезло, что у него нет близких, которым бы сейчас пришлось пережить его позор. Но вот еще какой вопрос: устыдятся ли те, кто по сути, стал на его сторону, и спустя семьдесят лет после трагедии предпочитает умалчивать об искусственном голодоморе в Украине? Когда в Верховной Раде рассматривался вопрос о голодоморе, фракция коммунистов демонстративно покинула зал… Разве это не исчерпывающая моральная оценка КПУ? Не в этом ли ряду позиция Российской Федерации, которая была категорически против рассмотрения в американском Конгрессе резолюции по голодомору в Украине? Наверняка Россия, объявившая себя правопреемницей Советского Союза, опасается, что ей в той или иной мере придется, образно говоря, «платить по векселям». Но ведь никто в Украине не ставит перед нынешним российским правительством вопрос о материальной компенсации родственникам жертв голодомора. Просто с общечеловеческих позиций россиянам вполне было бы достаточно произнести хоть какие-то слова даже не извинений, а просто сочувствия…

РЕКЛАМА

Даже на уровне палаты представителей американского Конгресса признание голодомора 1933 года геноцидом против украинского народа имеет колоссальное значение. После стольких лет мы наконец добились того, что страшные события украинской истории названы своими именами, а значит, сделан шаг в сторону восстановления украинской национальной идентичности. И это важно не только с политической, но, в первую очередь, с моральной точки зрения. Это дань людям, которые до сих пор боятся вспоминать о пережитом. Мир наконец услышал их боль и проявил готовность ее разделить…

РЕКЛАМА

239

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів