ПОИСК
Політика

Академик георгий арбатов: «показательные судилища над олигархами симпатичны только люмпенам, а в глазах людей, не разучившихся думать, они вряд ли сработают на авторитет кремля»

0:00 29 жовтня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
Известный российский ученый, который лично знал американских президентов, начиная от Джонсона и заканчивая Бушем-старшим, произнес эти слова за несколько дней до ареста в России самого богатого бизнесмена -- Михаила Ходорковского

Доктор исторических наук, почетный директор института США и Канады Георгий Арбатов участвовал практически во всех, в том числе и тайных, переговорах между Соединенными Штатами и СССР. Академик считает, что Владимиру Путину вместо показательных процессов над олигархами стоило бы заняться более конкретными делами. Например, направить в многомиллионные особняки инспекторов, которое бы поинтересовались у живущих там чиновников, официально зарабатывающих копейки, на какие средства построены хоромы. Георгий Арбатов также советует нынешнему российскому руководству никогда не забывать: в истории остаются не речи, а дела…

«За годы реформ экономика России пострадала сильнее, чем в Великую Отечественную»

-- Георгий Аркадьевич, вы никогда не хотели специально для членов российского правительства прочесть цикл лекций о Великой депрессии и о Новом курсе президента Рузвельта?

-- Слабо представляю наших министров в лекционном зале. Они так уверены в себе, что вряд ли захотят учиться пусть даже и у Рузвельта. Им никто не указ. Греф с Касьяновым не устают твердить, мол, рынок всех рассудит. Между тем, опыт, полученный американцами в 30-е годы прошлого века, мог бы весьма пригодиться российским реформаторам. Ведь то, что сейчас в России, трудно назвать социально ориентированным капитализмом. Конечно, причины Великой депрессии в Америке и системного кризиса в России в 90-х годах различны. Но глубина падения в чем-то сравнима. Франклин Рузвельт понимал: еще немного и народ сметет власть, не способную принимать ответственные решения. Поэтому и занялся серьезными и радикальными реформами, создавая капитализм с человеческим лицом. Создал. Впрочем, вас, видимо, занимает иное: понимает ли президент России историческую задачу, готов ли сформулировать и реализовать то, что у Рузвельта называлось Новым курсом?

-- Вы как считаете?

РЕКЛАМА

-- На такие вопросы нет однозначного ответа. Время покажет… Всякая разумная политика начинается с правды. Но констатации мало, необходима собственная программа. Настоящему лидеру не к лицу бояться непопулярных мер. Рузвельт начинал с принятия двух чрезвычайно жестких законов -- о восстановлении промышленности и регулировании сельского хозяйства. Первый фиксировал цены на продукцию, распределял рынки сбыта. По сути, это был отход от рыночных принципов, но в итоге администрация Рузвельта смогла поддержать крупнейшие монополии, составлявшие костяк американской экономики. Второй закон позволил повысить цены на сельхозпродукты: фермерам выдавали компенсацию за сокращение посевных площадей и поголовья скота. Рузвельт дал права профсоюзам, ввел социальное и медицинское страхование, добился сокращения рабочего дня. И -- спас капитализм.

-- А что должен спасать Путин?

РЕКЛАМА

-- Страну. Не призываю нашего президента возрождать Госплан в его советской ипостаси, но элементы планового хозяйства восстановить необходимо. Нынешняя стабильность сродни стагнации. Ничего ведь не развивается, структурные проблемы заморожены, а мы делаем вид, будто все в порядке. Ждем очередного потрясения?

-- Подводите к известному тезису, что Россия способна мобилизоваться лишь перед лицом реальной угрозы, когда людей сплачивает коллективный страх?

РЕКЛАМА

-- К сожалению, так и есть. Пока жареный петух не клюнет, русский мужик не перекрестится… Повторяю, чтобы оценить масштаб нависшей над страной опасности, нужна правда. Мы гордо говорим о семи процентах роста ВВП, но «скромно» умалчиваем, что за годы реформ падение производства исчислялось разами, экономика пострадала сильнее, чем в годы Великой Отечественной. При этом на Рублевке продолжают расти многомиллионные особняки. И обитают в них не только бизнесмены, а и незаметные чиновники, официально зарабатывающие копейки и не устающие рассказывать, как кладут жизнь ради народного блага. Почему бы Путину не направить в эти дворцы инспекторов, которые спросят: «Тук-тук, кто в теремочке живет? На какие шиши хоромы построены?» Это больше походило бы на борьбу с коррупцией, чем дело «оборотней в погонах». Президент вправе потребовать и от губернатора Абрамовича отчета, почему тот занимается скупкой спортивных клубов по всему миру, а не решает проблемы региона. Или чукчи всем уже довольны?

Показательные судилища над «проштрафившимися» олигархами, осмелившимися заявить о собственных политических амбициях или поддержать оппонентов Кремля, могут вызвать симпатии у люмпенов, по определению ненавидящих богатых, но вряд ли сработают на авторитет власти в глазах людей, не разучившихся думать. Если ты чувствуешь ответственность за страну, то должен беспокоиться не о рейтинге и том, чтобы понравиться избирателям, а заниматься конкретными делами.

«Самым умным и интеллигентным среди советских лидеров был Юрий Андропов»

-- Но ведь и в Америке «мочили» олигархов…

-- Там не было сведения счетов. Все споры решались и решаются на основе антимонопольного законодательства. Это гарантирует, что, к примеру, автомобильные фирмы США не окажутся в одних руках. В нашей же стране в таком допуске нет ничего невероятного. В Америке владельцев заводов и пароходов не изберут в конгресс. Богатого человека -- да, но не миллиардера. Впрочем, Рокфеллер и сам не станет выставлять кандидатуру. И Форд тоже. Как говорится, богу -- богово… Деловой человек не должен чрезмерно увлекаться политикой. Это другая профессия. Не могу представить и покупку Standard Oil'ом телеканалов NBC или СВS. Скандал в Штатах поднялся бы жуткий. За океаном стараются сохранить хотя бы относительную независимость СМИ -- и от власти денег, и от власти бюрократии. У нас же «Газпром» владеет НТВ, и никто в ус не дует…

-- Надо не бояться прессы, чтобы дать ей свободу.

-- Правильно! Лидер должен быть уверен в себе, тогда появится иммунитет, не будет слишком болезненной реакции на критику. Это приходит с опытом. Путин же получил власть, не обладая достаточными навыками руководителя.

-- Не боги горшки обжигают, Георгий Аркадьевич. В конце концов, короля делает свита. Тот же Рузвельт в свое время создал так называемый мозговой трест, разработавший комплекс мер, которые потом реализовывал президент.

-- Верно сказали: Рузвельт создал. Такие тресты не падают с небес. Не надо бояться приближать тех, кто умнее тебя. С подхалимами и дураками сладить проще, но для дела ведь нужны сильные личности! Мне довелось пообщаться с руководителями нашей страны, начиная с Хрущева и заканчивая Ельциным, и могу сказать: самым умным и интеллигентным среди них был Юрий Андропов. Он поддерживал натуры яркие, неординарные. Даже Леониду Брежневу, человеку средних способностей, но с опытом руководящей работы, хватило ума позвать в качестве консультантов интеллектуалов, людей с головой. И у Ельцина были советники в ранге академиков. А сейчас? Вы многих министров знаете в лицо? Я только двоих. И оба -- Ивановы. Ну, еще главу МЧС Шойгу, часто мелькающего на экране. Остальные сливаются в однородную массу, их невозможно идентифицировать. Нельзя подбирать подчиненных только по признаку личной преданности, принадлежности к силовым структурам и наличию питерской прописки в паспорте. Искусство руководства заключается в том, чтобы расставить всех по местам, максимально используя сильные стороны каждого. Или иной аспект. Путин стремится получить контроль над парламентом, полностью подмять Госдуму под себя. Зачем? Это все от политической неопытности. Принцип разделения властей -- изобретение полезное. Президенту надо освободить руки и голову для решения глобальных вопросов, а он хватается за все сразу -- и депутатами рулит, и губернаторов строит, и СМИ приструнить пытается… В итоге ничего не доводится до логического конца.

-- Полагаете, Владимир Путин этого не знает?

-- Наш президент произносит правильные слова, говорит он убедительно, слушать его приятно. Но в истории остаются не речи, а дела. О Рузвельте мы ведь судим не по предвыборным спичам, а вспоминаем, как в 1933 году в первые сто дней пребывания у власти внес в Конгресс пакет законов -- о банковской деятельности, экономии, трудовых лагерях, честности в биржевых операциях… Все они -- с последующими поправками -- и сейчас входят в «Свод законов США»…

Ельцин вошел в историю, поднявшись на танк в августе 91-го. Увы, Борис Николаевич так и не смог сойти с брони… Путин? По утрам я подхожу к окну спальни и всякий раз вижу одну картину: в мусорном баке кто-то роется. И часто этот «кто-то» не бомж оборванный, а интеллигентного вида человек, которому попросту нечего есть… Как после этого слушать рассказы об успехах в экономике и росте ВВП на доли процента? Наверное, у наших руководителей вид из окна иной, другого объяснения не нахожу…

Из досье «ФАКТОВ»

Георгий Аркадьевич Арбатов родился 19 мая 1923 года в Херсоне. С 1930 по 1935 годы жил с родителями в Германии, видел приход фашистов к власти. 21 июня 1941 года зачислен в курсанты Московского артиллерийского училища имени Красина… Инвалид Великой Отечественной войны 2-й группы. После Победы и окончания института работал журналистом-международником. В 1964 году назначен консультантом, затем руководителем группы консультантов отдела ЦК КПСС. В 1967 году создает и возглавляет Институт США и Канады АН СССР, в 1998 году избирается его почетным директором. Академик Российской Академии наук, доктор исторических наук, профессор, автор многих научных трудов.

214

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів