ПОИСК
Події

Два кита мобильной связи: за кем реальное лидерство?

0:00 31 жовтня 2003
Інф. «ФАКТІВ»

Введение с 19 сентября бесплатных входящих звонков резко обострило конкурентную борьбу между мобильными операторами. В основном -- между «Киевстаром» и «UMC». Причем обе компании конкурируют не только за деньги абонентов. Они должны показать свою эффективность и перед своими акционерами -- крупными компаниями, чьи акции продаются на международных финансовых биржах. И если жители Украины уже привыкли не очень верить рекламе, «валящей с ног», то представителям международных деловых кругов еще предстоит во всем хорошо разобраться.

Многим абонентам «Джинс» достались бесплатные стартовые пакеты

Так, около месяца назад компания «UMC» заявила, что наконец обогнала своего главного конкурента -- «Киевстар» -- по количеству абонентов. Разница составила 40 тысяч (то есть 1,6 процента). Эта цифра меньше количества абонентов, подключающихся к каждой компании за одну неделю! Данный факт немедленно подхватила пресса, «UMC» тут же присудили почетную награду «Выбор года». А спустя всего две недели «Киевстар» официально заявил о восстановлении лидерского статус-кво, сообщив, что число его абонентов выросло до 2,6 миллиона человек -- что является новым рекордом в масштабах страны.

Между тем есть основания считать, что компания «UMC» достигла обозначенного рубежа благодаря «резерву главного командования» -- принадлежащей ее новым хозяевам, московской компании «МТС», торговой марки «Джинс». Того самого «виртуального оператора», который-де никакого отношения к «UMC» не имеет, а просто работает в сети этой компании. Вспомним: после того как улицы украинских городов были заполнены черными рекламными щитами, призывающими выбирать «третьего мобильного оператора», «UMC» постаралась максимально дистанцироваться от «Джинс». Не отрицая, что это совместный проект «UMC» и «МТС», менеджеры обеих компаний, тем не менее, заявляли о его самостоятельной маркетинговой политике, и о том, что его абоненты будут прежде всего абонентами «Джинс», а к «материнской» компании отношения вовсе не имеют. И вот, с целью любой ценой обогнать конкурента их попросту… приплюсовали к абонентам «UMC»! Но тогда как относиться к рекламной кампании «третьего оператора»?

Абонентов «Джинс» сегодня, по заявлению «UMC», насчитывается 200 тысяч. А «Киевстар» компания обогнала только на 40 тысяч. Выходит, реальное отставание между операторами -- почти на 7 процентов. И не в пользу «UMC». А теперь вспомним, что большая часть абонентов «Джинс» стали таковыми на многочисленных промо-акциях, в ходе которых стартовые пакеты раздавались бесплатно.

РЕКЛАМА

И многие активировали их в дополнение к уже существующим подключениям к «Киевстару» или «UMC». К тому же, по признанию самой «UMC», треть новых абонентов «Джинс» -- бывшие пользователи «SIM-SIM», препейд-сервиса «UMC». Но в «UMC» абонентов «SIM-SIM» продолжают числить активными в течение трех месяцев с момента совершения звонка, а услуге «Джинс» (как мы понимаем, очередной услуге «UMC») от роду всего-то меньше трех месяцев. Хочется спросить: а не посчитана ли дважды как минимум треть от этих двухсот тысяч абонентов? К тому же срок действия большинства из розданных пакетов «Джинс» еще не истек, а значит, нельзя точно сказать, решили их владельцы пополнить счет и использовать их дальше или просто выбросят их.

Мобильные операторы любят поговорить о расширении зон покрытия. По данным «UMC», ее сеть развернута на 72 процентах территории страны, у «Киевстара» же -- лишь на 65 процентах. Вроде бы, формально преимущество «UMC» налицо. Но! Значительная часть карты покрытия этой компании окрашена в бледно-лиловый цвет, означающий (цитирую) «зона уверенного сигнала вне помещений (!) и на открытой местности». То есть сигнал там можно поймать, например, забравшись на крышу дома или выйдя во чисто поле, подальше от всяких стен и других препятствий. «Киевстар» утверждает, что на его карте -- только зона уверенного приема, без всяких там «если». К тому же неясно, куда на новой карте «UMC» подевалось покрытие в стандарте NMT-450. Оно тоже входит в заявленные 72 процента? Но ведь привычные всем GSM-телефоны не могут его использовать. Тут есть о чем задуматься.

РЕКЛАМА

Должно быть все просто и четко: входящие -- бесплатны, исходящие -- по прежней цене

Историю мобильной связи в Украине можно смело поделить на период до 19 сентября 2003 года и после. Введение операторами бесплатных входящих звонков существенно откорректировало стиль их работы. Во всем цивилизованном мире бесплатность входящих означает, что за звонок платит тот, кто звонит. А сами телефонные компании должны уже делиться этими деньгами друг с другом. Однако у телекоммуникационных бизнесменов остается большой соблазн получить деньги за входящие звонки не только от других операторов, но и от своих абонентов, повысив тарифы. Конечно, если сделать это прямо -- клиенты разбегутся. Но если, снизив абонплату, уменьшить количество входящих в нее «бесплатных» минут, то могут сразу и не заметить. А заметят лишь тогда, когда неожиданно быстро закончатся деньги на счете. Уйти к другому оператору, конечно, можно всегда, но денег этим не вернешь. Как говорится, обойдемся без имен, поговорим лишь о тенденциях. Еще одна -- снижение тарифов. К нему в новых условиях прибегли некоторые небольшие мобильные операторы, чтобы хоть как-то удержать абонентов. Однако стабильность многим абонентам тоже по душе. У компании «Киевстар» все просто и четко: входящие -- бесплатны, исходящие -- по прежней цене. Экономия в два раза налицо.

Почему же так обострилась сегодня конкурентная борьба? Вспомним: еще несколько лет назад в стране был лишь один национальный мобильный оператор -- «UMC» (»Голден Телеком» присутствовал тогда только в Киеве, а «DCC» в Донецке). Вспомним, сколько стоили тогда услуги мобильной связи: подключиться -- несколько тысяч долларов, да и поговорить -- до тысячи долларов в месяц. Проще говоря, «UMC», что называется, сняла с рынка сливки -- от огромных денег с небольшого числа богатых абонентов, до налоговых льгот совместному предприятию и технического содействия «Укртелекома», владевшего тогда половиной компании. При этом предпринимать какие-либо усилия для сохранения такого положения вещей компании не требовалось. И даже после 1997 года, когда на рынок вышел «Киевстар», его не принимали всерьез. Гром грянул в 2001 году, когда «Киевстар» первым перешагнул рубеж в миллион абонентов. С тех пор началась отчаянная гонка за количеством абонентов.

РЕКЛАМА

При этом «Киевстар» поставил перед собой цель разрушить устоявшийся стереотип представления о мобильной связи как о труднодостижимом предмете роскоши, доступном немногим. Задачей компании стало предоставление доступных услуг мобильной связи как можно большему количеству украинских потребителей. «Киевстар» добился этого путем эффективной маркетинговой политики, быстрого строительства мобильной сети по всей стране, а главное -- высококачественному сервису.

Однако количество абонентов, или доля рынка -- важный, однако не самый главный показатель деятельности мобильного оператора. Частная компания должна в первую очередь приносить прибыль. По итогам 2002 года чистая прибыль обоих ведущих операторов мобильной связи почти сравнялась -- 65 миллионов долларов у «UMC» и 63,3 миллиона долларов у «Киевстара». Причем догнал «Киевстар» своего конкурента с меньшими затратами: общие инвестиции в компанию на конец 2002 года составили 364 миллиона долларов, тогда как в «UMC» за это же время пришлось вложить на 100 миллионов долларов больше.

Естественно, такое положение вещей может не понравиться российским хозяевам «UMC». Москвичи дали старой команде шанс показать свой профессионализм, свидетельством которого должно было стать возвращение компании первого места на рынке. Уже видно, что, несмотря на 200-миллионные инвестиции, которые «МТС» планировала бросить в Украину в этом году, безоговорочного лидерства «UMC» достичь пока не удается. Интрига на украинском рынке мобильной связи закручивается все туже. Борьба за клиента становится все острее. И это не может не радовать.

260

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів