ПОИСК
Події

В следующем месяце -- после рождественских праздников -- киевляне смогут покупать в кассах столичного метрополитена новые пластиковые карточки для проезда

0:00 10 грудня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
Чтобы пройти на станцию, новый проездной без традиционной магнитной ленты достаточно будет лишь поднести к турникету

Бесконтактная карточка, имеющая ряд преимуществ перед нынешними магнитными, более долговечна и удобна, максимально защищена от подделок и может использоваться как банковская платежная или социальная карточка киевлянина. Сейчас новая система оплаты проезда, уже презентованная столичным властям и получившая их положительные отзывы, проходит масштабные испытания на станциях метро.

Постепенно старые проездные изымут, а стоимость жетона планируют увеличить

-- Первые магнитные карточки для проезда в столичном метро появились в середине 90-х годов прошлого века, -- объяснил «ФАКТАМ» начальник Киевского метрополитена Николай Шавловский. -- Сейчас такие проездные нуждаются в серьезной модернизации -- они не всегда вовремя срабатывают, довольно часто блокируются, из-за чего и возникают перебранки между контролерами и пассажирами. К тому же магнитные карточки недостаточно защищены от подделок -- изменив несколько раз так называемый код дня, мы изъяли немало фальшивых проездных. Стоимость изготовления магнитной карточки -- 1 гривня, и действие ее ограничивается одним месяцем. Пассажир, таким образом, каждый раз переплачивает за нее деньги, а в конце месяца использованный проездной выбрасывает.

Новая карточка, оснащенная микрочипом и имеющая штрих-код, может прослужить около десяти лет. Ее залоговая стоимость -- 12 гривен. Получается, пассажир тратит лишь 12 копеек в месяц: достаточно один раз купить такой проездной, а затем периодически пополнять заложенную в него сумму, которая не ограничивается истекшим месяцем. Купив, к примеру, карточку в январе, можно ездить до апреля -- пока на карточке есть деньги.

Пополнять сумму можно будет в кассах на всех станциях метро -- процедура займет не более 10 секунд. Кроме того, чтобы не создавать очередей у касс, на станциях установят специальные банкоматы: пассажир, вставив в такой банкомат карточку и деньги -- любую сумму любыми купюрами -- также сможет мгновенно пополнить счет и получить соответствующий чек. В течение 40 минут автомат хранит информацию о проведенной процедуре и в случае конфликтных ситуаций контролер легко выяснит, сколько на самом деле заплатил пассажир: фотоэлемент зафиксирует не только купюры, но даже лицо человека. По истечении 40 минут претензии предъявлять уже нельзя.

РЕКЛАМА

По словам Николая Шавловского, новую систему оплаты проезда станут внедрять в несколько этапов. Бесконтактные карточки начнут продавать, скорее всего, после рождественских праздников -- за оставшееся до них время отработают все до мелочей, чтобы избежать сбоев. Пассажирам достаточно будет лишь поднести проездной к небольшому квадратному окошечку на верхней панели турникета, где установлено считывающее устройство, срабатывающее за доли секунды. Главное -- подносить карточку не слишком высоко и не очень быстро ею махать. В памяти проездного заложено определенное количество поездок -- в зависимости от стоимости проезда, и каждый раз на дисплее турникета высветится, сколько поездок осталось.

Наряду с бесконтактными проездными пока можно будет ездить и по магнитным карточкам и жетонам. Постепенно старые проездные изымут, а стоимость жетона, которым пользуются, как правило, иногородние пассажиры, планируют повысить. Сейчас на каждой станции несколько турникетов уже переоборудованы под бесконтактные карточки, монтируют и оборудование в кассах. Вскоре начнут устанавливать банкоматы.

РЕКЛАМА

Не исключено, что со временем будет ограничено количество поездок для льготников

-- Льготы для школьников, студентов, пенсионеров и всех 38 категорий льготных пассажиров с внедрением новых проездных сохраняются, -- уверяет Николай Шавловский. -- В дальнейшем мы планируем через пенсионные фонды, отделы социального обеспечения, другие организации выдавать льготникам бесплатно именные бесконтактные карточки для проезда. Тогда нам удастся максимально точно подсчитать, сколько раз, в какое время и на каких линиях такие пассажиры ездили. Не исключено, что со временем будет ограничено количество поездок для льготников -- от 60 до 100 в месяц. Получив бесконтактный проездной с утвержденным сессией Киевсовета количеством бесплатных поездок, пассажир, использовав ресурс, будет вынужден за остальные платить. В конце месяца ему в кассе метро снова пополнят карточку бесплатными поездками на следующие 30 дней.

С помощью новых проездных руководство метрополитена планирует ограничить и любителей кататься в метро целыми днями, пересаживаясь с линии на линию. На втором этапе внедрения бесконтактных карточек предусматривается, что считывающими устройствами оснастят также турникеты на выходе со станции. И деньги с карточки станут снимать в зависимости от того, сколько станций проехал пассажир.

РЕКЛАМА

-- Тогда каждый будет платить только за себя, а не за другого, -- объясняет Николай Шавловский. -- Разрабатывается более гибкая и дифференцированная система оплаты: проехал одну станцию -- плати всего 10 копеек, две -- 20 копеек, поездка на поезде на расстояние, скажем, от 8,5 до 10 километров обойдется в 50 копеек (при нынешней стоимости проезда). Запланированы и другие скидки. К примеру, при пяти поездках пассажир заплатит за проезд 100 процентов, от 6 до 10 -- 90 процентов, за 11--20 поездок -- только 85 процентов, от 21 до 50 -- 80, а от 51 -- 75 процентов. Чтобы немного разгрузить станции в часы пик, планируем внедрить льготы для пассажиров, которые ездят в другое время: скажем, с 10. 00 до 15. 00 и после 20. 00 проезд обойдется дешевле -- человек сам решит, когда ему ездить выгоднее.

Бесконтактная карточка имеет 16 так называемых дорожек памяти. Для проезда в метро задействована только одна. Некоторые банки уже заявили о готовности использовать новые проездные как платежные карточки, в последующем планируют вносить в память проездного и другую информацию.

-- Внедрение новой системы оплаты не станет причиной подорожания проезда в метрополитене, -- подчеркивает Николай Шавловский. -- Пока что говорить об изменении тарифов рано. Да, сейчас самоокупаемость проезда составляет только 75 процентов, и мы не можем в полной мере проводить ремонты эскалаторов, путей, оборудования, закупать необходимое количество вагонов. Поэтому ныне разрабатывается новая методика расчета тарифов, вскоре ее планируют утвердить в нескольких государственных инстанциях. Тогда удастся точно высчитать, какой должна быть стоимость проезда в метро. Однако речь идет пока только о методике расчета, а не автоматическом повышении тарифа. А там время покажет…

276

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів