Почему так дорого обходятся дешевые отечественные удобрения?
На минувшей неделе «ФАКТЫ» уже писали о проблеме обеспечения сельского хозяйства минеральными удобрениями отечественного производства (»ФАКТЫ» от 11 декабря сего года). О важности поднятой темы говорит тот факт, что в Кабмине готовится документ по ограничению экспорта фосфатных и азотных удобрений, произведенных в Украине. «Я не скажу, что экспорт полностью остановится. Но три следующих месяца химические предприятия будут работать исключительно на интересы национального хлеба», -- заявил вице-премьер Иван Кириленко.
Итак, очевидно, будет ограничен не импорт, а экспорт с одновременной выплатой селянам дотаций на покупку украинских удобрений. Но, по сути, это «мягкая» попытка ограничения импорта. Таким образом, наш прогноз по развитию рынка удобрений, к сожалению, оправдался: снова мы снимаем боль, но не лечимся.
По словам министра аграрной политики Сергея Рыжука, дотации вводятся для «роста конкурентоспособности украинских удобрений». Добавим: иллюзорной конкурентоспособности. Удобрения станут лучше? Нет. Дешевле? На первый взгляд -- да, на самом деле -- вряд ли. Приплачивая селянам, то есть создавая видимость, что удобрения подешевели, решено прикрывать за счет бюджета неповоротливость наших химиков. Допустим, в будущем году урожай удастся поднять. А дальше? Вряд ли стоит надеяться, что «прибыль», полученная производителями удобрений за счет бюджета, будет реинвестирована на развитие производства -- ее просто не хватит. В прошлом году два действующих производителя фосфатов получили прибыли не более 1 миллиона гривен, в то время как для реконструкции их производств требуется не менее 100 миллионов долларов. Зачем приучать производителей к бюджетным средствам и рисковать тем, что в отрасли наступит застойная тишь?
Вместе с тем именно в этой отрасли есть весомый резерв для прорыва. По мнению ряда экономистов, Украина уже имеет как минимум две точки роста: черную металлургию, получающую миллиардные прибыли и реинвестирующую 60--70% от них в развитие производства, и авиапром, развитие которого стимулирует государство. И теперь есть возможность установить еще одну, а в перспективе -- еще две зоны роста.
В стране есть и сырьевая база, и производственные мощности для роста индустрии минудобрений. Например, Федоровское месторождение, о котором «ФАКТЫ» уже писали, в состоянии полностью загрузить все производства -- и действующие, и остановленные -- и дать качественное сырье для титановой отрасли. Есть квалифицированные специалисты. Это уже сильная позиция, с которой можно, не унижаясь, искать достойного партнера, обладающего капиталом. А с ним придут и современные технологии, и менеджмент.
Инвесторы готовы к сотрудничеству, они лишь ожидают хотя бы минимального «потепления» инвестиционного климата. Наше законодательство несложно модифицировать под европейское и на высоком политическом уровне гарантировать безопасность инвестиций. Это еще одна сильная позиция в переговорах с инвестором. А объединив активы, можно создать, скажем, на территории АР Крым, образцовый европейский концерн наподобие знаменитого NORSK HYDRO.
Но пока преобладает другой подход. «Я просил 350 миллионов гривен, значит, 140 миллионов гривен -- это нормально», -- отметил министр Сергей Рыжук. Видно, принципы работы остаются неизменными: попросить вдвое больше, чем, вероятно, дадут, и ждать. А вдруг еще удастся заставить всех покупать наш товар?
214Читайте нас у Facebook