Только через восемь часов спасатели смогли пробраться сквозь задымленные подземные штреки к попавшим в огненную западню шахтерам
Со спасенными -- Сергеем Морозом, Николаем Масальским и Леонидом Федоровым мне разрешили поговорить недолго: они сейчас в реанимации и еще очень слабы -- сказываются последствия отравление рудничным газом. Тем не менее ребята, пережившие такой стресс, держатся спокойно и мужественно.
«Воздух накалился, было так горячо, что стало больно прикасаться даже к собственной коже»
-- Людей в шахте уже почти не оставалось, -- вспоминает заместитель начальника участка N 83 30-летний Сергей Мороз, -- смена выезжала на-гора. -- Только механик Николай Масальский, электрослесарь Леонид Федоров и я занимались в выработке ремонтом -- меняли узел комбайновой лебедки. В начале десятого вечера мы почувствовали запах гари и немедленно позвонили наверх: доложили горному диспетчеру о ситуации, сказали, что нужно замерить содержание метана и углекислого газа. Не успели положить трубку, как услышали взрыв -- он напоминал громкий хлопок. В выработку с лавы потянулись гарь и пыль. Мы сразу же включились в самоспасатели.
Допусти шахтеры хоть минуту промедления, рудничный газ и продукты горения не дали бы людям выжить. У троих уходивших шахтеров, которые оказались ближе к эпицентру взрыва и пожара, не было даже и этой минуты, чтобы надеть самоспасатели Погибли 28-летний геровозчик забоя Александр Александров, 42-летний горный мастер Геннадий Волков и 30-летний электрослесарь Юрий Станков. Саша был холостым, у Геннадия и Юрия дети остались сиротами.
Из-за высокой температуры и полного задымления горняки уже не смогли пробраться к телефону. Понятно, одного самоспасателя ненадолго хватило бы при такой жаре, но к счастью, поблизости, в откаточном штреке, как положено по технике безопасности, висели запасные.
-- Воздух накалился, было так горячо, что вскоре стало больно прикасаться даже к собственной коже, -- говорит Сергей. -- Благо, мы могли переключиться на дополнительные самостапасатели раза по три каждый. Когда включили реверс, мы это сразу почувствовали -- пошел свежий воздух.
Ребята не паниковали, ведь наверху знали, где они находятся. В пять утра долгожданная помощь подоспела -- спасатели наконец-то пробрались к попавшим в огненную западню сквозь задымленные раскаленные штреки.
В день, когда я навестила спасенных шахтеров, к Леониду Федорову и Николаю Масальскому приехали жены, а к Сергею Морозу мама, Людмила Борисовна. Она рассказала, что женился сын в июне прошлого года. Его супруга Оксана работает бухгалтером на этом же предприятии и прибежала к мужу в больницу, как только шахтеров сюда привезли. По словам Людмилы Борисовны, кроме нее -- медсестры в детской поликлинике, все мужчины в их семье работают под землей. 29-летний сын Виктор -- проходчик стволов, работает на шахте вместе с братом, еще не женат. Отец, Александр Викторович, тоже шахтер, работает на другом предприятии.
«Ребята в тяжелом состоянии, но не в критическом»
После доставки на поверхность спасенных сразу же осмотрели врачи реанимационной противошоковой бригады Минтопэнерго, специалисты местной больницы, которые и решили, что пациентов лучше будет перевезти в специализированное медучреждение.
Как сообщил «ФАКТАМ» директор Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии Академии наук Украины Владислав Гринь, состояние шахтеров вселяет «сдержанный оптимизм». Обширных площадей обожженной кожи у горняков нет, кости целы. Но обожжены верхние дыхательные пути, есть ожоги глаз, термические поражения незакрытых участков тела -- лица, рук, кроме того, у всех троих отравление рудничными газами. В институте горняков прежде всего поместили в барокамеру -- чтобы уменьшить последствия газового отравления.
-- Шахтеры в тяжелом состоянии, но не в критическом, -- говорит Владислав Гринь. -- Из-за длительного пребывания в зоне высокой температуры наблюдается тотальный перегрев всего организма с сопутствующим обезвоживанием. 20 часов эти люди находились под землей, отработав свою смену и спасаясь всю ночь от пожара!..
У одного из спасенных шахтеров удалили из глаза кусок породы. К счастью, это «бревно» не привело к необратимому повреждению глаза. По словам врачей, динамика выздоровления у всех троих положительная. Их еще с неделю будут наблюдать в отделении реанимации -- чтобы исключить последствия кислородного голодания и развитие поражений центральной нервной системы, потом переведут в ожоговое отделение.
Горняки, с которыми мне удалось поговорить в больнице, предполагают, что пожар в шахте начался от внезапного выброса газа и с «человеческим фактором» произошедшее никак не связано, ведь в эпицентре людей уже не было. Замеры метана и углекислого газа, которые проводились перед спуском людей в шахту, превышения концентрации этих опасных газов не показывали.
Для расследования причин пожара на шахте имени Дзержинского и гибели трех горняков создана ведомственная комиссия Минтопэнерго Украины. Ее возглавил заместитель начальника территориального управления по Донецкой области Государственного комитета по надзору за охраной труда Леонид Марченко. Кроме того, работает комиссия специалистов ПО «Дзержинскуголь».
По информации Главного управления по вопросам чрезвычайных ситуаций Донецкой облгосадминистрации, в шахте продолжают тушить пожар. Установлены взрывоустойчивые перемычки, через просветы в них в «горячую» зону будут закачивать инертный газ. Над ликвидацией последствий аварии работают шесть отделений горноспасателей.
Как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе Донецкой областной прокуратуры, прокурором г. Дзержинска возбуждено уголовное дело по ст. 272 (ч. 2) Уголовного Кодекса.
4 и 5 февраля в Дзержинске хоронили погибших горняков. Их семьям назначены компенсационные выплаты -- из Фонда социального страхования выделены 115 тысяч гривен. Для желающих помочь семьям погибших Донецкая облгосадиминстрация обнародовала расчетный счет:
Фонду захисту населення i територiй вiд надзвичайних ситуацiй «Донецький рятувальник»: р/р 26008301750180 у ГУ ПIБ України м. Донецька. МФО 334635. Код IДРПОУ 25902560.
Контактный телефон (062) 3377104.
228Читайте нас у Facebook