Родившемуся без пищевода младенцу днепропетровские хирурги под микроскопом «выкроят» новый из его собственных тканей, когда ребенок немного подрастет
Оперировать детей с врожденными пороками необходимо уже в первые дни жизни
Этот малыш внешне выглядел вполне здоровеньким. Вес, рост -- все в норме. И лишь когда ребенка внимательно осмотрели, обнаружилась странная аномалия: глотая, он начинал задыхаться. В тот же день из роддома маленького Ярослава перевезли в реанимацию 3-й детской больницы. Обследование показало, что пищевода у малыша практически нет, а молоко по трахее попадает прямо в легкие.
-- Устранить сам порок развития -- лишь часть проблемы, -- говорит главврач больницы, ее ведущий хирург Игорь Македонский. -- Но есть еще много сложностей. Например, использовать искусственные материалы нельзя, ведь органы должны расти.
Сформировать пищевод из собственных тканей такого крохи очень сложно, так как их очень мало. Поэтому на первом этапе операции Ярославу просто ввели через живот специальную трубочку, чтобы он мог жить и развиваться. По ней он получает молочко и быстро набирает вес.
-- Когда ребенок будет весить около шести килограммов, мы проведем второй этап операции, -- говорит Игорь Александрович. -- Из тканей внутренних органов сформируем пищевод, и Ярослав тогда сможет кушать сам.
Пока же малыш лежит в прозрачном кувезе хирургического отделения, где у него есть даже погремушки. Хотя мальчику только месяц, он уже узнает родителей и своего доктора, трогает ручками яркие игрушки над головой. Единственное, что ему пока недоступно, -- это вкус молока на крошечном язычке. Но главное -- он жив, и есть надежда, что врачи вернут Ярославу то, чего не додала ему капризная природа. Страшно представить, что лет десять тому назад такие дети были обречены.
Под специальным микроскопом недостающие органы выкраивают и шьют, как новое платье
Объяснить, почему у здоровых родителей дети рождаются с такими аномалиями, наука пока не может. Генетики считают, что это результат спонтанной мутации, часто не зависящей от наследственности или образа жизни родителей.
Делать операции, позволяющие «реконструировать» органы новорожденных, хирурги научились сравнительно недавно. Слишком уж хрупок и миниатюрен тот мир, в который должен вторгнуться хирургический скальпель. Действительно, инструменты, которыми оперируют новорожденных, в несколько раз меньше тех, что применяются для 5--6-летних детей. А хирургическая нить практически не видна невооруженным глазом -- она тоньше человеческого волоса. Поэтому операции в отделении для новорожденных проводятся под специальным микроскопом.
Между тем, пороки внутриутробного развития становятся все более сложными. Каждый месяц в больницу привозят маленького павлоградца Артема. У мальчика, родившегося без пищевода, части кишечника и анального отверстия, позади уже несколько операций. Ему сформировали пищевод и дорастили его до желудка, а затем выкроили новый кишечник. С помощью специального прибора врачи сформировали из мышц тазового дна так называемый замыкательный аппарат: выделили и сшили вокруг прямой кишки необходимые мышцы. Эта операция была самой сложной и длилась почти пять часов.
Трудно даже представить, что все жизненно важные органы маленькому человечку можно скроить и сшить, как новое платье. Но сделать это желательно до восьми месяцев, после чего задача врачей -- наблюдать, чтобы они не отторгались и нормально функционировали. Игорь Македонский считает, что опыт днепропетровских хирургов уже позволяет спасать жизнь и здоровье детей с самыми сложными патологиями.
Рожденная без мочевого пузыря девочка сегодня совершенно здорова и даже занимается спортом
Еще 10 лет назад смертность при внутриутробных пороках развития была стопроцентной. В минувшем году в Днепропетровской области выжили все 15 малышей, рожденных с атрезией пищевода. В клинике, не так давно реконструированной с помощью местных властей, делают сложнейшие операции, которые в других регионах почти не практикуются.
Игорь Александрович показывает мне фотографию очаровательной девчушки в ярком гимнастическом купальнике и матрешку, разрисованную ею. Шестилетняя Ярослава совершенно здорова, занимается спортом. И даже не верится, что эта девочка родилась без мочевого пузыря. Дно его зияло открытой раной на животе, поэтому девочке до четырех лет приходилось постоянно носить памперсы.
Подобные дефекты устраняются, как правило, по калечащей человека методике: мочеточник выводится в прямую кишку, и люди обречены на глубокую инвалидность. Врач сформировали Ярославе недостающий орган, и теперь ничто не напоминает ей о страшном недуге.
Со временем будет здоров и ее тезка, подрастающий в теплом кувезе до того момента, когда ему можно будет «изготовить» пищевод. Игорь Александрович в это верит.
Читайте нас у Facebook