В случае аварии на аммиачном терминале, который российская компания строит на таманском полуострове, смертельно опасное облако достигнет побережья крыма за считанные минуты
В свое время Крым собирались «украсить» химическими и атомными объектами. От АЭС крымчанам, слава Богу, удалось отбиться. Зато теперь угроза пришла оттуда, откуда ее не ждали: на Таманском полуострове, в нескольких километрах от Керченского пролива, начато строительство мощного терминала по переработке сжиженного аммиака. По мнению специалистов, при разрушении аммиачных емкостей последствия будут катастрофическими для всех стран бассейна Черного моря.
Берег Таманского полуострова не пригоден для строительства терминала
Как сообщили «ФАКТАМ» в штабе Оргкомитета общественной компании против строительства на Таманском полуострове терминала по транспортировке аммиака (в штаб вошли представители трех российских экологических организаций -- «Движение против насилия», «Хранители Радуги» и Социально-экологический союз Западного Кавказа. -- Авт. ), химическая корпорация РФ «Тольяттиазот» решила построить на берегу Черного моря, недалеко от мыса Железный Рог (Таманский полуостров), порт с одноименным названием, терминал для перевалки аммиака и огромное хранилище для сжиженного газа. Ежедневно в Железный Рог из Тольятти планируется доставлять шесть тысяч тонн аммиака. Загружать в трюмы судов его будут в открытом море!
Идея размещения терминала на Тамани далеко не нова, в 1995 году компания «Темрюкнефтегаз» собиралась построить здесь хранилище сжиженных углеводородов. Но тогда активисты «Движения Радуги» провели акцию протеста, и нефтяникам пришлось отступить. «Тольяттиазот» оказался куда более упорным и добился того, что строительство аммиачного терминала включено в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России».
По мнению российских экологов, этот объект представляет огромную угрозу для экосистемы Черного моря и, прежде всего, для населения Тамани, так как Таманский полуостров относится к зоне девятибальной сейсмичности. К тому же здесь находятся более 70 грязевых вулканов, большинство из которых -- действующие (за последние 13 лет на Тамани произошло 44 извержения). Геологи также не исключают внезапного усиления активности горы Зеленской, на которой уже ведется строительство аммиачного хранилища емкостью 100 тысяч тонн. Нельзя не брать во внимание и то, что загрузка судов аммиаком -- крайне опасная операция, которая должна проводиться в закрытой бухте, а условия в месте постройки порта отличаются коварным морским течением, постоянно меняющим не только скорость, но и направление. Да и берег в районе постройки терминала характерен мощными оползневыми процессами и практически непригоден для строительства.
О тяжести последствий катастрофы на терминале можно судить по официальному документу -- «Заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы» (российской). А оно гласит, что при возможной аварии радиус зоны поражения с летальным исходом составит 1,4 км, и расчетное время подхода облака аммиака к населенным пунктам, в которых проживает 30 тысяч человек, не превысит нескольких минут.
«Даже при абсолютно безаварийной работе комплекса экологический баланс нарушится, и многие уникальные археологические памятники просто перестанут существовать, -- предупреждала россиян московская «Независимая газета» в номере от 15 мая 2001 года. -- Биологи также серьезно озабочены сохранением рыбных запасов и неизбежным загрязнением акватории и пляжей при заходе в порт судов с аммиаком. Но все эти опасения -- просто мелочи жизни по сравнению с последствиями возможной аварии на терминале или иной нештатной ситуации при транспортировке аммиака При разрушении емкостей терминала последствия будут катастрофическими не только для Тамани и России, но и для всех стран бассейна Черного моря».
Баланс сил складывается не в пользу экологов
-- Трудно говорить об опасности того или иного объекта, не имея на руках проектной документации, -- объяснил «ФАКТАМ» заместитель директора по науке Украинского научного гигиенического центра Минздрава Украины Валерий Станкевич. -- Поэтому в качестве примера возьмем уже существующий аммиакопровод Тольятти--Одесса. Согласно генеральной схеме планировки территории Украины (на ней отражены все экологически опасные объекты. -- Авт. ), утвержденной на законодательном уровне, ширина опасной зоны возможного химического поражения людей при аварии на этом объекте составляет 46 километров, то есть по 23 километра(!) по обе его стороны.
По мнению Валерия Станкевича, не улучшает ситуацию и то, что резервуар с аммиаком будет размещен на возвышенности. При его повреждении площадь испарения существенно увеличится. Учитывая специфику Черного моря, строительство терминала должно всерьез обеспокоить в первую очередь Украину и Турцию, считает Станкевич. Морская граница первой проходит в нескольких километрах от опасного объекта, а вторая имеет узкие проливы, через которые будут проходить огромные суда с аммиаком.
-- Россия в последнее время активно продвигает различные экологически опасные проекты на западное побережье Черного моря, -- сообщил «ФАКТАМ» директор Украинского научного центра экологии моря Министерства экологии и природных ресурсов Украины Валерий Михайлов. -- Население и общественные экологические организации активно выступают против реализации этих проектов, однако баланс сил в целом складывается не в их пользу. Исключением является лишь проект Геленджикского грузового порта, строительство которого предотвратили экологи-общественники при поддержке населения, несмотря на то, что он получил поддержку в правительстве России, в администрации президента России и у властей Краснодарского края.
Валерий Михайлов считает что, строительство терминала может нанести крупномасштабный ущерб рыбным ресурсам в российской части северо-восточного шельфа Черного моря. А это удар и по Украине.
-- Пожалуй, один только запрос Украины на участие в экспертизе проекта дал бы большие результаты, чем радикальные акции экологов, приковывающих себя цепями к дверям офисов и к бочкам с цементом, -- утверждает Валерий Иванович. -- Удивляет также пассивность Стамбульской комиссии, созданной для реализации Стратегического плана действий по охране и реабилитации Черного моря. Казалось бы, именно такого рода проекты должны быть в центре ее внимания.
Разумной альтернативой возможному бедствию, по мнению «зеленых», является создание на Таманском полуострове национального курорта России. Эту идею выдвинул глава администрации станицы Тамань Геннадий Майков (на днях его вынудили подать в отставку. -- Авт. ) Семь лет назад Геннадий Григорьевич вернулся на Тамань к больной матери, до этого он работал в Харьковском университете радиофизики и электроники. В открытом письме президенту России Майков написал, что у России «осталась маленькая полоска приморской земли, которая может принять на отдых и оздоровление простых, небогатых российских граждан», а строить аммиачный терминал на Тамани -- варварство.
Справка «ФАКТОВ». Аммиак -- бесцветный удушливый газ с запахом нашатыря. При концентрации от 15 до 27 процентов взрывается и горит. При утечке собирается в облако, уничтожая на своем пути все живое. Аммиак мгновенно растворяется в легких, разносится по всему организму, способен проникать через кожу. Отравляя организм на клеточном уровне и извлекая воду из крови, он блокирует гемоглобин. При глубоком отравлении летальный исход неизбежен.
Тольяттинцы решили подстраховаться?
Что же заставило «Тольяттиазот» вложить огромные деньги в строительство терминала? Дело в том, что еще в советские времена по инициативе американского миллионера и «лучшего друга СССР» Арманда Хаммера были построены завод по производству аммиака в Тольятти, а также трубопровод и перегрузочный терминал в Ильичевске (порт «Южный»), которые составили единый комплекс.
Российская «Независимая газета» (15. 05. 2001 года) рисует ужасную картину: «Сегодня 800 км трубы и пункт перевалки остались в Украине, которая диктует свои условия экспорта. Ежегодно Россия теряет 35 миллионов долларов, при этом украинская сторона постоянно срывает графики загрузки, снижает квоты поставок. Невыносимые условия транзита заставили руководство «Тольяттиазота» задуматься о создании собственного пункта перевалки аммиака на Черном море».
-- Это какое-то недоразумение, отношения с «Тольяттиазотом» у нас очень хорошие, конструктивные, -- сообщил «ФАКТАМ» генеральный директор Украинского государственного управления «Укрхимтрансаммиак» Леонид Рассыльный. -- Правда, в последнее время у тольяттинцев появилась проблема, связанная с падением цен на аммиак на мировых рынках, но мы относимся к этому с пониманием. А что касается объемов транспортировки, то за последние годы украинская сторона свои договорные обязательства постоянно перевыполняет.
По словам Леонида Рассыльного, вероятная причина строительства терминала на Тамани заключается в том, что через два года заканчивается гарантийный срок действия трубопровода Тольятти--Одесса. Чтобы не потерять мировой аммиачный рынок, тольяттинцы решили подстраховаться. Однако год назад «Укрхимтрансаммиак» объявил тендер, и несколько украинских НИИ, изучив состояние трубопровода, пришли к выводу, что он вполне прослужит до 2010 года.
-- По заданию Президента Украины мы постоянно работаем над продлением ресурса трубопровода, -- утверждает Леонид Рассыльный. -- Через восемь лет снова проведем его комплексное обследование. Да и нынешнее состояние трубопровода не вызывает никаких сомнений в надежности всех систем и самой трубы. Я думаю, что комплекс еще долго прослужит на благо Украины и России.
Согласно существующим международным соглашениям, Россия должна была хотя бы предупредить своих соседей, и в первую очередь Украину, о строительстве опасного объекта. Недаром же два десятка лет назад, когда строился порт «Южный» под Одессой, были полностью выселены люди из трех близлежащих населенных пунктов. Однако заместитель начальника Управления комплексного регулирования использования природных ресурсов Министерства экологии и природных ресурсов Украины Нина Корсак, к которой «ФАКТЫ» обратились за комментарием, заверила, что компетентные государственные органы России о строительстве данного объекта по официальным каналам Украину не предупреждали. В связи с этим Минэкологии уже направило в Москву соответствующий запрос.
-- В документах, которыми мы располагаем, Украина нигде не упоминается, -- утверждает представитель Социально-экологического Союза Западного Кавказа Андрей Рудомаха. -- Я имею в виду Декларацию о намерениях, технико-экономическое обоснование и заключение госэкоэкспертизы. Так что, скорее всего, вопрос о возможном трансграничном воздействии терминала на Украину вообще не рассматривался. А поднять его крайне важно.
Читайте нас у Facebook