Можно ли изучать иностранный язык, сидя за рулем автомобиля?
Объявление о том, что открылись курсы, на которых иностранный язык можно выучить без зубрежки, немедленно привлекло внимание интересующихся. Еще бы: при помощи «эффекта 25-го кадра» организаторы курсов обещали феноменальный результат -- запоминание от двух до четырех тысяч (!) слов за 60 часов! Но подсознание -- это не та область, куда двери должны быть открыты всем и каждому. Поэтому я отправилась по указанному в объявлении адресу.
Консультант фирмы вручила мне прейскурант: оказывается, за видео- и аудиокассеты я должна выложить почти тысячу гривен. Потом мне предложили испытать чудодейственный метод на себе. Перед глазами замелькали пары слов (английское -- русское), которые я не успевала не то что запоминать, но даже прочитывать. Закружилась голова. Угадав мое состояние, консультант успокоила: «Вам не нужно было читать и запоминать слова. Вся задача -- сфокусировать взгляд на черной удаляющейся воронке, остальное сделает ваше подсознание. Скорость демонстрации учебного материала позволяет охватить огромный запас лексики! Кроме того, в текст заложена установочная фраза: «Я знаю иностранный язык!» -- она вселяет уверенность в своих знаниях».
Это, однако, был лишь первый этап работы. За ним последовали второй и третий со своими особенностями. Но пройдя их, я поняла, что усвоить удалось только одно новое слово. Увидев, что я разочарована, консультант решила подойти к делу с другой стороны: «Этот метод ранее применялся лишь для обучения дипломатов и разведчиков! Теперь он доступен широкой аудитории».
Но меня это не утешило. Дипломаты и разведчики -- люди, прошедшие жесткий профессиональный отбор, а значит, обладающие определенными физическими и психическими качествами. На курсы же приглашают всех желающих, а откликаются прежде всего школьники. Но не противопоказано ли им обучение с применением «эффекта 25-го кадра»?
Вот как ответил на этот вопрос заведующий Центром психотерапии и медицинской психологии Киевской городской клинической психоневрологической больницы N1 Леонид Юнда:
-- Установочная фраза «Я знаю иностранный язык» повышает уверенность в себе, но знаний не добавляет. Изучение любой дисциплины должно происходить осознанно. Ведь известно, что чем быстрее мы что-то запоминаем, тем быстрее и забываем. Кроме того, если приобретенные знания не используются, они уходят на уровень подсознания, и, чтобы их оттуда «достать», нужно приложить немало усилий.
Но это одна сторона дела. Есть и другая: насильственное ускорение темпа усвоения информации способно изменить биоэнергетическую активность головного мозга. Если у человека повышенная возбудимость некоторых его участков, то может случиться расстройство психики (начиная с невроза и заканчивая судорожными припадками). Применение же такой методики в работе с подростками и вовсе недопустимо, так как у них еще не сформирована психика. Особенно опасно внедрять в подсознание установки, которые не совпадают с сознательными.
Поэтому-то в Министерстве образования и науки Украины, давая этому курсу иностранного языка «без зубрежки» ведомственный гриф, поставили условие: обучать детей старше 12 лет, не склонных к заболеваниям, указанным в акте психолого-психиатрической экспертизы.
-- Список заболеваний эксперты привели, поверьте, внушительный, -- заверила ведущий специалист департамента развития общего среднего, внешкольного и дошкольного образования Оксана Коваленко. -- Но сегодня срок грифа истек.
А объявление в метро висит на прежнем месте. Кроме того, руководство фирмы предлагает еще одну услугу: выучить иностранный язык сидя за рулем автомобиля! Как пояснила консультант, механизм изучения таков: водитель надевает наушники и А как же дорога? Судя по всему, консультанту и в голову не приходило, что «образование за рулем» может обернуться трагедией.
368Читайте нас у Facebook