ПОИСК
Події

Украинские альпинисты, поднявшиеся на высочайшую гору северной америки мак-кинли, в десятиградусный мороз перед сном мыли ноги снегом, а «принимая ванны», окунались в сугробы

0:00 9 липня 2003
Руководил экспедицией киевлянин Владимир Горбач, лишившийся пальцев на обеих ногах и левой руке после восхождения на Эверест четыре года назад

В мае 1999 года об участниках проходившей тогда Первой национальной экспедиции на Эверест киевлянине Владимире Горбаче и одессите Василии Копытко писали все украинские газеты. Эти альпинисты поднялись на высочайшую вершину планеты, но при спуске в штурмовой лагерь сбились с пути. Василий Копытко бесследно исчез, а едва живого Владимира Горбача, проведшего ночь на 50-градусном морозе, утром нашли товарищи. Затем было длительное лечение и девять операций, после которых пальцы у Владимира остались лишь на правой руке. Но у Горбача хватило силы духа, чтобы не только заново научиться ходить, но и вернуться в альпинизм.

Гелевые грелки защищают конечности альпинистов от холода 6--7 часов

Как уже сообщали «ФАКТЫ», в середине июня восемь украинских и двое американских альпинистов во главе с 48-летним киевлянином Владимиром Горбачем поднялись на высочайшую вершину Северной Америки Мак-Кинли (6193 метра), расположенную на Аляске. Для Горбача эта гора стала самым серьезным испытанием после того, как он четыре года назад чудом выжил после восхождения на Эверест. Каково было ему подниматься без пальцев на обеих ногах и левой руке на укрытую ледником Мак-Кинли, я попросил рассказать Владимира сразу после его возвращения в Украину.

Мы договорились с Владимиром встретиться в редакции «ФАКТОВ». Увидев его на проходной, я невольно стал присматриваться к походке альпиниста. Она оказалась быстрой и легкой -- по крайней мере, догадаться о том, что на ногах у Владимира нет пальцев, практически невозможно.

-- Ноги на восхождении вас не подводили? -- задал я первый вопрос.

РЕКЛАМА

-- При подъеме на вершину хлопот доставляла только непогода, а вот на спуске мне пришлось помучиться -- растер ноги до крови, -- отвечает Владимир Горбач. -- Дело в том, что после ампутации пальцев на ногах образовались выпирающие наросты. Пока шел вверх, они меня не беспокоили, но когда опускались все время по наклонной, наросты упирались в ботинки и стирались из-за этого в кровь. А шли-то мы целый день…

-- Это из-за неправильно выбранных ботинок?

РЕКЛАМА

-- Вероятно, да. Я ведь после операций стал носить обувь на размер меньше. А в горы, наверное, нужно было брать ботинки того размера, который я носил прежде. Тогда, думаю, все было бы в порядке.

-- Ваши коллеги-альпинисты рассказывали, что одно из главных правил безопасности в горах -- беречь конечности от обморожения, почаще шевеля пальцами. А как вы защищали от холода ступни, ладонь левой руки, на которой нет пальцев?

РЕКЛАМА

-- С помощью специальных гелевых грелок. Они приклеиваются к коже, как пластырь. Одна грелка выделяет тепло в течение 6--7 часов.

-- Вы несли на себе столько же груза, сколько и остальные участники экспедиции?

-- Никаких послаблений. У меня был такой же груз, как у всех: рюкзак весом около 15 килограммов. Остальное тащил в санях, привязанных веревкой к поясу.

-- Вы сказали, что на восхождении доставила хлопот непогода. Пришлось идти в метель?

-- Нет, конечно. Когда мы были на подступах к вершине, поднялся ураганный ветер. Он просто сбивал с ног. Из-за этого нам двое суток пришлось укрываться в палатках. Мы боялись, что они не выдержат натиска стихии, но, к счастью, палатки не подвели. Еще мы использовали дополнительный способ защиты от ветра: вокруг палаток построили стену из снежных и ледяных глыб. Кстати, очень часто альпинисты, не надеясь на прочность палаток, устраиваются на ночлег прямо в сугробах, выкапывая в них нечто вроде пещер. Получаются уютные и надежные укрытия. Во время этой двухдневной вынужденной остановки мы развлекались игрой в карты и чтением вслух.

«Нас хотели оштрафовать за то, что мы потеряли… биотуалет. Но потом простили»

-- А как в ураган можно справить нужду?

-- В этом плане о нас позаботились… американские рейнджеры (спасатели. -- Авт. ). В базовом лагере при регистрации экспедиции нам выдали два походных биотуалета. Ни на одной горе мира, где я побывал, такого не было. Биотуалеты мы ставили прямо в палатках -- их конструкция такова, что есть предбанники, которые можно отвести под отхожее место. Один туалет мы потеряли, а второй, вернувшись в лагерь, сдали рейнджерам. За пропажу нас хотели оштрафовать на 250 долларов, но потом простили.

До получения биотуалетов мы ходили по нужде в специальные кульки, ведь идти по снежному насту в поисках трещины в леднике (ее можно использовать в качестве клозета) слишком хлопотно. Мы также не оставляли на горе мусор. Так что спускаться пришлось с грузом консервных банок, использованных газовых баллонов и других отходов. Из базового лагеря мусор вывозят на вертолете.

-- Что интересного вам довелось увидеть?

-- Мы стали свидетелями того, как из базового лагеря эвакуировали пострадавшего аргентинского альпиниста. Он получил серьезные обморожения, но его спасли двое чешских коллег. И пострадавшего, и спасавших рейнджеры в приказом порядке эвакуировали. Аргентинца усадили в специальную люльку, тросом прикрепили ее к вертолету и вот так, в подвешенном состоянии, повезли на аэродром.

-- Удавалось ли вам при отсутствии воды соблюдать хотя бы элементарные правила гигиены?

-- Конечно. Я даже ноги мыл перед сном -- в снегу. Вечером, правда, температура опускалась до десяти--пятнадцати градусов мороза, но у меня даже намека на простуду не было. Быстренько разуваешься, потрешь ноги снегом -- и в палатку, одевать шерстяные носки. А днем, в ясную солнечную погоду, мы запросто купались в сугробах, некоторые даже голышом. Самочувствие после такой ванны превосходнейшее. Чтобы почистить зубы, приготовить чай, растапливали снег на газовых горелках. Еду готовили из сублимированных продуктов: вскипятишь кружку воды, бросишь в нее концентрат супа -- и через несколько минут блюдо готово.

-- Что представляет собой вершина Мак-Кинли?

-- Это небольшая площадка, на которой могли бы уместиться человек тридцать-сорок. Мы провели там около получаса, сфотографировались с национальным флагом и любимыми газетами. Я, как и в восхождение на Эверест, взял с собой на Мак-Кинли «ФАКТЫ».

-- Как в вашу экспедицию попали американцы?

-- Мы познакомились с ними два года назад на Кавказе и решили вместе подняться на Мак-Кинли. Планировали это восхождение на 2002 год, но тогда нам помешали финансовые трудности. Ведь каждый из нас оплачивал участие в экспедиции сам. Так что нужно было скопить несколько тысяч долларов.

-- Почему вы решили штурмовать Мак-Кинли в июне?

-- В это время погодные условия там наиболее мягкие. Поэтому базовый лагерь -- он расположен на высоте 5300 метров -- разросся до масштабов альпинистского поселка с населением около четырехсот человек. В этом оазисе цивилизации даже стационарные туалеты есть.

А вот добираться до базового лагеря нужно долго -- путь к нему с небольшого горного аэродрома лежит вокруг горы. Поскольку многие группы приезжают не для того, чтобы достичь вершины (они до нее и не доходят, возвращаясь с полдороги), а полюбоваться красотами Мак-Кинли, пожить среди дикой природы, то идут от аэродромчика до лагеря неделю, а то и дольше. Кстати, от директора аэродрома мы даже приз получили -- три бутылки пива. У нас было свободное время, и мы вылепили весьма изящную снежную бабу. Получилась почти скульптура. Директору аэродрома -- женщине -- наше произведение очень понравилось.

Вообще у нас подобралась надежная и веселая группа: шутили в любых ситуациях. А Сергей Шевченко додумался постричься почти наголо, при этом попросил нас выстричь ему на затылке древние китайские знаки мужского и женского начал -- Инь и Янь. Дело в том, что родители у Сергея китайцы. Но родился и вырос он в Киеве.

-- Как вы поддерживаете спортивную форму, необходимую для сложных восхождений?

-- Мы с ребятами регулярно выезжаем на Кавказ. Это позволяет организму не отвыкать от специфических условий высокогорья. А на Мак-Кинли мы совершили несколько тренировочных выходов из базового лагеря прежде, чем отправиться на вершину. Это помогает адаптироваться к нехватке кислорода. А дома поддерживаю спортивную форму ежедневными тренировками: зарядка, двадцатиминутный бег, летом -- купание в озере. Беговую, как, впрочем, и любую другую обувь, выбираю по подошве -- она не должна легко гнуться, ведь в носках обуви остается пустота…

266

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів